Скачать презентацию на тему лидерство. Презентация по обществознанию "лидер и его качества"

Cлайд 1

Cлайд 2

Кто такой лидер? ЛИДЕР (англ. Tеасhег - ведущий, руководитель) - самый авторитетный член группы Лидером считают человека, обладающего наибольшим ав торитетом и признанием в своей группе, способного вести за собой других людей. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам. Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 3

Э. Богардус В начале XX века американский социолог Э. Богардус перечислил десятки качеств, которыми должен обладать лидер, - чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям, готовность брать на себя ответственность и т.д. Он считал, что лидером человека делают прежде всего такие качества, как ум, энергия, характер. Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 4

Р. Стогдилл в 1948 году, обобщив данные многих исследований, назвал уже 124 черты лидерства. Он пытался доказать, что лидер должен обладать большим интеллектом, чем окружающие его люди. Однако ему возразили: мол, в бизнесе превосходящий других ум - вовсе не обязательный фактор успеха. Немалую роль играют другие черты, например целеустремленность. Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 5

Согласно английскому писателю С. Норткоту Паркинсону, существуют шесть основных элементов лидерства, которые можно приобрести или развить в себе учебой и практикой. воображение знание решимость жесткость притяжение талант Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 6

Стили лидерства Стили лидерства – это совокупность характерных для лидера приемов и способов решения задач управления, то есть это система постоянно применяемых методов руководства. Авторитарный, демократичный и либеральный. Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 7

Тест на лидерство по русским народным сказкам (Автор теста: Анастасия Вихоцкая) 1. Вы родились трёхголовым Змеем Горынычем. Наверное, лучше: а) Оказаться средней головой. Хоть какая-то индивидуальность! б) Моя хата с краю, ничего не знаю… То есть быть левой или правой, безразлично. Главное, чтобы во время обеда не обделяли. в) Правая голова - она всегда права! По определению. Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 8

2. По принуждению отца и ввиду собственной неловкости, вы выстрелили в сторону болота и нашли там себе в невесты царевну-лягушку. Что ж. а) Все в наших руках! И пластических хирургов. б) Батюшке виднее. Он уже один раз женился. Если велит - возьму в жены лягушку. в) Любовь творит чудеса! Глядишь, и лягушка расцветет, как цветочек аленький… Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 9

3. Вас послали туда, - не знаю куда. И велели принести то, - не знаю что. Вы: а) Нет, приказы, конечно, надо выполнять. Но цели должны быть четко определены, а направление верно задано! б) Начальству виднее. Раз послало - надо идти. По дороге разберемся. в) Может, стоит сменить работу? Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 10

4. Заимев, по случаю, перо Жар-птицы, Вы: а) Продам подороже! б) Буду использовать его в качестве осветительного прибора в избе. в) Вещь, конечно, красивая. Но непрактичная. Оставлю на память потомкам. Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 11

5. Встретив в дремучем лесу избу на курьих ножках, Вы: а) Смело скомандую: - Встать смирно! Равнение на середину! б) Лучше обойду сторонкой, от греха подальше… в) Набросаю эскиз столь оригинального архитектурного сооружения. Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 12

6. Получив во временное пользование сапоги-скороходы, Вы: а) Приберегу столь ценную вещь. Не стоптались бы. б) Сдам их в царскую казну и получу премию! в) Использую прекрасную возможность попутешествовать бесплатно в страны заморские!.. Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 13

7. Имея богатый выбор транспортных средств, Вы: а) Возьму ковер-самолет. Желательно персидский. И престижно, и быстро! б) Печь-самоходная как-то надежнее. И бока греет… в) Сапоги-скороходы так похожи на обычные. Скромненько, и со вкусом. Далее 8 вопрос - мужской, а 9 - женский. Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 14

8. Встретив на жизненном пути Василису Премудрую, Вы: а) Всерьез задумаюсь о женитьбе. И о брачном контракте. б) А Василиса Прекрасная вам, случайно, не сестра? Нет, говорите… Ну, извините. в) Женюсь! А там - будь что будет… Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 15

9. Царь-батюшка настаивает на замужестве. И предлагает на выбор двух кандидатов: Ивана-царевича и витязя Руслана. Вздохнув украдкой, Вы: а) Выберу царевича. И наследство, и генетика, и титул… Три в одном. Беспроигрышный вариант. б) Один богат, другой красавец… Хоть разорвись! в) Люб мне только Алёшенька, сын рыбака! С ним и сбегу из хором царских. Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 16

10. После долгих раздумий на распутье, Вы: а) Все же поеду прямо. Опаздываю, как назло. Авось, прорвемся. б) Где-то в кармане копейка завалялась… Орел, решка, само собой. И на ребро может стать. Ну-ка, судьба - улыбнись! в) Поверну я, пожалуй, обратно. Можно ведь и другие пути найти. Антонина Сергеевна Матвиенко

Cлайд 17

11. Обнаружив, что ваша курица начала нестись золотыми яйцами, Вы: а) Поставлю это дело на поток. Ювелирная птицеферма - наш размах! б) Ну, теперь можно вообще не работать! Лежи на печи да щук фаршированных ешь! в) Поцелую ее в клювик. Антонина Сергеевна Матвиенко

  • Размер: 897.5 Кб
  • Количество слайдов: 21

Описание презентации Презентация 1 Природа и сущность лидерства по слайдам

22ПЛАН 1. Феномен лидерства 2. Лидерство и менеджмент 3. Виды, функции и стили лидерства 4. Основные составляющие лидерства

331. Феномен лидерства «Путь лидера – это путь испытаний. Людям такого сорта скучно без риска – им нравится вкус победы. Это врожденные качества, и научить им нельзя» . Елена Евграфова, редактор журнала Harvard Business Review Россия «Знаю, что ответственность падет на меня, но жертвую собой для блага Отечества…» . Фельдмаршал М. Кутузов «Лидеры не реагируют на события, а опережают их: сами генерируют идеи, а не усваивают чужие» . Абрахам Залезник, заслуженный профессор Гарвардской школы бизнеса

441. Феномен лидерства LEADERSHIP (англ.) — поведение руководителя, побуждающее подчиненных мобилизовать свои силы и способности ради достижения поставленной задачи

551. Феномен лидерства ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕР – член группы, который в значимых ситуация способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников ЛИДЕРСТВО – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений Лидер ≠ Авторитет

661. Феномен лидерства ЗАПАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕР – это индивид в группе, перед которым поставлена задача руководить и координировать групповую деятельность или тот, кто в отсутствии назначенного лидера несет основную ответственность за выполнение работы. (Ф. Фидлер) Лидер (КАК делать) = Менеджер-руководитель (ЧТО делать) ЛИДЕРСТВО – это умение заставлять людей делать то, что они не хотят, не вызывая при этом ненависти ни к себе, ни к выполняемой ими работе.

