Проблемы правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций. Правовое положение саморегулируемых организаций аудиторов

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет

путей сообщения»

Институт дополнительного образования

«Юриспруденция»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Предпринимательское право»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ХАБАРОВСК

2010

Министерство транспорта Российской Федерации 1

Федеральное агентство железнодорожного транспорта 1

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет 1

путей сообщения» 1

Институт дополнительного образования 1

«Юриспруденция» 1

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 1

________________ 1

________________ 1

ХАБАРОВСК 1

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 5

1.1 Понятие и сущность саморегулируемых организаций 5

1.2 Порядок приобретения статуса саморегулируемой организаций 7

1.3 Функции, права и ответственность саморегулируемых организаций 10

1.3.1 Функции саморегулируемых организаций 10

1.3.2 Права саморегулируемых организаций 12

1.3.3 Ответственность саморегулируемых организаций 13

1.4 Органы управления саморегулируемых организаций 15

2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 20

2.1 Типы саморегулируемых организаций в Российской Федерации 20

2.2 Саморегулируемые организации строителей 21

2.3 Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг 23

2.4 Саморегулируемые организации арбитражных управляющих 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ 30


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы . Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности – наиболее эффективный механизм работы рынка, позаимствованный из зарубежной практики. Внедрение этого метода связано с частичной отменой лицензирования и переходом на качественно новый этап в системе взаимодействия государства и общества.

Саморегулируемые организации (далее СРО) возникают в различных промышленных и производственных отраслях в результате роста самосознания у участников деловых отношений. Это позволяет исключить влияние надзорных органов из тех сфер контроля, где их присутствие представляется излишним.

Цель создания СРО - дебюрократизация российской экономики и формирование новых гражданско-правовых институтов, направленных на укрепление практики ответственного ведения хозяйственной деятельности.

Во многих странах мира структуры саморегулирования и соответствующие частные организации сложились естественным образом в ходе исторического развития и на сегодняшний день успешно используются в качестве альтернативы государственному управлению. В России процесс создания СРО пока не завершен, поэтому наряду с саморегулированием используются и другие терминологические понятия, такие как частное регулирование и самолицензирование.

Цель работы. Изучение правовых основдеятельности саморегулируемых организаций.

Задачи:

Выявить сущность понятия «саморегулируемая организация»;

Рассмотреть порядок приобретения статуса саморегулируемой организации;

Определить функции, права и ответственность саморегулируемых организаций;

Рассмотреть органы управления саморегулируемых организаций.

Объект исследования – саморегулируемые организации.

Предмет исследования – правовые основы деятельностисаморегулируемых организаций, их правовой статус.

Нормативная база. В ходе проделанной работы были рассмотрены федеральные законы, регулирующие деятельность саморегулируемых организаций в РФ:

Другие нормативно-правовые акты, касающиеся регулирования деятельности различных типов некоммерческих организаций.

1 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Понятие и сущность саморегулируемых организаций

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность саморегулируемых организаций всех видов выступает Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». В данном Законе определены базовые положения саморегулирования, закреплены принципы формирования саморегулирования, а также его правовые и финансовые основы.

Появление данного закона было вызвано несколькими причинами:

Во-первых, необходимостью усиления ответственности предпринимателей перед потребителями их товаров и услуг, повышения стандартов деловой этики.

Во-вторых, саморегулирование, по замыслу законодателя, должно привести к снижению бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем деятельности предпринимателей.

В-третьих, создание саморегулируемых организаций позволит участникам хозяйственной деятельности эффективнее защищать свои интересы при возникновении конфликтов с чиновниками и снизит «коррупционную нагрузку» на бизнес.

В-четвертых, СРО – это дополнительный альтернативный механизм разрешения споров между предпринимателями и потребителями. Наконец, в-пятых, принятие федерального закона, регулирующего работу саморегулируемых организаций, упорядочивает и детализирует законодательство, а также создает юридическую базу для реализации государственной экономической политики в направлении защиты интересов предпринимателей.

Согласно ч.1ст.3 Федерального закона саморегулируемыми организациями (далее СРО) признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида 1 .

В соответствии с Федеральным законом №315-ФЗ целью деятельности СРО является саморегулирование – самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации. Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться особенности разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций для определенных видов предпринимательской или профессиональной деятельности, предъявляемые к субъектам предпринимательской деятельности.

Под субъектами предпринимательской деятельности, согласно Федеральному закону «О саморегулируемых организациях» понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами (ч. 3 ст.2 Федерального закона №315-ФЗ).

В заключении хотелось бы отметить, что в Федеральном законодательстве большое внимание уделяется понятию саморегулирощихся организаций, а также сущности процесса саморегулирования. Это объясняется тем, что саморегулирование – новое, плохоизученное явление в современной правоприменительной практике. Исходя из этого, перед законодательными органами стояла задача предотвратить появление правовых ошибок и нарушений, вызванных непониманием сущности процесса саморегулирования.

Митякина Инна Владимировна, соискатель Поволжского института им. П.А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Анализируется законодательство о саморегулируемых организациях, с учетом их административно-правового статуса и основ государственного управления в рассматриваемой сфере. Рассмотрены основные функции по контролю за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил СРО и условий членства в СРО и по соблюдению ими нормативных правовых актов Российской Федерации.

Ключевые слова: саморегулируемая организация, некоммерческая организация, государственное управление, публично-правовые функции, административно-правовой статус.

Administrative legal regulation of activity of the self-regulatory organizations in Russian Federation

Legislation about self-regulatory organizations taking into account their administrative legal status and basics of public administration of the considering sphere is analyzed. Main functions to control over the business and professional activity of their members in terms of compliance of standards and rules of the SRO, conditions of the membership in SRO and Russian legislation were considered.

Key words: self-regulatory organization, nonprofit organization, public administration, public legal functions, administrative legal status.

Государственное регулирование не всегда является эффективным и зачастую обременительно для хозяйствующих субъектов. Поэтому введение такого вида негосударственного регулирования хозяйственной деятельности, как институт саморегулирования, является одним из самых актуальных направлений развития законодательства РФ.

На сегодняшний день законодательство о саморегулируемых организациях не составляет единую систему. Во-первых, принятый в 2007 г. Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" N 315-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон "О саморегулируемых организациях") не распространяется на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй. Во-вторых, законодательство предусматривает возможность как добровольного, так и обязательного членства в СРО (в зависимости от сферы деятельности СРО). В-третьих, Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" содержит отсылочную норму, согласно которой государственный контроль за деятельностью СРО осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, в то время как отношения, складывающиеся при его реализации, являются однотипными и требуют унифицированного правового регулирования. Также спорным является вопрос о наделении СРО не только функциями по контролю за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил СРО и условий членства в СРО, но и по соблюдению ими нормативных правовых актов Российской Федерации.

Также в действующем законодательстве термин "саморегулируемая организация" употребляется вне зависимости от того, осуществляет или нет организация публично-правовые функции, что не отвечает духу и смыслу административной реформы, предусмотренной Указом Президента РФ "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах".

По нашему мнению, саморегулируемые организации являются оригинальной организационно-правовой формой некоммерческой организации, отличительным признаком которых является осуществление публично-правовых функций, ранее осуществлявшихся государством. СРО должны создаваться только в качестве некоммерческих организаций, поскольку осуществление частными лицами публично-правовых функций не может носить коммерческий характер. Организации, не обладающие публично-правовыми функциями, должны создаваться гражданами и юридическими лицами в форме обычных ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств и пр. (например, Ассоциация строителей России, Российская ассоциация маркетинга) в соответствии с общими нормами законодательства о юридических лицах, в отношении которых законодательство о саморегулируемых организациях применяться не должно.

