Сро изменения с 1 июля г. Свидетельства о допуске сро на строительство и проектирование отменены

С 01.07.2017 вступают в силу изменения в ГрК РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ. С названной даты не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на основании свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией (далее - СРО). Кроме того, с 1 июля лицо будет иметь право осуществлять работы по выполнению инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, если оно является членом соответствующей СРО и иное не установлено ГрК РФ. С 01.07.2017 заказчики не вправе устанавливать требование о наличии свидетельства о допуске у участников закупки.
Каким образом с 01.07.2017 заказчики должны устанавливать требования к участникам контракта по закупке работ, по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства? Какие необходимо требовать документы, если цена контракта превышает 3 млн. руб.?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик при закупке конкурентным способом работ по выполнению инженерных изысканий, или подготовке проектной документации, или по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 3 млн. рублей обязан установить требование о необходимости по общему правилу членства участника закупки в объединяющей лиц, выполняющих соответствующие работы, саморегулируемой организации, в которой сформирован компенсационный фонд, обеспечивающий обязательства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в предельном размере, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный фонд, превышающем размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.
В качестве подтверждения соответствия данному требованию заказчик вправе требовать предоставления в составе заявки:
- выписки из реестра членов вышеуказанной саморегулируемой организации, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки на участие в закупке и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода;
- декларации участника закупки о том, что общая сумма его обязательств по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, меньше предельного размера соответствующих обязательств, обеспеченных вышеуказанным компенсационным фондом, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.

