Повышение зарплаты энергетикам в году. Минфин опубликовал данные о зарплатах министров

МОСКВА, 18 янв - ПРАЙМ, Наталья Карнова. Зарплаты в наступившем 2017 году будут расти лишь в избранных отраслях и вряд ли смогут значительно обогнать инфляцию. Большинству россиян придется довольствоваться прежними доходами, а некоторым даже грозит сокращение оплаты труда. Пока никаких оснований для хоть сколько-нибудь значительного массового роста зарплат эксперты не видят. Они прогнозируют увеличение спроса на квалифицированных специалистов, но те, чей труд можно автоматизировать, рискуют оказаться на бирже труда.

Министр труда пообещал россиянам рост зарплат‍

Глава Министерства труда и социального развития Максим Топилин накануне в интервью "Российской газете" пообещал, что заработная плата россиян в 2017 году будет увеличиваться. Однако проректор Академии труда и социальных отношений (АТиСО) по развитию Александр Сафонов находит это высказывание излишне оптимистичным. "Мы видим, что во всех программах правительства экономический рост на 2017 год не выше 1%, а для роста реальных зарплат нужен другой экономический фон. Например, даже в США при хороших темпах развития экономики роста зарплат не наблюдалось достаточно долго", - отметил он.

В России экономика пока не может преодолеть последствия кризиса, нет высокомаржинального производства, которое позволяло бы делиться с работниками прибылью, а конкуренция за рабочую силу низкая. Бюджет также не выступает драйвером роста зарплат, как это было в докризисные годы, экономят и большинство регионов. Исходя из этого, максимальный рост реальных зарплат не превысит инфляции, а по большей части будет ниже, считает эксперт. Банк России установил на 2017 год целевой уровень инфляции в 4%.

Размер индексации Фонда оплаты труда (ФОТ), заложенный в бюджетах компаний, составляет 5-10%, что незначительно покрывает инфляцию, указывает руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова. "Рост цен за последние два года, когда оклады практически не росли, это не компенсирует. Московские компании готовы к повышению меньше, чем региональные. При этом средние зарплаты в регионах вдвое ниже столичных, если не брать в расчет города-миллионники", - добавила она.

Рост зарплат в других странах также оставляет желать лучшего. По оценке международной консалтинговой компании Korn Ferry Hay Group, в 2017 году фактические зарплаты, за вычетом инфляции, в мире вырастут в среднем на 2,3%. Самыми высокими показатели роста будут в Азии. В России ожидаемый экспертами компании рост зарплат инфляцию догнать не сможет - реальные зарплаты просядут на 0,1% к прошлому году.

Наиболее вероятно ожидать роста зарплат в таких секторах, как переработка пищевой продукции, фармакология, IT, полагает Сафонов. Кроме того, есть потенциал для роста зарплат в энергетике и сфере ЖКХ, которые могут устанавливать тарифы выше инфляции. "Предвыборный период может подтолкнуть к повышению зарплат врачам и учителям, что было прописано в майских указах президента. Однако единственным резервом для этого станет оптимизация бюджетной сети. Те, кого сократят, останутся без работы, поэтому на уровне доходов населения все это не отразится", - рассуждает эксперт.

Практически остановятся темпы роста в отраслях, связанных с добычей сырья и строительством жилой недвижимости. Сокращению подвергнутся инвестиции в инфраструктурные проекты. Сокращаются и поставки сельхозпродукции за рубеж, что может затормозить рост зарплат в сельском хозяйстве.

В то же время предложение на рынке труда будет расти, хотя и довольно умеренными темпами. В 2017 году число вакансий может увеличиться примерно на 10%, что сопоставимо с результатами прошлого года, рассказала Игнатова. Темпы роста в Москве могут быть ниже, чем в регионах. В основном, это будут замещающие вакансии за счет увольнений и переходов в другие компании, смены специализации. Но с развитием проектов будет возникать потребность и в новых сотрудниках, особенно если компания только выходит на рынок.

По словам эксперта, наиболее высокое предложение вакансий сейчас в сфере IT, которая активно наращивает обороты. Компьютерные технологии внедряются во все бизнес-процессы, поэтому спрос на квалифицированных специалистов здесь и в дальнейшем не будет снижаться. В настоящее время налицо дефицит разработчиков мобильных приложений - специалистов на рынке для замещения данных вакансий недостаточно. Также высокий спрос на узкоспециализированных инженеров, руководителей проектов и аналитиков.