Не все так однозначно обстоит и с приобретением СРО правового статуса.

Поскольку СРО является некоммерческой организацией, то предполагается, что ее создание должно проходить в соответствии со специальным порядком регистрации юридических лиц, предусмотренным Федеральным законом "О некоммерческих организациях".

Вместе с тем в настоящее время создание того или иного СРО имеет различные варианты. Так, вновь созданное юридическое лицо приобретает статус СРО:

  • после внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций (СРО арбитражных управляющих, аудиторов, оценщиков);
  • после получения разрешения на осуществление деятельности в качестве СРО (СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний);
  • без получения СРО какого-либо разрешения и включения в государственный реестр.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус СРО с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

На практике получается, что одна и та же организация должна быть включена в два государственных реестра: Единый государственный реестр юридических лиц и государственный реестр саморегулируемых организаций.

Еще одной сложностью в государственной регистрации СРО является то, что согласно действующему законодательству государственный реестр саморегулируемых организаций не является единым. Специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти либо уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью той или иной СРО, ведет отдельный реестр того или иного вида СРО.

Так, в настоящее время ведут государственные реестры СРО следующие федеральные органы государственной власти:

  • Министерство финансов РФ (реестр СРО аудиторов);
  • Министерство сельского хозяйства РФ (реестр СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов);
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (реестр СРО арбитражных управляющих и оценщиков);
  • Федеральная служба страхового надзора;
  • Федеральная служба по финансовым рынкам (реестр СРО субъектов страхового дела и кредитных потребительских кооперативов);
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (реестр СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства);
  • Министерство энергетики РФ (СРО в области энергетического обследования).

Данные федеральные органы исполнительной власти самостоятельно устанавливают порядок ведения государственного реестра СРО в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.09.2008 N 724, утвердившим Правила ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, которыми необходимо руководствоваться уполномоченным федеральным органам при разработке реестра того или иного вида СРО.

Таким образом, мы наблюдаем различный подход законодателя к вопросу приобретения статуса СРО, что, по нашему мнению, не ведет к наведению порядка в данной сфере. Следовательно, в настоящее время назрела необходимость унификации норм приобретения статуса любого вида СРО.

Также необходимо отметить, что в действующем законодательстве недостаточно проработан механизм взаимодействия органов государственной власти и саморегулируемых организаций, особенно тех, которым передаются публичные функции. Следует считать целесообразным регламентирование порядка представления и обмена информацией между органами государственной власти и саморегулируемыми организациями, привлечение последних органами государственной власти к рассмотрению вопросов, связанных с деятельностью этих организаций. Отсутствие законодательно предусмотренных механизмов взаимодействия между органами государственной власти и саморегулируемыми организациями негативно сказывается на осуществлении оперативного контроля за соблюдением ими требований действующего законодательства.

Наличие вышеназванных условий позволит саморегулируемым организациям в экономической сфере продуктивно работать и занять свою нишу в сложной многогранной жизни современного российского общества.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Герасимов, Андрей Алексеевич. Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.03 / Герасимов Андрей Алексеевич; [Место защиты: Рос. гос. ин-т интеллектуал. собственности Роспатента].- Москва, 2011.- 224 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-12/1006

Введение

Глава I. Методологические основы статуса само регулируемых организаций в гражданских правоотношениях 16

1 Понятие и правовая природа саморегулируемых организаций в гражданском праве России; сущность и содержание 16

2. История российского законодательства о саморегулировании и саморегулируемых организациях 46

3, Опыт регулирования деятельности саморегулируемых организаций за рубежом 52

Глава II. Особенности гражданско-правового регулирования деятельности само регулируемых организаций 74

1. Приобретение статуса саморегулируемой организации 74

2. Особенности правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций 111

3. Особенности взаимоотношений саморегулируем ьтх организаций с некоторыми участниками гражданского оборота, обеспечивающими деятельность их членов!39

4. Проблемы взаимоотношений саморегулируемых организаций и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти 147

Заключение 172

Список использованных источников и литературы 179

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется активно развивающимся процессом перевода государстиом многих важнейших видов предпринимательской и профессиональной деятельности на саморегулирование, который сопровождается постоянным ростом числа саморетулируемых организаций (СРО), поскольку институт саморегулирования рассматривается органами государственной власти в качестве одного из основных элементов процесса дебюрократизации экономики страны и формирования органов регулирования не путем их назначения в административном порядке, а путем инициативных и ответственных действий наиболее активных профессионалов, В связи с этим осуществляется разработка моделей сочетания государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов экономической деятельности.

Вместе с тем в цивилистической пауке России до сих пор не сложилось единое понимание правового статуса СРО, а также не выработаиы теоретические определения основных правовых категорий, используемых в процессе саморегулирования. Более того, известные отечественные цивилисты пока не уделяют теоретическим аспектам саморегулирования должного внимания. Как результат, в условиях отсутствия надлежаще проработанной доктрины о статусе и основных функциях СРО, законодательство, per лам с тирующее их деятельность, остается разрозненным и противоречивым. Пробелы федерального законодательства и отсутствие полномочий решить эти вопросы на уровне локальных нормативных актов, вызывают достаточно серьезные проблемы в правоприменительной практике.

Кроме того, в предпринимательских и профессиональных сообществах отсутствует общепризнанная положительная оценка необходимости и значимости деятельности данных организаций, т.е. субъекты многих видов предпринимательской, культурно-просветительской, образовательной и иной социально значимой деятельности не готовы работать в условиях саморегулирования. Ярким примером этого может послужить резко отрицательная позиция патентных поверенных на инициативу некоторых депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ объединить их в СРО*.

С этой точки зрения актуальным является уточнение статуса СРО как субъектов гражданского права, выявление эффективного механизма гражданско-правовых отношений СРО и иных субъектов права, разработка концепции саморегулирования социально значимых видов предпринимательской и профессиональной деятельности, а также внесение предложений, направленных на совершенствование российского законодательства в этой области.

Изложенные факты позволяют говорить об актуальности темы настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы диссертации. Теоретическую основу исследования составили идеи и труды правоведов разного времени, В их числе как представители классической русской юридической науки, так и российские ученые, в частности, Т.Е. Абова, В.К. Андреев, К,Н. Анненков, И.А. Близнец, С.Н. Братусь, Л.И. Булгакова, Е.Н, Васильева, Е.В. Васьковский, В.В. Витрянскии, Э.П Гаврилов, Н.Л. Дювернуа, А.А, Евецкий, И.В. Ершова, С.С. Занковский, О,С. Иоффе, К.Д, Кавелин, Н.И. Клейн, КВ. Козлова, О А, Красавчиков, В.В, Лаптев, Д.И. Мейер, В.П. Мозолин, И.Б. Новицкий, В.В, Орлова, Г.Д. Отнюкова, Е.А. Павлодский, АЛ. Печников, Н.В. Ростовцева, ОА, Рузакова, А.П. Сергеев, Л.С. Симкин, В.Н. Синельникова, ЕА. Суханов, Э.В, Талапина, ЮЛ. Тихомиров, Ю.К. Толстой, В.Е. Чиркин, Л.И. Шевченко, Г.Ф, Шершеневпч, В.Ф. Яковлев и др.