Обоснование позиции:
В соответствии с , Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. К таким требованиям относится, прежде всего, необходимость получения специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации (далее - СРО) или получения свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ для осуществления определенных законом видов деятельности ( ГК РФ). В отношении права на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответствующие требования устанавливаются нормами РФ (далее также - ГрК РФ).
При этом, действительно, с 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в РФ, внесенные от 03.07.2016 N 372-ФЗ (далее - Закон N 372-ФЗ), в связи с которым в соответствии с Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", внесенной в указанный Закон Закона N 372-ФЗ, с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду или видам соответствующих работ.
Соответственно, с 1 июля 2017 года заказчики не вправе устанавливать требование о наличии вышеуказанных свидетельств у участников закупки.
В соответствии с ГрК РФ, ГрК РФ, ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ выполнение инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации, а также выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - строительных работ) по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО, осуществляющих соответствующие виды деятельности (далее - СРО в области строительства), если иное не установлено нормами РФ.
Исключения установлены в отношении нижеперечисленных категорий работ для следующих лиц:
- в отношении выполнения любых вышеуказанных работ - для лиц, перечисленных в , ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ, а именно государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, иных коммерческих организаций, созданных публично-правовыми образованиями или в уставном капитале которых публично-правовые образования или вышеперечисленные юридические лица владеют более 50%, при условии выполнения ими таковых работ по договорам с органами государственной власти или органами местного самоуправления соответствующих публично-правовых образований;
- в отношении выполнения строительных работ:
для любых подрядчиков по договорам, размер обязательств по которым не превышает 3 млн. рублей ( ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ);
для физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома ( ГрК РФ);
для любых лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, на выполнение работ по которых не требуется разрешения на строительство в соответствии с ГрК РФ ( ГрК РФ).
Дополнительные требования к выполнению всех вышеуказанных работ (далее также - работы в области строительства) по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, выдвигает ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ, согласно которой член СРО имеет право выполнять работы в области строительства по таким договорам при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со и ГрК РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным выше договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч.ч. 11 или 13 ГрК РФ (количество таких договоров не ограничивается).
При этом в силу ч. , ГрК РФ компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств формируются СРО в области строительства только по заявлению 15 ее членов или 30 - для СРО, объединяющих лиц, осуществляющих строительные работы, о намерении принимать участие в заключении соответствующих договоров с использованием конкурентных способов заключения ( , ГрК РФ).
Из вышесказанного следует, что заказчик при закупке любых работ в области строительства, в том числе строительных работ с начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) свыше 3 млн. рублей, конкурентным способом по общему правилу должен установить следующие требования, выполняемые в совокупности:
- членство участника закупки в СРО в области строительства, объединяющих лиц, выполняющих соответствующие работы;
- наличие у данного СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
- подтверждение того, что предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный компенсационный фонд, превышает размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, поскольку контракт в случае признания такой закупки несостоявшейся может быть заключен именно по такой цене (ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2, п. 4 ч. 3 ст. 71, ч. , Закона N 44-ФЗ).
Данные требования не применяются в отношении лиц, перечисленных в , ГрК РФ в редакции N 372-ФЗ, в ситуациях, описанных в вышеперечисленных нормах.
В связи с этим следует иметь в виду, что, во-первых, сведения о СРО в области строительства согласно ч. ГрК РФ, Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) вносятся в государственный реестр СРО, а сведения, содержащиеся в данном реестре, являются открытыми и общедоступными ( Закона N 315-ФЗ).
Во-вторых, в силу ГрК РФ, Закона N 315-ФЗ каждая СРО обязана вести реестр ее членов, сведения из которого согласно ч. , Закона N 315-ФЗ должны размещаться на официальном сайте этой СРО в сети Интернет. Ведение реестра членов СРО в области строительства в соответствии с ГрК РФ может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения СРО такого реестра ее членов на своем сайте. Причем согласно ГрК РФ в реестре членов СРО в области строительства в отношении каждого ее члена должны содержаться, помимо прочего, сведения о наличии у него права выполнять соответствующие работы в области строительства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне его ответственности по обязательствам по договорам такого рода, в соответствии с которым им внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. По логике из приведенных норм следует, что указанные сведения вносятся в реестр членов СРО только при условии, что в СРО уже сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, и член СРО уже внес в него соответствующий взнос.
При этом СРО обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов СРО в срок не более чем 3 рабочих дня со дня поступления указанного запроса, срок действия выписки из реестра составляет 1 месяц с даты ее выдачи ( ГрК РФ). Форма выписки в силу ГрК РФ устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями, на основании этой нормы такая форма утверждена Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58.
Таким образом, заказчик в качестве подтверждения членства участника закупки работ в области строительства, в том числе строительных работ с НМЦК свыше 3 млн. рублей, в соответствующей СРО, формирования в ней компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и внесения в этот фонд участником закупки соответствующего взноса вправе требовать предоставления выписки из реестра членов СРО, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода.
Достоверность сведений, указанных в выписке, может быть проверена по реестру членов СРО, размещенному на ее официальном сайте, а правомочность СРО давать такого рода выписки - по данным государственного реестра СРО.
Превышение же предельного размера обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, над общей суммой обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным им в качестве подрядчика с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, может быть подтвержден при подаче заявки только декларацией самого участника. Вместе с тем достоверность данных такой декларации может быть проверена путем сличения данных выписки об уровне ответственности и данных реестра контрактов, предусмотренного Закона N 44-ФЗ, о заключенных данным участником контрактах на выполнение аналогичных работ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Голубев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Создано 29.06.2017 08:28

Реформа СРО в сфере проектирования
1. Допуски саморегулируемых организаций (СРО) на выполнение работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства, уходят в прошлое. С 1 июля эти допуски не действуют, поэтому требовать их наличия от участников закупок нельзя. Можно потребовать выписку из реестра.
2. Участники закупок любых проектно-изыскательских работ должны быть членами СРО. Исключение сделано для унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юрлиц с госучастием, но только по видам контрактов, описанных в ч. 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ.
3. Член СРО, который хочет участвовать в аукционе или иной конкурентной закупке (Конкурентные закупки - все конкурентные закупки, осуществляющиеся на основании Федерального Закона №44), должен внести деньги в особый компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Этот фонд выступает дополнительной страховкой заказчиков от недобросовестных подрядчиков;
4. СРО смогут в суде защищать интересы своих членов, если заказчик подаст иск о неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих обязательств.