772. Лидерство и менеджмент РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ МЕНЕДЖЕРАМИ И ЛИДЕРАМИ МЕНЕДЖЕР ЛИДЕР Руководитель, администратор Инноватор Делегирует, поручает Вдохновляет Работает по целям других Работает по своим целям План – основа действий Видение – основа действий Полагается на систему Полагается на людей Использует доводы Использует эмоции Контролирует Доверяет Поддерживает движение Дает импульс движению Профессионален Энтузиаст Принимает решения Превращает решения в реальность Делает дело правильно Делает правильное дело Уважаем Обожаем

882. Лидерство и менеджмент Характеристики менеджера Характеристики лидера Разум Душа Рационализм Провидчество (умение видеть будущее) Консультирование, выдача советов Способность к творчеству Настойчивость Гибкость Умение решать проблемы Умение вдохновлять Сообразительность Мужество Способность к структуризации Богатое воображение Вдумчивость, осторожность Стремление к экспериментированию Официальность, опора на регламент Страстность Стабилизирование ситуации Способность инициировать изменения Должностная власть Личностная власть

992. Лидерство и менеджмент Лидерство отличается от управления (менеджмента) или администрирования тем, что лидеры создают и изменяют культуры, менеджеры же и администраторы функционируют в них. (Э. Шейн). Основное различие между менеджерами и лидерами – в их глубинных представлениях о хаосе и порядке. Лидеры легко мирятся с недостатком упорядоченности. Менеджеры, напротив, стремятся к стабильности и контролю. (Абрахам Залезник)

10103. Виды, функции и стили лидерства Типы лидеров Лидер – организатор; Лидер – творец; Лидер – борец; Лидер – дипломат; Лидер – утешитель;

11113. Виды, функции и стили лидерства Негативные неформальные лидеры Лидер-организатор; Лидер — коммуникатор; Неформальные лидеры; деловой лидер; информационный лидер; эмоциональный лидер.

12123. Виды, функции и стили лидерства Типы лидеров по О. В. Бухарковой и Е. Г. Горшковой Харизматичный: навыки презентации, коммуникация; Трансформационный «вдохновитель»: оратор, интроверт, формирователь организационной культуры, коммуникативные навыки

13133. Виды, функции и стили лидерства Функции лидера контроль за поведением; планирование средств; выработка политики; осуществление экспертных функций; выполнение роли представителя группы; арбитр; эталон; символ группы; носитель ответственности; исполнение «отеческой роли» ;

15153. Виды, функции и стили лидерства Демократический стиль «+» «-» совместное принятие решений правильные решения активность, инициативность работников сплоченность учет интересов и потребностей членов группы Высокие интеллектуальные, организаторские. психологические и коммуникативные качества руководителя

16163. Виды, функции и стили лидерства Попустительский стиль «+» «-» «максимум демократии» «минимум контроля» низкие результаты работы неудовлетворен ность работой неудовлетворенность руководителем Неудовлетворенность МПК

17173. Виды, функции и стили лидерства 6 стилей лидерства по Дэниэлю Гоулману: Диктаторский стиль Авторитетный стиль Партнерский стиль Метод работы Девиз стиля Основные характеристики « эмоционального интеллекта » Оптимальные условия для применения Общее воздействие на климат Требует полного и немедленного исполнения Вдохновляет подчиненных на работу, излагая свои идеи Создает атмосферу мира и согласия, устанавливает дружеские отношения « Делай, как я сказал! » « Все за мной! » « Самое главное – люди! » Стремление к достижению результата, инициативность, самоконтроль Самоуверенность, эмпатия, стремление к переменам Эмпатия, общение, отношение Состояние кризиса, необходимость крутых перемен, взаимодействие с « трудными » подчиненными Когда для перемен нужны новые идеи, когда необходимо изменить общий курс Когда необходимо заделать « трещины » в коллективе или найти новую мотивацию Отрицательное В высшей степени положительное Положительное

18183. Виды, функции и стили лидерства 6 стилей лидерства по Дэниэлю Гоулману: Демократичный стиль Образцовый стиль Наставнический стиль Метод работы Девиз стиля Основные характеристики « эмоционального интеллекта » Оптимальные условия для применения Общее воздействие на климат Достигает согласия, включая всех в процесс работы Задает высокие стандарты производительности Развивает, готовит сотрудников для будущего « А Вы что скажите? » « Делай, как я! Сейчас! » « Попробуй это! » Сотрудничество, коллективное руководствo, общение Сознательность, стремление получить результат, инициативность Поощрение развития других, эмпатия, самоанализ Когда нужно достичь согласия во взглядах, вызвать чувство сопричастности или получить нужную информацию от ценных сотрудников Когда нужно быстро добиться результата от высоко мотивированной, компетентной команды Когда нужно помочь работнику повысить производительность, развить навыки и индивидуальные качества Положительное. Отрицательное

19194. Основные составляющие лидерства Фокусы влияния по С. Кови: Проактивный фокус – – положительная энергия увеличивает круг влияния Реактивный фокус – – отрицательная энергия уменьшает круг влияния

20204. Основные составляющие лидерства Приемы активного лидерства: Внимательность за счет ясности представлений. Значимость за счет внушения своих представлений. Доверие за счет проведения своей линии. Самоутверждение за счет позитивного образа мысли.

21214. Основные составляющие лидерства Составляющие поведения лидера: Видение. Увлеченность. Стремление к истине. Гибкость. Риск. Командный дух. Действие. Планирование времени и расстановка приоритетов. Самоорганизация.

1. Руководство и власть

Руководство - это способность влиять на индивидуумов и
группы людей, чтобы побудить их работать для достижения
целей. Имеется множество средств, с помощью которых
можно оказывать влияние на других и вести людей за
собой.
Руководитель – это лицо, направляющее и
координирующее деятельность исполнителей, которые в
обязательном порядке должны ему подчинятся и в рамках,
определенных полномочиями, выполнять все его
требования. Сам руководитель может брать на себя
функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в
специфике проблемы.
Руководитель может успешно управлять исполнителями
только в том случае, если они будут подчинятся его власти.

Власть:

способность и возможность осуществлять свою
волю, оказывать определяющее воздействие на
поведение других людей с помощью каких-либо
средств,
отношения между социальными единицами, когда
поведение одной или более единиц
(ответственные единицы зависит при некоторых
обстоятельствах от поведения других единиц
(контролирующие единицы),
потенциальная способность, которой располагает
группа или индивид, чтобы с ее помощью влиять
на другого,
способность одного индивида или группы
осуществлять свою волю через страх, либо
отказывая в обычных вознаграждениях, либо в
форме наказания и несмотря на неизбежные
сопротивления.

Основания классификации власти

принуждение (власть силы, насилие),
собственность на ресурсы
легитимность (должностная власть,
закрепленная законами, нормами и
правилами),
экспертные знания (экспертная власть),
харизма (референтная власть).