В диссертации использованы работы ученых-экономистов, в частности, П.В, Крючковой 2 , Д. М. Любавина 5 , А.В. Волжанина 4 , а также зарубежных 1 См,: Открытое письмо - возражение ироптп принятия законопроекта № 478949-5 «О внесении изменений ь отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам саморегулирования деятельности патентных поверенных^, направленное коллективом патентных поверенных г. Томска в Государственную Думу // ИзобретителЕ.ано. 201L № 3. С. 1S-22; Обсуждаем законопроект № 47S949-5 о саморегул про і&н ни деятельности патентных поверенных//Патентный поверенный. 20 И. №2. С. 2-35. 2 Крючкова П.В. Саморегулирование как дискретная инстигуцнопальная альтернашва регулирования рынков: Дпсс...дпкт. экон. наук. М, 2005, 3 Любавии Д.М. Становление саморегулируамых бизнес-сообществ как фактор повышения конкурсигоспо^оБностн малых предприятии: Дисс;,. .канд. экин^шук-Ы., 2006. исследователей в области саморегулирования, и том числе, Дж, Клэка (J. Black), Джона Ланстрофа (John Lunstroth), Джона Хосфилд-Врэдбери (John Horsfield-Bradbury), Фабридио Сафаджи (Fabrizio Cafaggi).

Вопросы введения саморегулирования в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности рассматривались в работах Р.Н. Агаииноп, Е.В, Владыки, Е.Г. Дорохиной, В.Н. Лисицы, Н.В.Сухаревой и других авторов.

Отдельные правовые проблемы деятельности СРО отражены в исследованиях последних лет. Так, в диссертации Q.H. Максимовича 5 саморегулирование рассмотрено в ракурсе способа воздействия, на общественные отношения. Саморегулируемым организациям как субъектам предпринимательского права посвятила свою работу А.В. Басова. Общие положения правового статуса СРО проанализированы Д.О. Грачевым. И.Г. Журиной шучеп гражданско-правовой статус саморегулируем их организаций, а АЛО. Колябиным 9 и Т.В. Дзгоевым" 0 -правовой статус некоторых разновидностей данных субъектов. Д.А. Посунько 11 исследованы некоторые вопросы СРО в свете объединений юридических лиц.

Однако результаты, полученные в имеющихся работах, не позволяют решить многие теоретические и практические проблемы саморегулирования. Кроме того, отсутствуют правовые исследования СРО как субъектов права в свете их предназначения, в том числе с точки зрения ограничения вмешательства государства в гражданско-правовые отношения. 3 Е&чжанин А.В. Саморегулируемся Организация арбитражных.управляющих: Дисс... канд. экон. паук. М.,2007. 5 Максимович О.И. Саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности как проявление гражданско- правового метода регулнрованпя общественных л ношении; Дисс, „канд. юрид, наук, Каяань, 2007. 6 Басова А.В. Саморегулируемыс организации как субъекты предпринимательского права: Дисс,. кип д. юрид. наук. Ы., 2008. 7 ГрачевД.О. Правової* статус саморегулируемых организации: Дпсс.каил. юрид. наук. M. f 200S. а Журиті И.Ґ. Гражданско-правопой статус саморегулируемых организаций is Российской Федерации: Дне с... кап д. юрид наук. М.,2009. 9 Кояябин А.Ю- Саморегулируемая органіиаиич арбитражных управляющих как юридическое лицо; Дисс.канд. юрид. тук. М, 20D7, 1(1 Дзгоез Т.В. Праїїопое положение саморегулируемой организации аудиторов: Дисс. канд. юрид. наук. М. т 2009. 11 Посунъко Д.А. Холдинг как предпршимательское объедини і їло (на примере агропромышленного комплекса):

Дисс... канд. юрид. наук. М., 2007,

Таким образом, саморегулируемые организации как правовое явление нуждаются в дальнейшем научном осмыслении, а их законодательное регулирование - в совершенствовании.

Цель диссертационного исследования - на основе изучения правовых норм, научной литературы, правоприменительной и судебной практики провести комплексный анализ теоретических и практітческих проблем правового регулирования деятельности CPO s по результатам которого выработать научно-обоснованные рекомендации, направленные на совершенствование правового статуса СРО, повышение эффективности деятельности СРО и совершенствование отечественного законодательства в этой области.

В соответствии с целью диссертационной работы поставлена научная задача; исследовать теоретические проблемы создания и эффективного функционирования СРО, уточнить дефиниции основных правовых категорий, исполыуемых в сфере СРО, а также обозначить проблемы правового реіуяпрования в исследуемой сфере.

Исследовательские задачи: - сформулировать понятие профессиональной деятельности применительно к членам СРО; выявить правовую природу самор^гулирусмой организации, а также сформулировать определение понятия «саморегулируемая организация»; предложить основания разграничения стандартов и правил СРО и сформулировать определения указанных правовых категорий; выявить и обосновать опасность превращения СРО в лишнее административное звено; - определить наиболее эффективные способы и меры, обеспечивающие надлежащее соблюдение членами СРО условий и порядка осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности; - провести сравнительно-правовое исследование законодательства о СРО и выработать предложения я рекомендации, направ л еиные на унификацию указанного законодательства; - выявить проблемы в правовом регулировании деятельности СРО и сформулировать предложения по их устранению.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе создания и деятельности СРО, рассмотренные в теоретическом и практическом аспектах.

Предметом исследования япляются законы и иные нормативные акты, регулирующие вопросы создания й деятельности СРО, законодательная регламентщия взаимодействия СРО и органов государственной власти, практика разрешения арбитражными судами и судами общей юрисдикции споров, связанных с применением норм российского законодательства о СРО, исследования российских и зарубежных ученых, посвященные указанной теме, а также практика деятельности СРО в различных сферах экономики.

Методологическая основа исследования» В процессе работы автором использовались общие методы научного познания, в том числе методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение и др.), а также методы, применяемые как на теоретическом (анализ, синтез, прогнозирование, моделирование и др.), так и на практическом уровне. Диалектический метод и метод системного анализа послужили основой изучения закономерностей развития видов регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности. Слабая изученность объекта исследования предопределила необходимость использования таких общенаучных методов познания, как анализ и синтез. Из набора частно-научных и специальных методов исследования чаще других применялись формально-юридический анализ, исторический метод, а также метод сравнительного правоведения, позволяющий провести сопоставимый анализ различных норм права. Сочетание указанных методов позволило провести комплексный теоретический анализ исследуемой правовой категории, выявить ее сущность, определить недостатки теоретической основы и юридической базы, а также сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность СРО

Эмпирическую основу исследования составили нормативные правовые акты Правительства РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и других государственных органов, регламентирующие отношения в сфере саморегулирования; постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения законодательства Российской Федерации за период с 1996 по 2009 год; материалы текущего делопроизводства государственных органон с 2005 по 2009 год; результаты проверок саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций оценщиков, проведенных Федеральной службой государственной регистрации кадастри н картографии за период 2005 - 2010 годов; локальные нормативные акты, принятые СРО арбитражных управляющих. Кроме того, проанализировано более 50 судебных решений, в том числе, Европейского суда по правам человека, Конституционного суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Федеральных арбитражных судов Московского, Волго-Вятского, Западно-Сибирского, Дальневосточного, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Восточно-Сибирского округов, а также Арбитражных судов г. Москвы, Пензенской области, г. Санкт-Петербурга її Ленинградской области за период с 1981 по 2010 год.