Как с 1 июля будет происходить конкурентная закупка работ по проектированию
При закупке любых работ по инженерным изысканиям (подготовке проектной документации) в извещении и документации должно быть следующие требования:
- участник конкурса должен быть членом СРО в области инженерных изысканий (в области архитектурно-строительного проектирования).
- СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;
- в составе заявки участник должен представить действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.
В проекте контракта рекомендуем указать условие о том, что заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

На что обратить внимание
На выписку - при проверке выписки из реестра членов СРО обратите внимание на поле "дата". Выписка должна быть выдана не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок. Например, если подача заявок заканчивается 01 сентября 2017 года, а выписка выдана 29 июня 2017 года, заявку отклонят (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).

Друзья и коллеги!
Как выясняется вопрос не так прост, как показалось на первый взгляд.
Одной из презюмируемых целей реформы СРО в области строительства и проектирования было отделения Застройщика (хозяина денег и земли или просто предпринимателя) от компаний, осуществляющих работы, необходимые для получения результата (генподрядчик, проектировщик, изыскатель)
Однако все оказалось не так однозначно.
Вчера, 21.06.17 года, то есть за 10 дней до наступления часа Х (вступления в силу изменений) сайт ЕРЗ (единый реестр застройщиков) опубликовал 2 статьи лейтмотив которых: застройщик, который выполняет функции технического заказчика (заключает договоры: генподряд, проектирование и изыскания) должен САМ быть членом всех 3 профильных СРО.
Анализ норм Градостроительного кодекса РФ говорит о том, что "ошибка" закралась в понятийный аппарат.
Статья 1 Градкодекса обязала техзаказчика быть членом профильных СРО, а иные статьи того же документа говорят о такой обязанности только для тех компаний, которые сами выполняют эти работы. (ст.ст. 47ч3.3, 48ч5, 52ч3.1)
Коллизия...
Учитывая возможные "административные" последствия отсутствия членства в СРО (хотя в первую очередь это каснется участников торгов по 44 ФЗ) вопрос становится вовсе не праздным.
Что думаете, коллеги?

Ниже текст публикации на сайте ЕРЗ"Новые требования к застройщикам и другим организациям, которые будут осуществлять функции технического заказчика с 1 июля 2017 года

Согласно п. 22 ст. 1 Кодекса функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 Кодекса.

Таким образом, с 1 июля 2017 года застройщики или привлеченные ими организации, осуществляющие функции технического заказчика, должны являться членами одновременно трех СРО: изыскательской, проектной и строительной. Исключение сделано только для организаций бюджетной сферы, а также государственных компаний и корпораций, которые могут не вступать в СРО при выполнении как подрядных работ, так и при осуществлении функций технического заказчика в интересах государства.

Поскольку остальным организациям придется платить немалые взносы одновременно в три СРО, то логично предположить, что застройщику с 1 июля 2017 года будет не так просто найти технического заказчика, соответствующего новым требованиям законодательства. Стоимость услуг технического заказчика также может возрасти с учетом заложенных в нее расходов на дополнительные взносы в СРО.

Застройщик, который решит осуществлять функции технического заказчика самостоятельно, также будет вынужден вступать в три СРО. При этом размер взносов в СРО для застройщика (технического заказчика) согласно общим требованиям закона будет определяться исходя из стоимости заключенных им договоров подряда, в том числе строительного, а не согласно стоимости выполнения функций технического заказчика.