Свойства власти
Содержание
Социальный характер
проявляется в том, что власть не является персональным
свойством или атрибутом, какого-нибудь лица, а существует только
как отношения между людьми
Асимметричность
выражается в неравномерности, асимметричности влияния и
направленности от руководителя к подчинённому
Целенаправленность
предполагает, что власть в организации строится на основе целей
организации, её менеджмента и персонала
Потенциальный характер
влияния ресурсов власти
означает, что подчинение происходит без применения средств
воздействия, но при угрозе или ожидании их применения
Вера подчинённых в
способность руководителя
оказывать влияние на них
без этой веры руководитель, даже при наличии
воздействия, не сможет добиться устойчивого подчинения
средств
Возможность сопротивления
или неподчинения
вытекает из ограниченности власти в организации
Причинный характер власти
выражается в том, что власть одного человека является причиной
поведения другого человека, которое, в свою очередь является
следствием властного воздействия первого
Частичная, ограниченная
властная детерминация
поведения работников
означает, что власть не распространяется на личную жизнь и
свободу персонала, и сотрудники всегда имеют возможность
уволиться из организации, если власть их не устраивает

Основной закон баланса власти

Масштаб управляемости - это
величина, определяющая количество
людей, работ или подразделений,
объединенных единым руководством.
Для высшего звена управления число
непосредственных подчиненных одного
руководителя должно выбираться по
«закону 7 плюс-минус 2», т. е. не менее 5
и не более 9 человек (в среднем 7).

Организации
могут иметь
узкий и
широкий
масштаб
управляемос
ти

Лидерство

Это «процесс социального влияния, при котором
лидер ищет добровольного участия подчиненных
в деятельности по достижению организационных
целей».
Или «процесс оказания влияния на групповую
активность, направленного на достижение
целей».

Различные определения.

Ю.В. Кузнецов и В.И. Подлесных:
- способность влиять на людей, чтобы побудить их работать на
достижение целей.
В.Р. Веснин:
- механизм воздействия индивида на групповую деятельность в
условиях сознательного принятия и поддержки его действий со
стороны группы.
О. Виханский и А. Наумов:
- тип управленческого воздействия, основанный на наиболее
эффективном для данное ситуации сочетании источников власти и
направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Отличия менеджера от лидера (по О. Виханскому и А. Наумову)

Менеджер
1.Администратор
2.Командует,
Лидер
1.Инноватор
убеждает
2.Вдохновляет, призывает
3.Выполняет указания других
3.Реализует
собственные
4.Действует
на
основе цели
расчета
4.Действует
на
основе
5.Ориентируется
на видения
организацию
5.Ориентируется на людей
6.Контролирует
6.Доверяет
7.Поддерживает движение
7.Дает импульс движению
8.Принимает решения
8.Реализует решения
9.Делает, как нужно
9.Делает, что нужно
10.Пользуется уважением
10.Пользуется любовью

Руководство и лидерство

Эффективные менеджеры добиваются совершенства
в действующей обстановке
Создают ощущение удовлетворенности
Реализуют программы реорганизации
Воспитывают преданность, готовят работников к
сегодняшним испытаниям
Направляют дела в правильное русло
Заинтересованы в производительности
Администрируют
Поддерживают обычный порядок
Сосредоточивают внимание на системах
Полагаются на контроль
Организуют и рекрутируют персонал
Акцентируют важность тактики, структуры, систем
Видят краткосрочную перспективу
Задают вопросы «как?» и «когда?»
Принимают статус-кво
Сосредоточены на настоящем
Подводят итоги
Подробно разрабатывают порядок, поэтапность
действий и сроки
Стремятся к предсказуемости и порядку
Избегают рисков
Побуждают персонал к соблюдению принятых
стандартов
Используют формальное, обусловленное служебным
положением влияние (вышестоящего на подчиненного)
Требуют от других подчинения
Действуют в рамках принятых в организации правил,
регламентов, правил, регламентов, стратегий,
процедур
Имеют определенную должность.
Эффективные лидеры отличаются способностями
создавать новую обстановку в организации
Создают ощущение неудовлетворенности
Определяют направление перемен
Воспитывают страстную преданность и желание
максимально использовать возможности,
возникающие в результате перемен
Делают правильные дела
Заинтересованы в эффективности
Внедряют новшества
Развивают организацию
Сосредоточивают внимание на людях и структуре
Полагаются на доверие
Сплачивают людей, работающих над общей
задачей
Акцентируют важность философии,
фундаментальных ценностей, общих целей
Видят долгосрочную перспективу
Задают вопросы «что?» и «как?»
Бросают вызов статус-кво
Сосредоточены на будущем
Смотрят вперед, за горизонт
Разрабатывают концепции и стратегии их
выполнения
Стремятся к переменам
Идут на риск
Вдохновляют людей на свершение перемен
Используют личностное влияние
Побуждают других следовать за собой
Действуют за пределами принятых в организации
стратегий, процедур
Берут на себя руководство

Лидер и лидерство: американский подход.

Г. Форд: Лидеры - специально подобранные производительные
рабочие, которых через 5-10 обычных работников ставят на
конвейер для поддержания сверхвысокого темпа работы.
Ф. Фидлер: лидер - это «индивид в группе, перед которым поставлена
задача руководить и координировать групповую деятельность или
тот, кто в отсутствии назначенного лидера несет основную
ответственность за выполнение его работы.
Р. Стогдилл - процесс оказания влияния на групповую активность,
которое направлено на достижение целей.
Лидерство
это умение заставлять людей делать то, что они не хотят, не
вызывая при этом ненависти ни к себе,
ни к выполняемой ими работе.

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА -

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
это привычная манера поведения
руководителя по отношению к
подчиненным, чтобы оказать на них
влияние и побудить их к достижению
целей организации.

Теории лидерства (подходы к классификации стилей руководства)

1.
2.
3.
Классификация Курта Левина
Ситуационные теории лидерства
Современные подходы к лидерству.

Исследования Курта Левина

Стиль поведения- это привычная манера
поведения руководителя по отношению к
подчиненным, чтобы оказать на них влияние
и побудить их к достижению целей.
1. Авторитарный
2. Демократический
3. Либеральный

Д. Мак-Грегор, Теория Х – представление о работниках автократичного руководителя

1.Люди изначально не любят трудиться и при
любой возможности избегают работы.
2. У людей нет честолюбия, и они стараются
избавиться от ответственности, предпочитая,
чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо
использовать принуждение, контроль и угрозу
наказания.

Д. Мак-Грегор, Теория Y – представление о работниках демократичного руководителя

1.
2.
3.
4.
Труд естественен для человека. Если условия
благоприятные, люди не только примут на себя
ответственность, но и будут стремиться к ней.
Если люди приобщены к организационным целям,
они будут использовать самоуправление и контроль.
Приобщение является функцией вознаграждения,
связанного с достижением цели.
Способность к творческому решению проблем
встречается часто, а интеллектуальный потенциал
среднего человека используется лишь частично.

Авторитарный стиль,

считающийся универсальным. Он
основывается на отдаче подчиненным в
приказной форме распоряжений без
всяких объяснений их связи с общими
целями и задачами деятельности
организации.