В свою очередь, руководитель исследовательского центра сервиса по поиску работы и сотрудников Superjob.ru Наталья Голованова ожидает рост спроса на специалистов в банковской сфере - управленцев, в том числе, антикризисных, работников с залогами и проблемной задолженностью. Востребованы будут инженеры в машиностроении, в том числе, нефтегазовом, а также специалисты в лесной, авиационной и пищевой промышленности. Компании будут стараться нанять лучших специалистов, поэтому им понадобятся HR-директоры, аналитики с техническим бэкграундом и специалисты по внутреннему обучению.

Однако, по мнению Головановой, 2017-й станет последним годом, когда можно будет констатировать общий рост количества реальных рабочих мест. "В следующем году начнет снижаться реальный спрос на бухгалтеров начального уровня. К 2020 году рынок труда для них, как и для делопроизводителей, может сократиться в три раза", - говорит она.

Этой тенденции, констатирует эксперт, будет способствовать переход на электронный документооборот - люди, работающие с "бумажками", больше не будут нужны. Банки также откажутся от бумажного документооборота, что вызовет сокращение сотрудников. Рост автоматизации приведет к сокращению вакансий специалистов контакт-центров, обработчиков информации и даже квалифицированных рабочих, чей труд также будет постепенно механизирован.

Как ожидает Голованова, с 2018 года начнется сокращение предложений для сотрудников низкой квалификации - на 5% ежегодно. Реальная безработица будет расти на ту же цифру. Таким образом, при существующих тенденциях общий уровень реальной безработицы в России к 2022 году может вырасти в несколько раз, до 20-25%. При этом спрос на специалистов высокой квалификации будет расти. По мнению эксперта, сохранить занятость населения существующими методами государственной поддержки не получится - понадобится разработка новых программ, которые, с одной стороны, смогут поддержать мало востребованных специалистов, с другой - эффективно замещать вакансии, в соответствии с текущими потребностями рынка труда.

Новый год – время новых ожиданий. Российский рынок труда уже практически вошел в стадию Новогодних каникул, поэтому большинство предприятий либо занимается годовой отчетностью, либо строит планы на будущее. Одним из самых актуальных вопросов будущего года, который больше других сегодня интересует рабочий люд, это вопрос повышения зарплаты. Кому и на сколько ждать повышения в 2018 году?

На этот вопрос постарались ответить аналитики рекрутингового агентства «Antal Russia». Согласно опубликованным ими результатам исследования, среди опрошенных аналитиками работодателей, если те и собрались повышать зарплату, то не более чем на 4-6%, да и то в порядке индексации. При этом каждый третий работодатель либо не уверен, либо не планирует закладывать средства на индексирование зарплат. В число «щедрых» вошел лишь 1% предприятий – они намерены увеличить жалование на 15%. Это, к слову, достаточно сдержанные планы по сравнению с текущим годом: на 2017 год среднестатистическая индексация, заложенная в бюджет компаний, составляла 7-9%.

Российский бизнес даже в лучшие времена не отличался щедростью к работникам – дополнительные расходы на персонал всегда болтались в конце списка приоритетов работодателей. И судя по результатам исследования, они стали еще более осторожны. Безусловно, нужно учитывать отраслевой разрез: представители крупного бизнеса, в отличие от мелких компаний, всегда имели больше возможностей повышать жалование даже несколько раз в год. Малый бизнес же про индексацию вспоминать не привык – тут принято повышать оклады лишь тогда, когда приходится нанимать нового человека.

Будут разочарованы

В 2017 году, в силу прогнозируемого экономического роста и существенного падения покупательной способности зарплат, на индексацию решились немало российских компаний. Она безусловно затронула и бюджетников, и частный сектор, однако всех в разной мере: кому-то повысили на размер инфляции, кому-то на 15%. Однако даже те частники, которые решились на индексацию в этом году, смотрят в 2018 год с меньшим оптимизмом. Никто, безусловно, не может отказаться публично – индексирование зарплат предусмотрено трудовым законодательством. Гораздо чаще работодатели обходятся общими формулировками, вроде «все зависит от ситуации на рынке». Или же вообще указывают на то, что, мол зарплата в каждом случае носит индивидуальный характер и пересматривается по результатам труда каждого сотрудника.

Впрочем, многие эксперты рынка уверены, что даже те, кто заложил в бюджет 2018 повышение окладов, не будет делать его массовым – прибавку получат лишь избранные сотрудники . Да и то лишь в некоторых секторах экономики. Например, хорошие шансы на рост зарплата имеют работники сферы информационных технологий и представители АПК, которые сегодня считаются дефицитными. Как всегда хорошая прибавка ждет работников нефтегазового сектора и добычи полезных ископаемых. Традиционная индексация ожидается на металлургических предприятиях и в целом в крупной промышленности. Более скромные ожидания касаются работников торговли – если повышение и будет, то лишь в качестве индексации по размеру инфляции. Да и то не у всех. А вот работникам страхования и финансового сектора и того ждать не стоит. Конечно, отдельные должностные оклады будут повышены, но массовых прибавок ждать не стоит.