Частями 10 - 13 статьи 55.16 Кодекса установлены минимальные размеры взносов в компенсационные фонды соответствующих СРО.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд возмещения вреда строительной СРО составляет:

1) 100 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 60 млн. руб. (0,16%);

2) 500 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 500 млн. руб. (0,1%);

3) 1,5 млн. руб., если стоимость по одному договору не более 3 млрд. руб. (0,05%);

4) 2 млн. руб., если стоимость по одному договору не более 10 млрд. руб. (0,02%);

5) 5 млн. рублей, если стоимость по одному договору от 10 млрд. рублей.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд договорных обязательств строительной СРО составляет:

1) 200 тыс. руб., если стоимость по договорам не более 60 млн. руб. (0,33%);

2) 2,5 млн. руб., если стоимость по договорам не более 500 млн. руб. (0,5%);

3) 4,5 млн. руб., если стоимость по договорам не более 3 млрд. руб. (0,15%);

4) 7 млн. руб., если стоимость по договорам не более 10 млрд. руб. (0,07%);

5) 25 млн. рублей, если стоимость по договорам от 10 млрд. рублей.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд возмещения вреда проектной или изыскательской СРО составляет:

1) 50 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 25 млн. руб. (0,2%);

2) 150 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 50 млн. руб. (0,3%);

3) 500 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 300 млн. руб. (0,16%);

4) 1 млн. руб., если стоимость по одному договору от 300 млн. руб.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд договорных обязательств проектной или изыскательской СРО составляет:

1) 150 тыс. руб., если стоимость по договорам не более 25 млн. руб. (0,6%);

2) 350 тыс. руб., если стоимость по договорам не более 50 млн. руб. (0,7%);

3) 2,5 млн. руб., если стоимость по договорам не более 300 млн. руб. (0,8%);

4) 3,5 млн. руб., если стоимость по договорам от 300 млн. руб.

Анализ указанных положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что несмотря на все разговоры про снижение нагрузки на бизнес с 1 июля 2017 года организации члены СРО должны будут платить взносы в СРО в большем размере , а застройщик (технический заказчик) - сразу в три саморегулируемые организации одновременно.

В отличие от взносов в компенсационные фонды размер членских взносов в СРО законом не устанавливается, а значит, его размер будет устанавливать саморегулируемая организация по своему усмотрению, да еще будучи монополистом в своем регионе . Такой подход представляется в корне неверным с учетом установленного законом обязательного членства в СРО. Это все равно, что разрешить страховым компаниям самостоятельно определять тарифы в области ОСАГО.

Кроме того, не совсем понятно, какие функции, влияющие на безопасность, осуществляет застройщик (технический заказчик) в области изысканий и проектирования, что он должен вступать в СРО наравне с проектировщиками и изыскателями. Согласно статье 49 Кодекса результаты инженерных изысканий и проектная документации, подготовленные на основании задания застройщика, подлежат обязательной экспертизе, без положительного заключения которой застройщик не вправе утвердить проект.

Функция застройщика (технического заказчика) по осуществлению строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта согласно статье 53 Кодекса может быть возложена в полном объеме на привлеченные сторонние организации (включая индивидуальных предпринимателей). До 1 июля 2017 года такие организации должны были являться членами только строительных СРО в отношении соответствующего вида работ. Однако с 1 июля 2017 года указанные организации попадают под норму п. 22 ст. 1 Кодекса, которая не устанавливает исключения из общего правила о членстве одновременно в трех СРО для организаций, выполняющих только часть функций технического заказчика.

В отличие от подрядных строительных организаций на застройщика (технического заказчика) не распространяется положение ч. 2.1 ст. 52 Кодекса, которое позволяет подрядчику не являться членом строительной СРО при стоимости заключенного договора строительного подряда не более 3 млн. рублей.

Исключение из общего для всех организаций требования об обязательном членстве в СРО сделано только для случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта следующих объектов (ч. 2.1 ст. 52 Кодекса):

индивидуальный жилой дом;объект на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;гараж на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;строения и сооружения вспомогательного использования, а также киоски, навесы и другие объекты, которые не относятся к объектам капитального строительства.