Характерные черты:

централизация всей власти в руках руководителя и
принятие им единоличных решений, которые
впоследствии навязываются исполнителям;
дистанцирование его от подчиненных и преобладание
между ними официальных отношений;
отдача исполнителям в приказной форме
распоряжений без объяснения их связи с общими
целями и задачами организации;
широкое использование администрирования,
наказаний.

Демократический стиль

Настоящий демократический руководитель пытается
сделать обязанности подчиненных более
привлекательными, избегает навязывать им свою волю,
вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу
формулировать собственные цели на основе целей
организации.
Организации, в которых доминирует принцип
демократического руководства, характеризуется
высокой степенью децентрализации полномочий,
активным участием сотрудников в принятии решений,
созданием таких условий, при которых выполнение
служебных обязанностей оказывается для них
привлекательно, а успех служит вознаграждением.

Либеральный стиль

Его суть в том, что руководитель ставит
перед исполнителями проблему, создает
необходимые организационные условия
для их работы, определяет ее правила,
задает границы решения, а сам отходит
на второй план, оставляя за собой
функции консультанта, арбитра,
эксперта, оценивающего полученные
результаты.

Поведенческие стили лидерства (школа университета штата Огайо)

Ориентация
на результат
Ориентация на
межличностные отношения
Низкая
Высокая
Низкая
Высокая
Лидер сосредоточен на
ожиданиях членов группы, а не
на задании.
Лидер обеспечивает
выполнение целей и принимает
живое участие в судьбах членов
группы.
Лидер дистанцируется от группы
и устраняется от
ответственности за результат.
Лидер сосредоточен на
выполнение задания,
игнорирует личностные
ожидания членов группы.

Влияние стиля лидерства на группу

Ориентация на задание приводит к групповой
результативности.
Ориентация на отношения приводит к
удовлетворенности подчиненных.

Исследования Мичиганского университета

Признаки эффективности лидерства
Производительность в расчете на человеко-час
Удовлетворенность работой членов организации
Текучесть кадров, абсентеизм и частота жалоб
Издержки
Потери от брака
Мотивация работников и менеджеров

Стили лидерства

Стили лидерства
Лидер, ориентированный на
работу
Лидер, ориентированный на
работников

Ситуационные теории лидерства

Управленческая решетка Роберта Блейка и Джоан Моутон;
Шкала лидерского поведения Танненбаума – Шмидта;
Теория эффективного лидерства Ф.Фидлера;
Модель «путь-цель» Митчела и Хауса;
Модель лидерства Пола Херсея и Кеннета Бланшарда;
Теория принятия решений Врума – Йеттона- Яго.

Управленческая решетка Р. Блейк и Д. Моутон

Шкала лидерского поведения Танненбаума-Шмидта

Суть состоит в том, что руководитель
принимает для себя тот стиль
поведения, который адекватен его
взглядам на свою роль в процессе и на
возникающую ситуацию.

Руководитель выбирает один из семи возможных
образцов поведения в зависимости от своих взглядов на
источники власти, отношения с последователями и
ситуации.
«Демократ», например, считает, что власть ему дается
последователями, которых он ведет, что люди склонны к
самоуправлению при условии правильного
мотивирования.
«Автократ» же считает, что власть дается его положением
в группе (организации) сверху, что люди внутренне
ленивы, эгоистичны и на них опасно полагаться. Между
этими крайностями существуют еще пять промежуточных
стилей поведения. Выбор одного из них обусловлен
изменением ситуации и изменением отношений с
последователями.

1 - лидер дает свободу коллективу принимать
решения, а сам только утверждает их
2 - лидер делегирует группам право принимать
решения по определенным вопросам
3 - выдвигает проблемы, просит дать предложения и
сам принимает решения
4 - предлагает решения сам и считает возможным их
изменение с учетом мнения и инициативы коллектива
5 - выдвигает идеи и предлагает их обсудить,
принимает решения сам
6 - принимает решения сам и убеждает
последователей в правильности своих решений
7 - сам принимает решения и доводит их до
подчиненных

Модель эффективного лидерства Пола Херсея и Кеннета Бланшарда

Модель строится на соответствии определенного
стиля поведения лидера готовности подчиненных
выполнить задание.
Эффективность лидерства достигается за счет
гибкости лидера в выборе модели поведения и его
приспособляемости.

Зрелость работников:
31 - способны работать в незначительной степени, желают
работать редко;
32 - способны работать в некоторой степени, иногда желают
работать;
33 - способны работать в достаточной степени, работать
желают часто;
34 - способны работать в значительной степени, обычно
желают работать.

Стили лидерства, эффективные в конкретной ситуации

В соответствии с признанными критериями (ориентацией на
задание или отношения):
S1 Директивный (telling) – направляющий, руководящий,
управляющий, указующий, устанавливающий нормы и правила. Стиль
эффективен только при низкой степени готовности подчиненных, или
в условиях дефицита времени, или кризиса.
S2 Продающий (selling) – объясняющий, разъясняющий и
детализирующий, убеждающий. Стиль эффективен при средней
степени готовности подчиненных.
S3 Участвующий стиль (participating) – ободряющий,
обнадеживающий, сотрудничающий, обязующийся. Стиль эффективен
при средней, или приближающейся к высокой степени готовности
подчиненных.
S4 Делегирующий стиль (delegating) – наблюдающий, отслеживающий,
выполняющий. Стиль эффективен при высокой степени готовности
подчиненных.

Модель Ф. Фидлера

Три ситуационные переменные:
отношения между руководителем и членами коллектива;
структура задачи или степень координации работы;
должностные полномочия.
Недружественный
12345678
Дружественный
Приятный
87654321
Неприятный
Все отвергающий
12345678
Все принимающий
Напряженный
12345678
Расслабленный

Стили лидера

Стили лидера
ориентированный на
отношения
ориентированный на задачу

Теория «путь – цель» (Т.Р. Митчелл и Р. Хаус)

Лидерские
стили
Директивный
Поддерживающи
й
Ориентированны
й на
достижения
Участвующий
Ситуационные факторы
Поведение
последователей
Характеристики
подчинённых:
вера в
предопределенность
результатов
склонность к подчинению
способности
Удовлетворенность
работой:
хорошая работа ведёт к
хорошему
вознаграждению
Организационные факторы:
содержание и структура
работы
система формальной
власти
культура группы
Мотивация:
приложенные усилия
приведут к результату
за результатами
последует
соответствующее
вознаграждение.

Современные подходы к пониманию лидерства

Базируются на предположении о
наличии у лидеров качеств,
побуждающих персонал работать лучше
своего обычного уровня.
Феномен
«сверхнормативной активности».