Научная новизна исследования состоит в том, что диссертация представляет собой одно из первых комплексных монографических исследований правового положения СРО как субъектов гражданского права, выполняющих отдельные государственные функции. В исследовании, в отличие от имеющихся научных трудов, впервые разработаны и обоснованы дефиниции стандартов и правил СРО, раскрыто понятие саморегулируемой организации как субъекта гражданского права (юридического лица частного права), имеющего определенные

публично-правовые качества, дано определение профессиональной деятельности применительно к членам СРО, которые до настоящего времени не были предметом самостоятельной научной разработки. По результатам исследования сделаны выводы и внесены предложения теоретического и практического значения, направленные на совершенствование правового регулирования деятельности СРО. Полученные результаты призваны существенно дополнить и развить не только теоретические основы саморегулирования, но и положения отечественного законодательства о СРО.

Научная новизна диссертационного исследования конкретизирована в положениях и выводах, выносимых на защиту, которые являются либо новыми в целом, либо обладают элементами научной новизны.

1. Применительно к членам СРО, профессиональной деятельностью следует считать самостоятельную и инициативную деятельность физических лиц, имеющих высшее профессиональное или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку, осуществляемую посредством частной практики или на условиях трудового договора в целях оказания услуг, выполнения работ, продажи товаров, а также использования имущества и получения систематического дохода.

Главный отличительный признак профессиональной деятельности от предпринимательской состоит в том, что юридическое лицо НЕ может осуществлять профессиональную деятельность, оно лишь использует результаты профессиональной деятельности своих работников в целях систематического получения прибыли.

2. Установлено, что СРО, будучи некоммерческими организациями, консолидирующими частноправовые интересы, обладают полномочиями (по регулированию и контролю за предпринимательской и (или) профессиональной деятельностью своих членов), более характерными для государственных органов. Расширение функций СРО связано с тем, что государство, в рамках проводимой им политики сокращения управленческих, социально-культурных и иных функций государственных органов, делегирует СРО выполнение отдельных государственных функций. С учетом данного обстоятельства предлагается следующая дефиниция:

Саморегулируемая организация (СРО) представляет собой профессиональное или отраслевое объединение физических и (или) юридических лиц, имеющих право самостоятельно и инициативно осуществлять предпринимательскую и (или) профессиональную деятельность, созданное на основе членства, в форме ассоциаций или союзов в целях разработки стандартов и правил предпринимательской и (или) профессиональной деятельности своих членов, внесенное в соответствующий государственный реестр саморегулируемых организаций и наделенное полномочиями по осуществлению государственного контроля за соблюдением принятых стандартов и правил своими членами, а также обладающее правом устанавливать и применять систему мер дисциплинарного воздействия к своим членам за их нарушение.

Принципиальная новизна этого определения состоит, во-первых, в том, что в нем СРО наделяется полномочиями государственного контроля, в противном случае ее контроль ничем не отличается от контроля работодателя. Во-вторых, признак - некоммерческие организации заменен на профессиональные или отраслевые ассоциации, союъы, поскольку СРО объединяют специалистов одной профессии или определенной отрасли. В этом предложении учтено положение Концепции развития гражданского законодательства РФ о расширении субъектного состава ассоциаций и союзов путем включения в них физических лиц. В-третьих, в определение добавлено полномочие СРО устанавливать и применять систему мер дисциплинарного воздействия к своим членам за нарушение стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности.

3. Сформулированы определения стандартов и правил саморегулируемой организации: - стандарт СРО представляет собой локальный нормативно-технический акт, устанавливающий в соответствии с требованиями федерального законодательства и на основе унификации обычаев делового оборота процедуры, критерии, нормативы и детальный порядок (технологию) действий членов саморегулируемой организации при осуществлении ими предпринимательской или профессиональной деятельности; - правила СРО представляют собой локальный нормативный правовой акт, содержащий требования к предпринимательской и профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации, сформулированные на основе практического опыта в конкретной сфере с учетом норм действующего законодательства.

4. Выявлена опасность превращения СРО в лишнее административное звено - посредника между государством и лицами, осуществляющими профессиональную деятельность, которое имеет тенденцию к монополизации, неизбежно приводящую к неоправданно высоким членским и вступительным взносам, а также существенному удорожанию услуг по обучению, повышению квалификации и аттестации специалистов, а также сертификации произведенных членами СРО товаров (работ, услуг).

Для предотвращения возникшей тенденции необходимо исключить ограничения, установленные ст. 5 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» 12 , о том, что субъект, осуществляющий определенный вид деятельности может являться членом только одной саморегулируемой организации объединяющей субъектов про фесе ной ал ытой или отраслевой деятельности. іг СоиратісааконодатслЕ.схдаРФ.2007. № 49.0г. 6076. (йрал.от27.07^2010 Г.ЭД240-ФЗ)

5. Установлено, *гго ао ныне действующему законодательству лицо, исключенное из СРО за нарушение условий и порядка осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности, может вступить в другое СРО и продолжить свою деятельность. Только по обращению уполномоченного государственного органа, суд может вынести решение о дисквалификации названного лица. Таким образом, исключение из членов СРО как мера дисциплинарного воздействия не выполняет профилактическую и предупредительную функцию.

Для повышения ответственности членов СРО и укрепления законности предпринимательской или профессиональной деятельности целесообразно в ФЗ «О саморегулируемых организациях» ввести норму о том, что лицо, исключенное из СРО, лишается права на повторное вступление в СРО соответствующего вида деятельности в течение трех лет (т.е. фактически запрет на профессию). Если же исключенное лицо состоит членом другой СРО, объединяющей субъектов этой предпринимательской или профессиональной деятельности, то оно обязано приостановить свою деятельность в ней на три года.

6. Сравнительный анализ законодательства о саморегулируемых организациях показал, СРО может объединять как физических лиц и юридических лиц, так и только физических лиц (например, оценщиков) нли только юридических лиц (например, союзы сельскохозяйственных кооперативов). В тоже время Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» предусматривает возможность двойного членства физических лиц в СРО: а) непосредственное членство: физическое лицо, получившее квалификационный атгестат аудитора, обязано пступить в члены одной из саморегулируемых организаций аудиторов (ч. 1 ст. 4); б) опосредованное членство:в случае заключения физическим лицом (аудитором) трудового договора с ^СсбранігезакошдлїМіьсгваРФ. 2009. № І.Ст. 15,(вред.от28.П,2010 г.№400-ФЗЇ аудиторской организацией через аудиторскую организацию, обязанную также являться членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (ч. 1 ст. 3).

В целях исключения двойного членства физических лиц в СРО и унификации законодательства целесообразно изменить субъектный состав в сфере аудиторской деятельности по аналогии с оценочной деятельностью, а именно: исключить юридические лица из числа субъектов аудиторской деятельности (соответственно, членов СРО). Это позволит расширить доступ к профессии, а также повысит персональную ответственность аудиторов за качество своей профессиональной деятельности.

7. Члены СРО нередко передают в СРО вместе с отчетами о своей деятельности конфиденциальную информацию об интеллектуальной собственности (принадлежащую им или третьим лицам, полностью или частично), которые наделены правом знакомиться с ней. При этом в соответствии с нормами части четвертой ГК РФ у СРО отсутствует право использовать эту информацию или распоряжаться ею. Однако существует реальная опасность передачи такой информации заинтересованным лицам. Особую актуальность вопрос о соблюдении служебной тайны приобретает в отношении СРО патентных поверенных, поскольку взаимодействие патентного поверенного с заказчиком носит конфиденциальный характер. При этом СРО не несет ответственности, предусмотренной, например, ст. 1472 ГК РФ, за нарушение исключительного права на секрет производства (ноу-хау) третьих лиц, поскольку не является лицом, обязанным сохранять конфиденциальность такой информации в соответствии с и.2 ст. 1468, п.З ст. 1469 или п. 2 ст. 1470 ГК РФ, а также лицом, которое неправомерно получило сведения, составляющие секрет производства, и разгласило или использовало эти сведения.