Не трудно заметить, что в этой части закон о реформе СРО создает дополнительные обременения для участников строительства. Еще в 2008 году при подготовке первой редакции Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, нам удалось прописать принципиальное положение в ведомственном приказе Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274. В нем было установлено, что без членства в СРО могут выполняться любые работы (изыскательные, проектные, строительные) на объектах, которые не подлежат государственному строительному надзору (включая жилые дома не более 3 этажей, производственные объекты не более 2 этажей), а также аналогичные работы в отношении объектов, для которых не требуется получение разрешения на строительство (включая капитальный ремонт с 2011 года).

Также нам удалось не допустить на том этапе затягивания в систему саморегулирования застройщиков (технических заказчиков), хотя и в 2008 году были желающие получить в СРО дополнительных плательщиков взносов. Но даже тогда никому не приходило в голову заставить застройщиков (технических заказчиков) вступать в три СРО одновременно, как это сделали разработчики Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ.

Николай Малышев,
Генеральный директор Общероссийского общественного фонда
"Центр Качества Строительства"

Перепост текста с сайта ЕРЗ

https://erzrf.ru/publikacii/voprosy-i-otvety-dlya

В начале 2010 года на смену государственному лицензированию определенных видов деятельности, касающихся сферы безопасности, пришло вступление в некоммерческие саморегулируемые организации (СРО). Все основные полномочия контроля над функционированием профильных компаний были переданы именно им. В 2017 году отмена СРО в строительстве, проектировании и изыскательных работах полностью не состоится, но свидетельства о допуске будут аннулированы. Произойдут и другие изменения.

Что представляют собой саморегулируемые организации?

Прежде чем коснуться непосредственно отмены допусков СРО, необходимо понять, какие цели преследуют и какие функции выполняют подобные учреждения. Основная идея кроется в передаче надзора участникам рынка. С государства полностью снимаются лишние задачи, благодаря чему сокращаются бюджетные расходы.

Изначально введение допусков подразумевало несколько преимуществ перед государственными лицензиями:

  • минимальное количество документации;
  • повышение уровня профессиональной ответственности;
  • оптимальная скорость оформления;
  • форсирование повторного получения;
  • отсутствие сложных бюрократических процедур.

Учреждения занимаются разработкой условий получения членства, дисциплинарных мер и анализом деятельности участников. Статус саморегулируемых организаций способны получить объединения предприятий, которые создаются на основе

Категории лиц, не попадающие под вступление

В 2017 году отмена СРО коснулась определенных групп исполнителей, которым нет необходимости становиться членами организаций. Они могут вести свою деятельность без контроля со стороны подобных учреждений, не опасаясь нарушить при этом действующее законодательство. К этой категории относятся:

  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, подписывающие договоры с техническими заказчиками или обычными застройщиками, сумма которых не превышает 3 млн рублей
  • действующие компании, имеющие уставной капитал с долей участия государства более 50 процентов;
  • организации, выполняющие строительные работы при возведении подсобных конструкций, которые не являются капитальными объектами;
  • учреждения, производящие строительный контроль по договору;
  • физические лица, осуществляющие ИЖС своими силами.

Как видно, отмена СРО в строительстве затронула широкую категорию граждан и целую группу юридических заведений. После определения со списком лиц от перечня проводимых работ удалось отказаться. С начала второго полугодия 2017 года он перестанет действовать.

Правовое положение участников после изменений

После 1 июля 2017 года отмена СРО допусков вступает в силу. Все члены саморегулируемых организаций обязаны:

  • полностью завершить переход, внеся при этом все необходимые средства до 1 сентября 2017 года;
  • предоставить информацию, подтверждающую соответствие индивидуального предпринимателя или организации новым нормам;
  • соблюдать требования российского законодательства, а также определенных стандартов при осуществлении работ.

Для подписания договоров подряда достаточно получить выписку, подтверждающую наличие членства в саморегулируемой организации. Она будет выступать в качестве документа, предоставляющего допуск. В ней содержатся сведения о взносах, поступающих в компенсационный фонд.

Новые требования к членам саморегулируемых организаций

Одновременно с отменой свидетельств СРО произойдут изменения, касающиеся требований к руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям:

  • обязательно наличие высшего образования в соответствующей сфере;
  • стаж работы должен составлять более 5 лет.