Концепции харизматического лидерства

Концепция эволюция харизмы (Лэй Конгер)
Этапы
Содержание
Первый этап
лидер оценивает ситуацию, адаптируется и формулирует
те представления, которые должны реализоваться
Второй этап
лидер согласовывает свои представления с ведомыми,
используя любые необходимые средства
Третий этап
выработка доверия и согласованности; на этой стадии
основными являются неожиданность действий, риск и
практические навыки
Четвертый
этап
лидер харизматического склада служит ролевой моделью
и «мотиватором» для других

Харизматическое лидерство более эффективно проявляется в группах

со слабоструктурированными задачами,
слабовыраженным функциональным
разделением труда,
отсутствием чётких стратегий реализации
организационных задач.

Факторно-аналитическая теория лидерства

Индивидуальные качества лидера и характерные для него
черты поведения, связанные с достижением определенных
целей могут существенно различаться.
В результате взаимодействия индивидуальных качеств лидера и
стоящих перед ним задач вырабатывается стиль его поведения,
составляющий его “вторую природу”.
Стиль и целевая ориентация лидера несут на себе отпечаток
определенных социальных условий.

Концепция интерактивного лидерства

Этот подход к изучению лидерства связан с
проявлениями особенностей женского стиля
руководства.
Цель этого подхода – доказать, что стремление к
достижению целей организации расширяет
возможности персонала в достижении личных
целей.

Концепция трансформативного лидерства

Трансформативное лидерство подразумевает внутреннее
вознаграждение работников.
Факторы для описания трансформативных лидеров (М. Басса)
Персонализация внимания
Обусловленное вознаграждение
Управление в исключительных случаях
Стимулирование размышлений
Харизма

Концепция сервисного (согласительного) руководства

Цель обслуживающего руководства – повышение мотивации
персонала к труду и достижению целей организации.
Основным принципом сервисного лидерства является
взаимодействие.
Руководители этого типа действуют на двух уровнях:
- служат достижению целей и потребностей своих
подчинённых,
- реализации целей и задач организации в целом.
Сервисный лидер полагается на вознаграждение сотрудников и
в исключительных случаях - на управление.

Министерство образования и науки

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Академия экономики предпринимательства

Реферат на тему: «Лидерство в социальной группе».

Выполнила студентка группы 203:
Прохорова Д.Д.

Преподаватель:
Белинская Д.В.

Тамбов 2010

Введение

1. Понятие и содержание лидерства.

2. Общие теории лидерства.

3. Качества, присущие лидеру.

5. Окружение лидера.

6. Лидерство в малых группах.

7.Политическое лидерство.

8.Лидерство и современность.

Заключение

Список литературы

Введение.

Лидерство - важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства - подчинения. Лидер - это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять, т. е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров.

Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер.

Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов. В зависимости от характера конфликта и особенностей его участников лидер, старающийся управлять конфликтом, может выбирать роль посредника или судьи.

Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений.

В своем реферате я попыталась дать представление о том, что такое лидерство в целом, какими чертами должен обладать настоящий лидер, как ведет себя лидер в малой группе, его значение и влияние на группу.

1. Понятие и содержание лидерства.

Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей; или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей.

Проблема лидерства - это традиционная проблема социальной философии от античности до наших дней. Только если прежде в центре исследования были великие исторические лидеры, то сейчас проблема лидерства исследуется главным образом в малых группах.

Лидер - это человек, способный объединить людей для достижения определённой цели. Тип лидера связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией. В рамках веберовской традиции исследования лидерства выделяется три типа лидеров, соответствующие различным формам авторитета (харизматический, традиционный и легальный). В рамках исследования лидерства в малых группах различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер назначается или избирается, приобретая таким путём статус руководителя. Неформальный лидер - это член группы, который способен объединить группу на основе личного влияния. Отношения при формальном и неформальном лидерстве выстраиваются по двум типам: руководитель - подчиненные или лидер - последователи. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга (в лице авторитетного руководителя), либо вступают в противоречие, ведя к снижению эффективности организации.

По стилю различают: авторитарное лидерство, предполагающее единоличное управление деятельностью группы; демократическое, вовлекающее в управление членов группы, и анархическое, когда группа предоставлена самой себе. В разных типах организации различные типы лидерства могут оказаться эффективными в разной степени.

Относительно природы лидерства в социологии существует несколько точек зрения. Одной из наиболее ранних была «теория черт», исходящая из необходимости определённых качеств для осуществления роли лидера. Причём набор этих качеств оказывался различным у различных авторов и практически бесконечным. «Ситуационная теория» исходит из определяющей роли тех конкретных условий, в которых действует лидер. Современные подходы пытаются объединить достижения обеих теорий. Они концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свой авторитет, вдохновить последователей на активные действия по достижению целей.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь - вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление - подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, и ее взаимоотношений с окружающей средой. В системах, характеризующихся низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных элементов и уровней организации, функции лидера выражены слабо. По мере же усиления потребностей системы, самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей спецификация функций лидера и его структурное, институциональное обособление повышаются.

В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить группу, повести ее за собой. В крупных же объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости подчинения, институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, наделение их сравнительно большими властными полномочиями обязательны.

Именно к такому типу объединений относится современное производство. В нем преследуются определенные, достаточно стабильные цели, реализация которых требует слаженности действий многих людей, их координации и регулирования на основе разделения труда. В силу этого, в трудовых организациях обязательна институциализация лидерства, его конституирование в руководство, которое, опираясь на властные позиции, выходит на передний план управления.

Анализ природы лидерства показывает, что оно происходит из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.

2. Общие теории лидерства.

Лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены гражданского общества - мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера. Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.

Итак, лидерство - одно из проявлений власти, отличительное свойство политической деятельности, право выдвигать руководителя, который ее осуществляет. Это явление присуще и другим видам деятельности - производству вещей и идей, науке, спорту и т. д.

Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба - от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

Совершенно ясно, что принятое в социальной психологии понимание лидерства как свойственного лишь малой группе было обусловлено не столько теоретическими позициями разных исследователей, сколько идеологическими и политическими заказами и запретами недавнего прошлого, когда недопустимо было даже теоретически предположить, что руководители партии и государства - не лидеры. Главой государства в течение десятилетий оказывались руководители, назначаемые на этот пост и не проходящие сложной процедуры выборов, присущей феномену политического лидерства.

Итак, можно констатировать, что в нашей психологии вопрос о политическом лидерстве, т.е. о лидерстве на уровне больших социальных групп, вообще не поднимался, если не считать робких попыток рассмотреть феномен руководства. В западной же литературе возобладали тенденции прямого, механического перенесения личностных характеристик и механизмов лидерства в малых группах на личность политического, государственного деятеля и на механизмы лидерства в больших системах.

В разрабатывавшейся у нас теории социальной психологии (как я в других областях психологии) в качестве основы изучения проблемы лидерства был взят деятельностный подход, предложенный А.Н, Леонтьевым, в соответствии с которым главными детерминантами процесса лидерства были целы и задачи группы, определявшие, кто станет лидером, и какой стиль лидерства окажется наиболее эффективным.