В целях защиты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации контрагентов членов СРО, а также недопущения разглашения без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, предлагается внести в ФЗ «О саморегулируемых организациях» и Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» изменения, предусматривающие ответственность СРО за действия своих работников и членов коллегиального органа управления, не являющихся работниками и членами данной организации, связанные с неправомерным использованием служебной тайны, полученной ими в силу служебного положения. Также в ФЗ «О саморегулируемых организациях» следует внести норму об обязанности СРО устанавливать для своих работников и независимых членов органов СРО, признаваемых в качестве таковых в соответствии с ч. 2 ст. 17 ФЗ «О саморегулируемых организациях», требования о соблюдении ими конфиденциальности по отношению к третьим лицам. "

Кроме того, по мнению диссертанта? целесообразно дополнить принципы гражданского законодательства принципом «Недопустимость произвольного разглашения сведений, составляющих служебную тайну». В этих целях предлагается внести изменение в ГК РФ, дополнив п. 1 ст. 1 ГК РФ после слов «недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела» словами «и разглашения сведений, составляющих служебную тайну».

В диссертации обоснованы и другие предложения по решению наиболее острых теоретических и практических вопросов правового регулирования деятельности СРО, в том числе определение порядка разработки национальными объединениями СРО федеральных стандартов.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследовании. Исследование вносит определенный вклад в развитие и углубление научных знаний о правовой природе и правовом статусе СРО, о соотношении саморегулирования и государственного регулирования субъектов гражданского права. CoGpaimo законодателе гва РФ. 20G4. № 32. Ст, 32S3. (в ргд. от 24.07.2007 № 214-ФЗ)

Результаты работы могут быть использованы в законотворческой деятельности, направленной на совершенствование правовой регламентации деятельности СРО; в лекционных курсах, учебно-методических материалах и других пособиях по гражданскому и предпринимательскому праву; практикующими юристами в процессе юридического сопровождении создания и деятельности СРО.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и одобрена на кафедре гражданского и предпринимательского права РГАИС. Основные положения, выводы и рекомендации, сформулированные в диссертации, докладывались автором на научно-практических конференциях, а также отражены в 13 публикациях автора, в том числе за рубежом.

Предложения и рекомендации автора, сформулированные по результатам диссертационного исследования, приняты к практическому использованию Международной школой управления «Интенсив» Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Федеральной налоговой службой, НП «Межрегиональная Саморегулирусмая Организация Профессиональных Арбитражные Управляющих», НП «Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих». ,

Основные теоретические выводы и положения, а также практические рекомендации по совершенствованию законодательства о СРО, выработанные в ходе диссертационного исследования, направлены в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания РФ но гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству в виде предложений и получено благодарственное письмо за высказанные суждения и предложения, которые могут быть приняты во внимание в законотворческом процессе.

Структура диссертации определяется целью и задачами. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка.

Понятие и правовая природа саморегулируемых организаций в гражданском праве России; сущность и содержание

Современная экономика всех стран мира предполагает активное участие в ней государства в качестве субъекта частноправовых отношений, а также регулирующего и управляющего органа. При этом пределы государственного вмешательства в рыночные механизмы вызванного необходимостью обеспечения интересов государства и общества15, определяются конкретными историческими условиями существования общества16,

В России в связи с произошедшими в 90-е годы XX века изменениями в общественно-политическом и экономическом устройстве страны создав и развивается институт саморегулируемых организаций, с которым неразрывно связана вся динамика развития гражданско-правовых отношений по реализации конституционных норм о свободе экономической деятельности.

В этой связи валено уяснить понятие и раскрыть сущность самого института саморегулирования и саморегулируемых организаций, определить цели и задачи, ради которых законодатель создал этот правовой институт.

В современной российской юридической литературе17 встречаются различные толкования понятия «саморегулирование».

Так, А.Ю. Колябин полагает, что саморегулирование как основной принцип существования саморегулируемой организации, представляет собой способ реализации ее внутренней корпоративной правоспособности, объединяющей лиц по признаку единства вида предпринимательской или профессиональной деятельности, которые самостоятельно и инициативно разрабатывают и устанавливают правила и стандарты указанной деятельности, а также осуществляют контроль за их соблюдением правовыми средствами, применяемыми внутри организации18.

По мнению Д.О. Грачева, саморегулирование - это самостоятельное установление физическими и (или) юридическими лицами правил для той или иной сферы общественных отношений - При этом саморегулирование, в основе которого лежат принципы гражданского права, осуществляется независимо от наличия или отсутствия- и законодательстве норм о саморегул ируемьтх организациях или других формах юридических лиц, «обслуживающих» саморегулирование.

О.Н. Максимович рассматривает саморегулирование в сфере действии гражданского права как проявление гражданско-правовой диспозитивности, в рамках которой субъект гражданского права может не только по своему усмотрению участвовать в процедурах реализации права, но и в определенных пределах создавать правила поведения, то есть осуществлять гражданско-правовое саморегулирование21.

Интересной представляется точка зрения О.С. Соколовой, которая определяет саморегулирование в качестве механизма воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов, сочетающего административное и корпоративное регулирование, основанного на правовой корпоративной культуре, включающей осознание субъектами рынка необходимости соблюдения установленных ими стандартов и правил деятельности, содержащих повышенные требования по сравнению административными нормами27.

Вместе с тем часть 1 ст. 2 ФЗ «О саморегулируемых организациях» определяет саморегулирование в качестве самостоятельной и инициативной деятельности, осуществляемой субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований этих стандартов и правил.

В целях получения наиболее полного представления об идее саморегулирования и формулирования авторского определения понятия «саморегулирование» рассмотрим основные возможные виды (формы) саморегулирования предпринимательских отношений,

ИЗ, Перегудов и Ю.В. Тай24 выделяют три вида саморегулирования:

1. Добровольное саморегулирование - подразумевает объединение предпринимателей какой-либо отрасли (профессии) по собственной инициативе. При этом правила устанавливаются и поддерживаются ими без какого-либо одобрения или специальной защиты со стороны государства,

2. Делегированное саморегулирование - это делегирование властных полномочий государства по лицензированию, контролю и надзору за определенным вндом деятельности органу, контролируемому членами группы, которая является объектом управления,

3. Смешанное саморегулирование - охватывает ситуации, не отнесенные к делегированному и добровольному саморегулированию. При смешанном саморегулировании, как. отмечают И.В. Перегудов и Ю.В, Тай, соблюдение норм саморегулирования приравнивается государством к соблюдению закона. .Ю.А. Тихомиров в качестве форм саморегулирования предлагает обозначать отдельные процессы, происходящие в гражданском обществе, которые выражаются в участии принятия решений, а таюке могут выражаться, хотя и не всегда, в установлении определенных правнл поведения. При этом если ранее к таким формам он относил использование институтов прямой демократии в территориальном масштабе, местное самоуправление, способы производственного самоуправления, корпоративное саморегулирование и ассоциативное саморегулирование, то позднее им было предложено отнести к саморегулированию решения, правила и нормы, принимаемые непосредственно населением (референдумы, сходы и т.п.), а также локальные акты корпоративного характера26. Таким образом, Ю.А. Тихомиров предложил воспринимать самоуправление как одну из форм саморегулирования27. По мнению диссертанта, данное утверждение является спорным, поскольку самоуправление представляет собой один из видов управления, а саморегулирование - один из видов регулирования; являющегося частью управления. Поэтому местное самоуправление и формы прямой демократии не являются саморегулированием.