Условия проведения работ для членов саморегулируемых организаций, осуществляющих инженерные изыскания, а также строительство или реконструкцию объектов, отличающихся технической сложностью и потенциальной опасностью, определяются внутренними документами учреждения. Они не должны расходиться с базовыми нормами, установленными государством.

Основные этапы реорганизации

Не для всех будет произведена отмена СРО в строительстве в 2017 году. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, попадающие под определенные категории, должны будут состоять в них и дальше. Им следует подать заявление о намерении остаться или перейти в другую организацию до 1 декабря 2017 года. Всем, кто желает выйти, придется в те же сроки обратиться к руководству.

Другие важные даты представлены в таблице.

Сроки в 2017 году

События

Проведение собраний в саморегулируемых организациях, в результате которых должны быть приняты решения о реорганизации учреждений или формировании компенсационных фондов, соответствующих новым нормам.

Приведение устава организации и других документов в необходимую форму, соответствующую базовым правилам Градостроительного кодекса РФ.

Обращение в саморегулируемую организацию с заявлением о переводе компенсационного фонда.

Ликвидация СРО из реестра при отсутствии подтверждения нового статуса.

Уведомление СРО для участников

Все, кого коснется отмена СРО с 1 июля 2017 года, должны заполнить специальную форму уведомления о прекращении членства в саморегулируемой организации. Они полностью перестают быть участниками учреждения. При переходе в региональную организацию подается бланк о ликвидации имеющегося членства с последующим вступлением в новую структуру. Если участник остается на месте, то он должен подать уведомление о сохранении текущего положения.

При заполнении бланков в обязательном порядке указывается дата прекращения участия в определенной саморегулируемой организации. В случае отсутствия уведомления производится автоматическое исключение члена учреждения. При этом право получения внесенных ранее средств сохраняется.

Регионализация участников

Для тех членов, которых отмена СРО не затронула, но имеющих регистрацию в других субъектах РФ, переход в местные системы управления является обязательным. После завершения оформления компенсационный фонд переводится в другую структуру. Для перехода необходимо сделать следующее:

  1. Подготовить все необходимые документы для регистрации в новой саморегулируемой организации и подать их своевременно.
  2. Определиться с соответствующими уровнями ответственности непосредственно по строительным договорам подряда.
  3. Предоставить копию решения о вхождении в новую организацию и заявление о переводе денежных средств компенсационного фонда.
  4. Произвести оплату вступительного взноса при регистрации, если он установлен в учреждении.
  5. Удостовериться в переводе финансов. Они обычно поступают на новый счет в течение семи рабочих дней.

Возможные проблемы при переходе по региональному признаку

Для кого отмена СРО не действует, могут столкнуться с некоторыми сложностями при переходе в другие организации:

  1. Часто без каких-либо существенных причин назначаются внеплановые проверки.
  2. Бывает, что руководители требуют документы или особые сведения, которые в законодательстве не указаны.
  3. Иногда надлежащим образом не исполняются требования члена СРО по переводу финансов и других волеизъявлений.
  4. В некоторых случаях денежные средства не поступают в сроки, установленные российским законодательством.
  5. Случается, что на счет поступает не вся сумма, которая была уплачена ранее участником.
  6. В отдельных ситуациях происходит исключение юридических лиц или индивидуальных предпринимателей из-за нарушения процедур, утвержденных внутренней документацией.

При выходе, сохранении места или переезде в другую структурную единицу нельзя обойтись без уведомления.

  1. Всю документацию желательно отправить по почте или при помощи специализированных курьерских служб с проведением описи и проверкой права на получение корреспонденции.
  2. Необходимо получить подтверждение о получении предоставленных документов после отправки.
  3. При неисполнении саморегулируемой организацией своих обязательств следует направить жалобу в строительную ассоциацию.