До некоторой степени этот подход пересекается с американскими ситуативными теориями лидерства. Общее между ними - в том, что оба подхода направлены на выявление связи и зависимости между явлением и институтом лидерства, с одной стороны, и той средой, в которой это лидерство осуществляется. Разница состоит в том, что ситуативные теории учитывают черты, характерные для среды лидерства: время, место, обстоятельства групповых действий, т.е. внешние параметры, относящиеся и к лидеру, и к возглавляемой им группе в целом.

Деятельностный же подход акцентирует внимание на таких внутренних характеристиках группы, как цели, задачи и состав.

Естественно, в советский период исследования феномена лидерства проводились исключительно с точки зрения деятельностного подхода и в русле проблематики малых групп. Основным акцентом в этих исследованиях было создание методик для выявления лидера в группе, определения его стиля. Однако один из важнейших вопросов, встающих при анализе проблемы, вопрос о происхождении феномена лидерства - конечно, не поднимался.

3. Качества, присущие лидеру.

Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это уже проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую общество программу - таковы современные требования к политику.

В малой группе (это может быть элита уровней власти и ядро любого иного руководства) роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества.

Умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач).

Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический).

Лидер не только должен хотеть вести людей за собой, но и обладать для этого необходимыми качествами. Ведомые должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную им программу. Одно из условий лидерства - получение максимальной информации в минимальное время. Современные технические средства связи и информации отвечают этому требованию.

К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность

Отношения лидера и его коллектива - важный аспект новой, лидерской организации. Целеустремленность, принципиальность, сознание ответственности перед обществом (или управляемым учреждением), понимание его задач и запросов являются неотъемлемыми качествами лидера. Они должны быть и у его окружения. Эти качества сплачивают их так же, как общее умение вести дискуссию, сочетать стремление к самоутверждению с интересами коллектива и коллег, положительно относиться к их заслугам. Лидер должен уметь разумно, обоснованно и своевременно перемещать своих сотрудников и создавать условия для их профессионального роста, использовать их способности и возможности.

Управление различными программами и процессами настолько связано с управлением кадрами, что глубокое знание способностей и психологии подчиненных и окружения оказывается порой для лидера более важным, чем собственный опыт. Он должен иметь ясное представление о проблемах, которые волнуют его работников, и считаться с их настроениями.

4. Природные свойства и селекция лидеров.

Многие тысячи, даже десятки тысяч людей активно занимаются политической деятельностью в каждой стране. Они выдвигаются из всех слоев общества.

Подавляющее большинство их сознает свою огромную ответственность. Но вряд ли берут ее на себя только ради возможных власти, славы и богатства, т.к. заполучить их далеко не всегда получается. Но если некоторые люди решаются, значит, они чем-то отличаются от всех остальных. В чем их отличие от других и что их роднит?

Видимо, общим у них является пассионарность, так Л.Гумилев выделяет людей, обладающих избытком биохимической энергии. У них стремление изменить окружающее превышает инстинкт самосохранения. Хотя пассионарии составляют очень небольшой процент сноса, они выдвигаются во всех сферах общества.

Однако направление энергии многих пассионариев оказывается не к месту не ко времени, и они погибают как высокосортные семена, попавшие на неблагоприятную почву. Так происходит со многими и в политике. Но те, чье направление энергии находит отклик в обществе и соответствует его актуальным потребностям, становятся политическими лидерами.

Каждый лидер своеобразен как феномен политики. Но при всем разнообразии политических лидеров у них всех можно обнаружить важные общие свойства.

Во-первых, - инициативу или принятие на себя ответственности за инициативу политических действий, направления и мобилизации политической силы. При этом нельзя утверждать, что лидерам свойственно глубокое да еще диалектически-материалистическое понимание развития общества. История доказала, что им не обладал даже В.Ленин. А многие лидеры были не самыми умными и не самыми образованными из своих современников. Далеко не всем им было дано предвидеть последствия своих действий и осознать свою роль. Некоторые оказались авантюристами.

Во-вторых, готовность нести ответственность за своих последователей, за свою организацию, ее политическую силу, за все общество. И здесь, как и в первом свойстве, многие можно объяснить только пассионарностью.

В-третьих, - обладание определенной политической интуицией. Она позволяет схватывать то, что нельзя увидеть или высчитать. Интуиция оказывается гораздо важнее научных знаний, теоретической подготовки. Выдающиеся политические лидеры не были учеными, политологами, даже если их именовали «корифеями всех наук».

В-четвертых, - способность убеждать, скорее - увлекать людей. Это, наверное, тоже дар пассионарности.

Конечно, этими свойствами лидеры наделены в различной пропорции. Кроме того, свойства лидера умножаются или ослабляются в зависимости от того, каково его непосредственное окружение, на какую организацию он опирается, обладает ли и в какой мере властью, особенно - государственной.

Есть лидеры, которые превосходят реальные возможности своем окружения и способствуют их росту. Такими представляются Ф. Миттеран во Французской социалистической партии, Б.Кракси в Итальянской социалистической партии и Г.Д.Геншер в Свободной демократической партии Германии. Вместе с тем имеются лидеры, которые оказываются ниже реальных возможностей своего окружения и мешают их росту. Примером может быть Г. Й.Фогель в Германской социал-демократии. Но все это выявляется при самом жестком отборе не, какими либо кадровиками, а самой политикой. Первая ступень селекции политического лидера - деятельность в своей политической организации. В случае успеха она становится его опорой, трибуной, а иногда и трамплином.

Вторая ступень селекции - проверка идейно-политической ориентации и программы лидера на соответствие устремлениям общества в конкретной ситуации. При этом в некоторых ситуациях успехом пользуются даже совершенно фантастические ориентации и бессвязные программы. Ведь судьями выступают не ученые мужи, а зачастую растерявшиеся или отчаявшиеся массы сограждан. Да и авторство программ приписывается лидерам чаще, чем они сами их пишут. Но в любом случае успех, может быть, достигнут только при способности лидера убедить, привлечь и направить достаточную для успеха политическую массу.

Но как требования к политическим лидерам, так и пути их селекции существенно различаются. Каждый тип политической системы - либерально-демократический, национально-демократический, национально-авторитарный, теократическо-авторитарный и тоталитарно-социалистический - имеет свои требования и свои методы селекции политических лидеров. Поэтому они имеют лидеров различных типов.

Но совершенно иначе происходит селекция политических лидеров в условиях кризиса, ломки политической системы, революции. В таких условиях в выдвижении лидера особую роль играет политическая масса. Достаточно вспомнить выдвижение Л.Валенсы в Польше.

Впрочем, селекция политических лидеров нигде не имеет обязательных инстанций, писаных правил и стандартов.

Появление многих из них было непредсказуемо. Ошеломляюще быстро выдвигались лидеры переворотов - от В.Ленина и А.Гитлера до Ш. де Гоши, Л.Валенсы и М.Горбачева. Постепенно складывалось лидерство реформаторов, например, У.Черчилля, Ф.Миттерана, Г.Коля. Своеобразным был кровавый путь к лидерству И.Сталина.