Приобретение статуса саморегулируемой организации

Создание саморегулируемой организации проходит в два этапа. На первом -создается юридическое лицо, на втором - юридическое лицо получает разрешение на осуществление деятельности в качестве саморегулируемой организации.

В юридической литературе существуют различные точки зрения по данному вопросу. По мнению Н.В. Сухаревой, решение о регистрации саморегулируемой организации в качестве юридического лица и о включении ее в государственный реестр саморегулируемых организаций должно быть единым, поскольку такая «двойная регистрация» необоснованно усложняет процедуру образования саморегулнруемой организации. Она указывает, что такой порядок уже действует, в частности, в отношении кредитных организаций, торгово-промышленных палат и общественных объединений, Противоположной точки зрения придерживается Д.О. Грачев, который считает, что эти два этапа не могут быть объединены, и между ними должен пройти определенный промежуток времени, необходимый для принятия правил будущей саморегулируемой организации. При этом минимальный срок между регистрацией в качестве юридического лица и получением юридическим лицом разрешения на осуществление деятельности в качестве саморегулируемой организации может быть установлен законом171.

По мнению диссертанта, вторая точка зрения представляется более верной, поскольку, во-первых, позволяет участникам рынка принять решение о необходимости создания саморегулнруемой организации на основе действующего профессионального объединения. Во-вторых, в случае лишения статуса саморегулируемой организации, такая организация сможет продолжить свою деятельность как профессиональное объединение. В тоже время мы считаем, что лщкнжмаїЕьньїй rpciv мязщу ршяглрацит в _качестле дорвдлгарлїлш, юридическим лицом статуса СРО не должен устанавливаться законом, так как это может привести к нарушению конституционных прав участников юридического лица на свободу на свободу экономической деятельности.

Создание юридического лица есть следствие акта деятельности других субъектов права (физических или юридических лиц, государства» иных коллективных образований), базирующегося на прямом или косвенном дозволении законодателя. Во всех правопорядках юридические лица создаются по воле их учредителей, но под контролем публичной власти. Государство контролирует законность их создания в интересах всех участников имущественного оборота посредством обязательной государственной регистрации юридических лиц172. Поскольку правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц, в частности некоммерческих организаций, требует самостоятельного рассмотрения, оно не охватывается рамками настоящего исследования.

Остановимся на правовой природе регистрации юридического лица в качестве СРО. Современное законодательство» как правило, использует два способа приобретения статуса саморегулируемой организации. Один способ предполагает включение в реестр саморегулируемых организаций. Другой способ - получение разрешения уполномоченного государственного органа.

Для приобретения статуса СРО некоммерческая организация должна соответствовать требованиям, установленішм частями 1, 3 и 4 статьи З ФЗ «О саморегулируемых организациях» и (или) федеральными законами о саморегулируемых организациях в отдельных отраслях экономики.

Поскольку все саморегулируемые организации, будучи статусными образованиями, имеют сходную правовую природу, обусловленную их предназначением, действующие нормативные правовые акты предъявляю некоторые основные, общие требования к саморегулируемым организациям впе зависимости от экономической сферы их деятельности1 4.

Первое общее требование - наличие членства в саморегулируемой организации. В федеральном законодательстве отсутствует единый подход к установлению перечня организационно -правовых форм, в рамках которого могут быть созданы саморегулируемые организации. Так, в одних законах закреплено, что саморегулируемая организация создается только в форме некоммерческого партнерства (ст. 34 Закона о кадастре недвижимости, ст. 55.2 ГрК РФ, ст. 33 ФЗ «Об электроэнергетике»). В других установлено, что саморегулируемая организация может создаваться в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства (ст. 31 ФЗ «О рекламе»). В третьих перечень организационно-правовых форм отсутствует вообще, закреплено лишь, что саморегулируемая организация функционирует как некоммерческая организация (ст. 2 Закона о банкротстве, ст. 22 ФЗ «Об оценочной деятельности», ст. 48 ФЗ «О рынке ценных бумаг», ст. 51 ФЗ «Об инвестиционных фондах»).

Как отмечается в научной литературег конкретный выбор органнзационно-правовой формы зависит от целей, ради которых создается некоммерческая организация, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования и др. J Таким образом, чтобы определить организационно-правовую форму, в которой может функционировать саморегулируемая организация, необходимо провести анализ существующих видов некоммерческих организаций. некоммерческих организациях»), государственная корпорация (ст, 7.1 ФЗ «О некоммерческих организациях»), не основаны на членстве, то саморегулируемая организации не может быть создана в указанных организационно-правовой формах. Не может быть создана саморегулируемая организация и в форме общины коренных малочисленных народов РФ (ст.6.1 ФЗ «О некоммерческих организациях»), в форме общественных и религиозных организаций (ст.П7 ГК РФ), в форме потребительского кооператива (ст. 116 ГК РФ), вследствие несовпадения целей указанных организаций (соответственно для первых - это защита исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры, для вторых - удовлетворение духовных или иных нематериальных потребностей, а для третьих - удовлетворение собственных материальных и иных потребностей) с целями СРО, которые были достаточно подробно рассмотрены в первой главе настоящего исследования и, как представляется, не требуют дальнейшего изучения в рамках данного исследования.

Особенности взаимоотношений саморегулируем ьтх организаций с некоторыми участниками гражданского оборота, обеспечивающими деятельность их членов

Поскольку саморегулируемые организации являются некоммерческими организациями, го для них, как и для любой другой такой оргаиизации, особенно важно получение средств на осуществление и развитие своей деятельности. Одним из основных источников финансирования деятельности саморегулируемых организаций являются средства, получаемые от аккредитованных при названных организациях участников гражданских правоотношений: физических и юридических лиц, осуществляющих страховую деятельность, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг Б качестве реестродержателей при проведении процедур банкротства, консалтинговую деятельность по вопросам, связанным с проведением процедур банкротства, аудиторскую деятельность, оценочную деятельность, деятельность по проведению торгов, обрабо гку и упорядочение архивных документов. Согласно внутренним документам саморегулируемых организаций их члены обязаны привлекать для исполнения своих обязанностей только аккредитованных саморегулируемой организацией участников гражданского оборота. Так, согласно пункту 1.6 Положения об аккредитации юридических и физических лиц, привлекаемых арбитражными управляющими членами некоммерческого партнерства «Региональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» для обеспечения возложенных на них обязанностей в делах о банкротстве (далее -Hit «РСОПАУ»), утвержденного решением Совета Партнерства от 1 июня 2009 г. № 52"\ арбитражные управляющие - члены НП «РСОПАУ» обязаны обращаться для обеспечения осуществления своих полномочий исключительно к услугам аккредитованных лиц. Положение о порядке аккредитации при НП «РСОПАУ» страховых организаций также содержит аналогичное требование. Следует отмстить, что специальное законодательство тоже иногда устанавливает обязанность членов СРО заключать договоры только с организациями, аккредитованными саморегулируемой организацией. К примеру, договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего за причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве должен быть заключен со страховой организацией, аккредитованной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих (п, 1 ст. 24.1 Закона о банкротстве). При этом согласно пункту 11 статьи 24.1 Закона о банкротстве несоблюдение арбитражным управляющим указанного требования является основанием для его исключения из членов СРО.