Важные изменения в компенсационных фондах

После отмены СРО допусков базовая ставка в фонде возмещения вреда составит 100 тыс. руб. при проведении строительных работ по одному договору, сумма которого не превышает 60 млн руб. Это минимальная сумма. Если строительная компания заключает сразу два договора, каждый из которых не предполагает наличие суммы свыше указанной, но общая сумма превышает предел, то ставка не растет, а остается той же. Что касается фонда, касающегося договорных обязательств, то основная ставка составит уже 200 тыс. рублей при тех же условиях.

Для участников, внесших сумму 300 тыс. рублей и более, предоставляется возможность перераспределить фонд. Дополнительные платежи производить таким членам саморегулируемых организаций не нужно. Перераспределение компенсационного фонда в случае необходимости можно не делать, а оставить всю сумму в части для возмещения возможного вреда. Конечный взнос определяется пятью существующими уровнями ответственности.

В качестве заключения

Отказ от допусков СРО и обязательного для небольших строительных компаний может стать толчком для более быстрого развития. Со второго полугодия 2017 года они вступать в них не обязаны. Что касается крупных учреждений, заключающих договоры на суммы, превышающие 3 млн рублей, то они будут функционировать в рамках СРО совершенно по новым принципам. Особое внимание будет уделяться ведению прозрачной деятельности и максимально эффективной координации функционирующих структур на сегодняшний день в Российской Федерации.

Напоминаем, что 2017-й - год больших перемен для строительной сферы. Постепенно вступают в силу изменения Градостроительного кодекса РФ и отдельных законодательных актов РФ, внесенных Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ. Изменений очень много. Юристы-«земельщики» делают акцент на части, касающейся документации по планировке территорий. Это, безусловно, очень важно. Но, давайте подумаем, какое изменение в строительном законодательстве имеет, особое значение для строительных, изыскательских и проектных организаций? Как, по-вашему, а? По-моему, на первое место можно смело поставить корректировку нормативных актов, регламентирующих деятельность СРО.

Надо ли вступать в СРО?

Данный вопрос вызывал напряжение у руководства многих компаний, ведь СРО - это не дешево. Поправки в статью 47 ГрСК РФ внесли бОльшую ясность. Согласно части «а» п. 5 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ:

«Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности , для выполнения инженерных изысканий (далее также – договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей…»

Получается, если хотите работать на государственных землях, - вам в СРО, без разговоров!
Но, читаем дальше:

«Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами , могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, НЕ являющимися членами таких саморегулируемых организаций . »

Допуски не в счет

Статья 6 Федерального закона N 372-ФЗ дает также немаловажное предписание:

«С 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

Другими словами, с 1 июля 2017 года прекращается действие всех свидетельств о допуске, выданных саморегулируемыми организациями . Допуски больше не в счет, в счет только членство в СРО.

А исключения есть? Конечно! Что за правило без исключений!

Кому точно НЕ надо вступать в СРО?

Новый Закон освобождает от вступления в СРО в области строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства, ИП или компанию, если размер обязательств по каждому из заключаемых ими договоров подряда не превышает 3 млн рублей . А стало быть, работающие только на частного заказчика на его собственной территории, выполняющие «бюджетные» (скромные по современным меркам) заказы на строительство и ремонт могут облегченно вздохнуть.

Не надо вступать в СРО физлицам, занимающимся строительством (капремонтом) индивидуального жилого дома, строящим гаражи, вспомогательные сооружения, киоски и т. п.

Также, НЕ требуется членство в СРО в сфере строительства (по всем областям, включая инженерные изыскания и архитектурно-строительное проектирование) юр. лицам, контролируемым публично-правовым образованием , в двух случаях:

  • для осуществления строительных подрядных работ в интересах публично-правового образования;
  • для выполнения функций технического заказчика от имени публично-правового образования.

Под словом «контролируемые» имеются в виду не только государственные и муниципальные унитарные предприятия, но и коммерческие организации с долей участия государства (муниципалитета) более 50%.