Многие делают политическую карьеру, занимают высшие посты. Но далеко не все оказываются способны стать политическими лидерами. Как ни стремилась КПСС всей своей силой наделить Л.Брежнева лидерством, о его авторитете в народе говорили: «Культ без личности». С другой стороны, как ни пытались руководители КПСС «не пустить в политику» Б.Ельцина после возникновения с ним разногласий события выдвинули его в лидеры, несмотря на то, что он иногда даже осложнял этот процесс.

5. Окружение лидера.

Лидерство предполагает определенный характер ближайшего окружения. Оно должно быть отобрано по деловым, профессиональным признакам. Личная преданность - важное качество окружения, но недостаточное для современной политики. Единомыслие, взаимопонимание, интерес к делу, взаимное доверие, уверенность в правильности выбора, нравственная устойчивость, убежденность также дают право занимать место в коллективе, окружающем "лидера. Привлекательными для окружения выступают престижность места, возможность карьеры, признание в коллективе и вне его, в сферах власти и управления, в обществе и в стране. Но важно, чтобы все это было при высокой профессиональной компетентности. Соратник должен иметь ясное представление об общем состоянии дел, которыми он занимается под руководством лидера, о своей роли, обязанностях в группе, обладать аналитическими, творческими способностями для политической работы. В лидере как бы концентрируются качества его сподвижников. Поэтому он должен быть заинтересован в подборе людей, превосходящих его по каким-либо качествам.

Отношения лидера и его коллектива - важный аспект новой, лидерской организации власти. Целеустремленность, принципиальность, сознание ответственности перед обществом(или управляемым учреждением), понимание его задач и запросов являются неотъемлемыми качествами лидера. Они должны быть и у его окружения. Эти качества сплачивают их так же, как общее умение вести дискуссию, сочетать стремление к самоутверждению с интересами коллектива и коллег, положительно относиться к их заслугам. Лидер должен уметь разумно, обоснованно и своевременно перемещать своих сотрудников и создавать условия для их профессионального роста, использовать их способности и возможности.

Управление политическими процессами настолько связано с управлением кадрами, что глубокое знание способностей и психологии подчиненных и окружения оказывается порой для лидера более важным, чем собственный опыт. Он должен иметь ясное представление о проблемах, которые волнуют его работников, и считаться с их настроениями.

Хорошо, если лидеру удается создать в своем окружении «мозговой центр» - совет наиболее квалифицированных экспертов по важнейшим проблемам политики. Тогда власть располагает компетентными рекомендациями и консультациями, результатами, так называемой «мозговой атаки» - срочной и напряженной коллективной работы узкого или более широкого круга специалистов для решения какой-либо неотложной проблемы. Современные государственные деятели и политики обычно создают в центрах власти штаты советников и экспертов-профессионалов. Они всегда существовали при государях в виде всевозможных государственных или тайных советов. Новизна состоит в том, чтобы заполнять такие учреждения разного рода (Советы безопасности, комитеты и комиссии) не сановниками, а знатоками. Так решаются не только отдельные политические задачи, но и проблема научной политики, которую в нашем столетии все так или иначе пытаются решить.

6. Лидерство в малых группах.

При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой. Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать, прежде всего, терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель». В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина (так же, впрочем, как и в немецком, но не в английском языке, где «лидер» употребляется в обоих случаях) и определены различия в содержании этих понятий. При этом не рассматривается употребление понятия «лидер» в политической терминологии. Б. Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя: 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в, то время как руководство - явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе. Эти различия (с некоторыми вариантами) называют и другие авторы.

Как видно из приведенных соображений, лидер и руководитель имеют, тем не менее, дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Последовательность в анализе данной проблемы должна быть именно такой: сначала выявление общих характеристик механизма лидерства, а затем интерпретация этого механизма в рамках конкретной деятельности руководителя.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.

Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Выяснить действительные возможности лидера - значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться. Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства - это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.

Лидерство в малой группе - это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано наличных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Поэтому лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия.

Основными референтами (признаками) лидерства являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач, большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы, большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера: организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы: деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, выделяют два основных вида лидерства: лидерство в деловой сфере (иногда его называют «инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаше они распределяются между разными членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач, лидеров, ориентированных на общение и взаимоотношения в группе, и универсальных лидеров. Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные роли: лидер - организатор, лидер - специалист, лидер - мотиватор, лидер - генератор эмоционального настроя и т.д.

Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации. Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина, описавшего и исследовавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства, и Р. Лайкерта, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью

7.Политическое лидерство.

Среди различных аспектов лидерства политическое лидерство занимает особое положение. Его отличительная черта - неразрывны связь с феноменом власти. Политическое лидерство, безусловно, шире, чем любая другая форма лидерства, и по этой причине оно представляет собой особый род власти. Это одна из самых высоких и самых «охватывающих» форм власти. Власть - главный ингредиент лидерства, поскольку оно состоит в способности одного или нескольких лиц, находящихся на вершине, заставлять других делать то позитивное или негативное, что они, вероятно, не делали бы вообще.

Наряду с формальным существует и неформальное политическое лидерство. Лидер может не занимать высоких государственных или партийных постов, но при этом оказывать значительное влияние на политические события.

Итак, ясно, что политические лидеры играют существенную роль в любом обществе. Именно поэтому данный феномен заслуживает тщательного исследования. Ж. Блондель писал, что «необходимо заняться анализом большой группы лидеров, пользующихся значительным влиянием, с учетом их стартовой позиции и внешних условий. В этой связи важно больше знать, прежде всего, о психологических качествах лидеров применительно к данной ситуации. Также важно выявить институциональные механизмы, которые „оркеструют“ потенциальное влияние лидеров, помогая преобразовывать цели в политические шаги, улучшая связь лидера с населением и обратно. Вот почему детальное изучение влияния политических лидеров, их качеств есть нечто большее, чем удовлетворение простого любопытства относительно поведения людей, руководящих миром. Эта задача прямо и неразрывно связана с попыткой обеспечить условия, в которых политическое лидерство будет совершенствоваться из поколения в поколение».

8.Лидерство и современность.

Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этой основе организовывать политическое управление. Лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей.

Лидер должен соответствовать требованиям времени, и не только он, но и его окружение, которое способно его понять и поддержать. Немало лидеров-реформаторов не смогли проявить себя, не встретив поддержки. Лидер должен быть главой своей группы, проводником идеи, которая может завладеть умами общества или его значительной, ведущей части. Но и общество должно готовить себе лидеров. Воспитание элиты - важная общественная задача. Обучение хозяйственному управлению (менеджменту) создает условия для подготовки людей, способных занять в государстве видные политические посты. Это и передача знаний, опыта анализировать ситуации, и развитие управленческих навыков и качеств, и воспитание ответственности, и обучение различным стилям управления, общения с людьми, умению изменять стиль и приемы руководства, Лидер (или будущий лидер) должен научиться принимать решения, избегать крайних, безвыходных ситуаций либо, напротив, создавать неизбежную, но выгодную совокупность обстоятельств. Он должен уметь, как говорил У. Черчилль, извлекать пользу из самых невыгодных положений. Особое искусство лидера - обращать в союзников скрытых и даже явных противников.