Вместе с тем, порядок и требования к проводимой саморегулируемыми организациями аккредитации участников гражданского оборота, обеспечивающих деятельность членов СРОэ не предусмотрены ни Законом «О банкротстве» ни Законом «О саморегулируемых организациях». Однако установленные законодательством о саморегулируемых организациях и внутренними документами саморегул пру емых организаций положения об обязанности членов названных организаций заключать договоры только с аккредитованными лицами не только ограничивают гражданские права членов СРО, но и не соответствуют конституционным нормам и нормам законодательства о конкуренции. Конституция Российской Федерации, в развитие положений, гарантирующих свободу экономической деятельности и поддержку конкуренции (ч. I ст. 8), закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и не позволяет осуществлять указанную деятельность, направленную монополизацию и недобросовестную конкуренцию {ст. 34). Гражданское законодательство развивает и конкретизирует данные положения Конституции РФ. В частности, одним из ключевых принципов гражданского права является принцип, сформулированный в статье 1 ГК РФ как свобода договора, которая выражается, в том числе в выборе контрагентов. Однако для членов СРО этот принцип применяется с существенными ограничениями - можно выбирать контрагентов только из числа аккредитованных лиц. В случае спора между аккредитованными организациями и членами СРО саморегулируемые организации нередко выступают на стороне аккредитованных лиц, несмотря на правомерность действий своих членов. К примеру, при рассмотрении Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Инертек» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2010 г. по делу № Л56-7603 6/2009 некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Паритет» признало кассационную жалобу обоснованной и просило ее удовлетворить276. При этом представителем страховой компании и саморегулируемой организации в суде выступало одно и то же лицо.

Положения законодательства о саморегулируемых организациях и внутренних документов саморегулируемых организаций, закрепляющие обязанность членов СРО заключать договоры только с аккредитованными лицами, не только ограничивают гражданские права членов упомянутых организаций, но и нарушают права неопределенного количества лиц, поскольку приводят к ограничению конкуренции посредством сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут вступать в гражданско-правовые отношения с членами СРО, а также к установлению необоснованно высоких цен на услуги аккредитованных организаций. Более высокие расценки на услуги аккредитованных организаций по сравнению с неаккредитованными организациями обусловлены, в определенной степени, необходимостью аккредитованных лиц перечислять саморегулируемым организациям, во-первых, денежные средства в виде взносов за аккредитацию, во-вторых, определенную денежную сумму от доходов, полученных в результате заключения с членами СРО гражданско-правовых договоров, в соответствии с аккредитационным договором (соглашением о взаимодействии, договором о сотрудничестве соглашением об аккредитации и т.п.)- Так, согласно пункту 19 Положения, об аккредитации при Некоммерческом партнерстве «Национальная гильдия арбитражных управляющих» физических лиц (специалистов, индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, оказывающих профессиональные услуги в области арбитражного управления, утвержденного решением Совета Партнерства от 5 декабря 2007 г., аккредитуемая при НП «НГАУ» организация или специалист в; трехдневный срок после принятия Советом Партнерства решения об аккредитации либо о продлении аккредитации при НП «НГАУ» обязаны внести целевой взнос (отчисление) на содержание Партнерства и ведение уставной деятельности в сумме 30 000 рублей. При этом взнос уплачивается по каждому виду деятельности, по которому физическое или юридические лицо аккредитовано при НП «НГАУ» (п,20 названного Положения)" 77. Кроме того, аккредитуемая организация-или специалист заключают с НП «НГАУ» соглашение об условиях аккредитации при Партнерстве сроком на один год (п. 16, 17 Положения), которая может быть продлена по заявлению, но не более чем на один год. Согласно пушету 21 Положения об аккредитации аккредитованные при НП «НГАУ» организации или специалисты вносят целевой взнос (отчисление) на содержание партнерства и ведение им уставной деятельности в размере пятнадцати процентов от суммы вознаграждения,

Таким образом, современное положение дел в законодательной системе регулирования СРО довольно перспективно. Конечно, крупный бизнес ни куда не денется и именно он постепенно может поглотить мелкие компании, но всегда можно занять пустующую нишу, так как клиентура всегда найдет своего предпринимателя.

Но для любого начинающего предпринимателя необходимо всегда соотносить свою деятельность с законодательством, так как малому бизнесу гораздо тяжелей существовать в современном экономическом пространстве, так как существует множество проверяющих инстанций, которые при любом несоответствие требованиям может как оштрафовать, так и закрыть организацию, а потому в любой организации должен быть как юрист, так и юридически грамотный руководитель.

Согласно Закону РФ о саморегулируемых организациях “под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль над соблюдением требований указанных стандартов и правил”. Таким образом, основной идеей введения саморегулирования является распределение функций контроля и надзора за деятельностью субъектов в определенной профессиональной сфере и ответственности за их действия между государством и самими участниками рынка, что в перспективе дает возможность минимизировать участие государства в профессиональной деятельности субъектов, при сохранении ответственности бизнеса перед потребителями.

Кроме того, саморегулирование играет важную роль в повышении качества и безопасности услуг и продукции, т.к. саморегулируемые организации (СРО) в целях повышения конкурентоспособности своих членов может устанавливать собственные стандарты качества и безопасности.

Саморегулируемая организация имеет право:

от своего имени оспаривать в установленном законодательством РФ порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти РФ заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

вносить на рассмотрение органов власти и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

запрашивать в органах власти и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке Романовская О.В. Понятие саморегулируемой организации в Российской Федерации: проблемы и перспективы.

Законодательство о саморегулировании включает следующие законодательные акты:

1995 г. - понятие “саморегулируемые организации” впервые закреплено в российском законодательстве в постановлении Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 12 июля 1995 г. №3, относящееся к некоммерческим организациям, создаваемым профессиональными участниками рынка ценных бумаг и эмитентами. На данном этапе в нормативных актах правовой статус саморегулируемых организаций был достаточно подробно регламентирован, но только на рынке ценных бумаг.

Федеральный закон №7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» -- в соответствии с этим законом, а также с ГК РФ создаются первые саморегулируемые организации.

Федеральный закон от 29.07.98 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» -- принципы саморегулирования в деятельности профессиональных оценщиков.

Федеральный закон №117-ФЗ от 5 августа 2000 г. Налоговый кодекс Российской Федерации - установлен размер государственной пошлины за внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций (Ст.333.33).

Федеральный Закон №195-ФЗ от 30 декабря 2001 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Ст.23.69, 23.71.) - ответственность в случае административных правонарушений СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства а также в области энергетического обследования.

Федеральный Закон №95-ФЗ от 24 июля 2002 г. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации - рассмотрение дел по корпоративным спорам, в т.ч. с участием саморегулируемых организаций (Ст.225.1).

Федеральный закон РФ от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» -- стал законом, регулирующим отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных и добровольных требований к продукции или к связанным с ними процессам, а также при оценке соответствия. С введением данного закона «ведомственная» система нормативных документов поэтапно прекращает свое существование и взамен неё появляются новые документы -- технические регламенты и документы по стандартизации, обеспечивающие соблюдение требований технических регламентов.

Федеральный закон №315-Ф3 от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях» - регулирует порядок образования и деятельности саморегулируемой организации, основные цели и задачи.

Постановление правительства РФ от 29 сентября 2008 №724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций» (вместе с «Правилами ведения государственного реестра СРО»)

Федеральный Закон №273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» -- о передаче части функций государственных органов саморегулируемым организациям для повышения эффективности противодействия коррупции (Ст.7).

Федеральный закон №148-ФЗ от 22 июля 2008 года «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2009 года, прекращение лицензирования всех видов строительной деятельности. Обязательным условием для работы организаций является получения допуска, заменившего прежнюю государственную лицензию.

Федеральный закон РФ №240-ФЗ от 27.07.2010 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» -- новые требования к свидетельствам о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выданных индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

Федеральный закон РФ от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» -- закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Федеральный закон РФ от 28.11.2011 №337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» -- закон, предполагающий замену с 1 июля 2013 года субсидиарной ответственности членов СРО строительной сферы на солидарную Грачев Д.О. Правовой статус саморегулируемой организации.

Таким образом, можно заключить, что правовой статус саморегулируемой организации не только зависит от правительства, но и поддерживается им. Создаются новые законы, которые направлены на активную управляющую деятельность, предполагают наличие четкой систему реализации целей и функций. Кроме того, правовое регулирование совершенствуется в соответствие с требованиями времени, что так же позволяет гибко реагировать на важные моменты происходящие в стране и в мире в экономической сфере.

Так же важно и то, что в связи с тем, что правовое регулирование дополняется новыми законами, то и всем участником регулируемых отношений необходимо следить за происходящим и адекватно реагировать на вносимые законодателем изменения.

СРО аудиторов - некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности (ч. 1 ст. 17 Закона об аудите).

Как указывалось выше, процесс саморегулирования предпринимательской деятельности регулируется ФЗ от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее - Закон о СРО). Принятие данного Закона явилось началом реформирования системы государственного регулирования аудиторской деятельности, поскольку произошел переход от такого традиционно используемого способа воздействия государства на бизнес, как лицензирование, к саморегулированию .

Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО. Сущность саморегулирования заключается в том, что государство передает СРО отдельные функции по государственному регулированию предпринимательской и профессиональной деятельности. По вопросу о правомерности такой передачи Конституционного Суда Российской Федерации указал: «Конституция РФ не запрещает государству передавать полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении отдельных функций публичной власти. По смыслу ее статей 78 (ч. 2 и 3) и 132 (ч. 2) такая передача возможна при условии, что это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам» .

Данная правовая позиция была подтверждена в последующих актах Конституционного Суда Российской Федерации.

«Конституционный принцип демократического правового государства и гарантируемая Конституцией РФ свобода экономической деятельности предполагают развитие необходимых для становления гражданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере, проявлением чего является создание саморегулиру- емых организаций .

Следует рассматривать СРО в качестве институционального средства саморегулирования предпринимательских отношений» .

Гражданско-правовой статус СРО определен положениями ГК РФ. Основы правового положения СРО как некоммерческих организаций установлены ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» .

По принятому в международной практике определению, само- регулируемая организация (Self-Regulating Organizations) - организация, которая осуществляет некоторую степень регулирующей власти над определенной сферой деятельности .

Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ, СРО создаются в организационноправовых формах ассоциаций (союзов) - корпоративных юридических лиц (корпораций), учредители (участники) которых обладают правом членства в них и формируют их высший орган (п. 1 ст. 65.3 ГК РФ). В соответствии со ст. 123.8 ГК РФ ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих интересов, в том числе профессиональных, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

По общему правилу, ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным уставами таких организаций.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулиру- емой организации аудиторов с даты ее включения в Государственный реестр СРО и утрачивает такой статус с даты исключения сведений о ней из указанного реестра. Ведение реестра осуществляет Минфин России .

Специфика правовой природы СРО обусловлена сочетанием в их деятельности частных и публичных правовых начал. Особый статус СРО отметил КС РФ: «Саморегулируемые организации... обладают двойственной правовой природой: с одной стороны, это некоммерческие организации и регистрируются они в порядке, предусмотренном ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», с другой стороны - с даты включения в единый Государственный реестр саморегулируемых организаций они приобретают особый публичноправовой статус СРО» .

Условием включения в реестр СРО аудиторов является соответствие установленным ч. 3 ст. 17 Закона об аудите таким требованиям, как:

  • объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным Законом об аудите требованиям;
  • наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;
  • обеспечение СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов.

Функции, права и обязанности СРО аудиторов определяются ст. 17 Закона об аудите и ст. 6, 14 Закона о СРО.

Для обеспечения доступа к информации СРО аудиторов в соответствии с требованиями Закона о СРО обязана создать и вести в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сайт, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат этой СРО. Перечень сведений, размещаемых на официальном сайте СРО, определен ч. 2 ст. 7 Закона о СРО. В порядке, определяемом самой СРО, она вправе размещать дополнительную информацию о деятельности своей и своих членов (ч. 7 ст. 7 Закона о СРО).

Поэтому принцип транспарентности (от фр. transparent - прозрачный) является одним из основополагающих принципов деятельности СРО. За нарушение обязанностей по раскрытию информации ст. 14.52 КоАП РФ предусмотрена ответственность СРО.

Для выполнения деятельности в качестве саморегулируемой ор- ганизацей аудиторов некоммерческая организация создает специализированные органы, осуществляющие контроль и рассмотрение дел о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО аудиторов.

Если член СРО аудиторов допустил нарушение требований Закона об аудите, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, СРО аудиторов может применить следующие меры дисциплинарного воздействия (ст. 20 Закона об аудите):

  • вынести предписание, обязывающее члена СРО аудиторов устранить выявленные по результатам внешней проверки качества его работы нарушения и устанавливающее сроки их устранения;
  • вынести члену СРО аудиторов предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения указанных требований;
  • наложить штраф на члена СРО аудиторов;
  • принять решение о приостановлении членства аудиторской организации, аудитора в СРО аудиторов на срок до устранения ими выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия указанного решения;
  • принять решение об исключении аудиторской организации, аудитора из членов СРО аудиторов;
  • применить иные установленные внутренними документами СРО аудиторов меры.

Аудитор, в отношении которого принято решение о приостановлении его членства в СРО аудиторов, в течение всего срока действия такого решения не вправе:

  • участвовать в осуществлении аудиторской деятельности;
  • давать рекомендации, подтверждающие безупречную деловую (профессиональную) репутацию лицам, желающим вступить в члены СРО аудиторов;
  • участвовать в работе выборных и специализированных органов СРО аудиторов.

Аудиторская организация, индивидуальный аудитор, в отношении которых принято решение о приостановлении их членства в СРО аудиторов, в течение всего срока действия такого решения не вправе: заключать договоры оказания аудиторских услуг и вносить влекущие увеличение обязательств аудиторской организации, индивидуального аудитора изменения в договоры оказания аудиторских услуг, заключенные до принятия СРО аудиторов указанного решения.

Как указывалось, государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов осуществляет Росфиннадзор . В форме плановых и внеплановых проверок по ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей СРО и проведения проверок, установленных ст. 22 Закона об аудите.

Если в ходе проверки выявлены нарушения СРО аудиторов требований Закона об аудите, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, Росфиннадзор может применить следующие меры воздействия:

  • вынести предписание, обязывающее аудиторскую организцию устранить выявленные по результатам внешней проверки качества ее работы нарушения и устанавливающее сроки их устранения;
  • вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости указанных нарушений;
  • направить СРО аудиторов, членом которой является аудиторская организация, обязательное для исполнения предписание о приостановлен членства аудиторской организации в СРО аудиторов на срок до устранения ею выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия указанного решения;
  • направить СРО аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушение требований, установленных ч. 6 ст. 1, ч. 1 ст. 8, пп. 2.1 и 3 ч. 2 и ч. 3 ст. 13 Закона об аудите, обязательное для исполнения предписание об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций.
  • Подробнее о саморегулировании см.: Саморегулирование предпринимательскойи профессиональной деятельности. Единство и дифференциация: монография; отв.ред. И.В. Ершова. М. : НОРМА: ИНФРА-М, 2015; Ершова И.В. Саморегулированиепредпринимательской и профессиональной деятельности: вопросы теории и законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 10; Она же. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности // Бизнес и право вРоссии и за рубежом (приложение к журналу «Предпринимательское право»). 2014. № 3.