Лидер не может и не должен бояться рисковать, ждать гарантированного успеха или, напротив, полагаться на случайную победу. Поскольку политика - цепь неожиданностей, ему предстоит преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к временным неудачам, но постоянно быть нацеленным на движение вперед. Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров - со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Такие лидеры нужны как в сфере политики, так и в сфере экономики. Лидеры-новаторы призваны эффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами. Их мастерство предполагает широкие связи с другими новаторами. Они инициативны и восприимчивы к инициативе других. Такие лидеры при всей их настойчивости не подавляют.

Сочетание объективных сил, политических обстоятельств, сложившихся в обществе традиций политической" деятельности создает лидера, но только при особом его складе. Иначе он остается руководителем, служащим, хотя и высокопоставленным. Возможна, впрочем, и другая эволюция политика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В социальной психологии существует несколько точек зрения на природу и сущность лидерства. Одна из них - «теория черт» - обоснованно определяет лидеров по их личностным качествам. Другая - «ситуационная теория» обосновывает инициативное поведение личности потребностями сложившейся социальной ситуации.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы - деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, - выделяют два основных вида лидерства - лидерство в деловой сфере и лидерство в эмоциональной сфере. Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач; на общение и взаимоотношения в группе; универсальных лидеров.

Существует несколько теорий «стилей лидерства» - системы приемов влияния лидера на группу. Наиболее распространенной в отечественной психологической науке является теория К. Левина, который выделяет три стиля руководства - авторитарный, демократический, попустительский.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых, являются психологические характеристики членов малой группы, характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.

Список литературы:

1. Жизнь наверху. Искусство быть лидером, 1996

2. Лидеры (Стратегия принятия самостоятельных решений). Уоррен Беннис, Берт Нанус, 2000

3. Парыгин Б.Д. Социальная психология.- СПб, 1999

4. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива.-М.: Просвещение, 1978

5. Шихарев П.Н. Современная социальная психология.- М.: ИП РАМ, 2000

  • 1. Общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений-……..
  • 2. Совокупность индивидуально-психических свойств человека, характеризующая главным образом быстротой возникновения чувств и их силой-………..
  • 3. Совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности -…………
  • 4. Индивидуальные особенности человека, которые проявляются в умении что-либо делать, в склонности к определенным занятиям и профессии -……………..
  • 5. Движение, развитие, внутренняя энергия, это подвижность, изменчивость, действенность, напряженность -…………………
  • 6.Представление человека о своей ценности, оценка собственных качеств, достоинств и недостатков -………………………
  • 7. Играет большую роль в становлении личности -……………………….

  • АКТИВНОСТЬ
  • ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ
  • РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
  • ИНИЦИАТИВНОСТЬ
  • НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
  • САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ОРГАНИЗОВАННОСТЬ

Презентация по обществознанию 7 кл Тема:

Лидер и его качества

Исмаилова А.К.

учитель истории и обществознания

МОАУ «СОШ №1 им А.С.Макаренко» г.Орска


  • -дать представление о качествах необходимых лидеру;
  • - в чем заключается искусство общения;
  • -развивать способность к общению.

  • - доказать, что искусство общения помогает в формировании лидерства

  • Лидер может вдохновить других на достижение успеха, помочь направить на это энергию, наилучшим образом использовать время и место, возможности тех, с кем работает.
  • Очень важны взаимоотношения между теми, с кем работает каждый из вас, знание интересов и возможностей. Чтобы поближе познакомиться с вами, каждая группа получает визитку «Расскажи мне о себе», расшифровка имен, достижения, желания, любимое занятие. То есть достаточно полно и убедительно информируете о группе.

Лепесток № 2. «Вовлекает всех в работу»

  • Каждый человек желает принять участие в решении. Лидеры выбирают лучший вариант.

В результате растет доверие к друг другу, принимает лучшие решения. А задание будет называться «Совет мудрых» К такой форме работы обращались цари и князья, попытайтесь составить поучения тем, кому предстоит пройти большую дорогу длиною в жизнь.


  • Вся группа следит за поступками и словами лидера. Манера поведения лидера создает атмосферу, способствующую активизации каждого к сотрудничеству. У каждого человека свое счастье и радость, но я убеждена, что они имеют сою душу, свое лицо, свой путь. Счастье и радость нельзя купить. Но их можно дарить, что я и предлагаю сделать.
  • На листе я предлагаю нарисовать каждому, как он представляет себе радость.

  • Хорошие лидеры обсуждают с группой пути достижения результатов. Это планирование нужно для достижения цели. Лидер знает, что хочет достичь участник, в процессе наблюдений, слушания, общения, лидер способствует достижению результата.
  • Предлагаю вам разработать «Правила счастливого человека

Лепесток № 5 « Лидер умеет создать хорошее настроение»


  • Каждый лидер должен мгновенно находить правильные решения, выбрав наилучший вариант. Итак, группам предлагается решение жизненных ситуаций.

  • Перед вами листочки на них элементы лидерства: Согласно английскому писателю С.Норткоту Паркинсону, существует 6 основных элементов лидерства, которые можно приобрести или развить в себе учебой и практикой

  • 1.ВООБРАЖЕНИЕ-способность представить несуществующее.
  • 2.ЗНАНИЕ – Путь к достижению цели, придает лидеру уверенность.
  • 3. ТАЛАНТ – Умение организовать, собрать команду и повести за собой талантливый человек держит ситуацию под контролем
  • 4.РЕШИМОСТЬ - Желание добиться успеха
  • 5. ЖЕСТКОСТЬ -Немногие готовы принять это решение, но опыт показывает, что добиться успеха можно если ты безжалостен к недоброжелателям, бездельникам
  • 6. ПРИТЯЖЕНИЕ - Лидер должен быть магнитом, к которому тянутся остальные.

  • формула ЛИДЕРСТВА:
  • ЛИДЕР = «Вдохновляет» +«Вовлекает всех в работу»+ «Лидер учит сотрудничеству»+«Лидер добивается результатов» +« Лидер умеет создать хорошее настроение»+ «Лидер принимает правильные решения» +«Вовлекает всех в работу»
  • Если ты всегда впереди,

в массе жизни, гуще событий,

И других готов за собой вести,

значит ты по натуре – ЛИДЕР!

ИТОГИ:


Домашнее задание:

  • 1.Параграф 9 (основные понятия)
  • 2.Таблица в тетради
  • 3.Стр.63 Практикум №3.

Качества (черты) лидерства

В чем они выражаются