Как утверждает руководство «Antal Russia», многие в 2018 году ожидали повышения жалования, но они будут разочарованы. Учитывая это, руководству таких компаний придется приложить немало усилий, чтоб избежать утечки кадров. Единственный вариант в такой ситуации – нефинансовое мотивирование персонала. А с этим у российских работодателей немало проблем.

Больше зарплата – больше нагрузка

Понимая, что работники нуждаются в повышении окладов (или оправдывая свою позицию другими экономическими проблемами), владельцы компаний идут на оптимизацию расходов. Отчаянный, но эффективный шаг: посредством сокращения части сотрудников и перераспределения зарплатного фонда оклады действительно растут . Но растет и нагрузка, на что, впрочем, согласны и сами сотрудники. Как утверждают в «Antal Russia», в будущем году каждый пятый работодатель намерен произвести сокращения. Такая оптимизация коснется административного персонала, работников бухгалтерии, экономистов, логистов, менеджеров по закупкам и продажам.

Вот яркий пример: в середине декабря Банк России объявил, что в будущие 3 года он намерен сократить 5,2 тыс. своих сотрудников. Под гребенку сокращений попадут не только рядовые специалисты, но и руководители подразделений в восьми регионах, в том числе и в столице. К слову, немаловажен тот факт, что трудоустройством сокращаемых сотрудников регулятор занялся же сегодня. Им был объявлен тендер на услуги по трудоустройству своих в будущем уволенных сотрудников. На такие консалтинговые услуги Центробанк готов потратить 38 млн рублей. Похоже, что Банк России решил идти по пути Сбербанка и автоматизации.

Еще один вариант экономии – аутсорсинг и удаленная занято сть. Первый практикуют сегодня все чаще. В число приоритетных аутсорсинговых направлений обычно входит бухгалтерия, юриспруденция, клининг, ремонты и так далее. «Удаленку» же чаще практикуют разработчики, дизайнеры, представители медиа. Оба эти варианта позволяют перераспределить и выделить дополнительные ресурсы. И если у работодателя нет иных целей в отношении этих денег, они идут на повышение зарплат.

Ждем автоматизацию

Как утверждают в «Antal Russia», в будущем году работодатели не изменят своей стратегии прошлых лет и продолжать сокращать бюджеты на сотрудников. Это не обязательно выразится в уменьшении зарплат – вероятнее, следует ждать сокращений. А вот заменить его поможет автоматизация производства. Вообще, в компании считают, что автоматизация, наверное, главный тренд будущих лет – уже сегодня ей уделяют время даже представители среднего бизнеса. Среди клиентов «Antal Russia» 9 из 10 предприятий уже автоматизировали корпоративный документооборот, а 50% занимаются автоматизацией и других направлений, однако, пока лишь в пилотном режиме . Одна из самых распространенных «фишек» ­– это автоматическая сортировка анкет соискателей и рассылка им приглашений.

Яркий пример – бот, разработанный для сети супермаркетов «Пятерочка». С его помощью был произведен автоматический обзвон более 16 тыс. претендентов и приглашение самых лучших из них. Разработчики заявляют, что это позволило сократить срок найма среднестатистического сотрудника в 4 раза – с двадцати до пяти дней.

Учитывая все это, трудно не согласиться с выводами исследователей: работодатели продолжают экономить, поэтому повышение ждет лишь немногих. И в небольших размерах.

22 декабря 2017 года в Министерстве энергетики РФ состоялось совещание по вопросам социально-трудовых отношений в электроэнергетике под председательством Министра энергетики А.В. Новака. Это уже пятое совещание с участием Сторон социального партнерства отрасли, которое ежегодно проходит в День энергетика. Приветствуя участников совещания, А.В. Новак поздравил их с профессиональным праздником и коротко подвел основные итоги года в сфере социального партнерства в электроэнергетике. Министр в частности отметил, что неуклонно растет количество организаций, присоединившихся к Отраслевому тарифному соглашению, что демонстрирует правильность выбранного направления работы. Активизировалось взаимодействие с ФАС России по выработке взаимоприемлемых подходов к определению правил учета в тарифах экономически обоснованных затрат на персонал, обусловленных отраслевыми тарифными соглашениями.

Министр энергетики отметил активную роль отраслевого Совета по профессиональным квалификациям в электроэнергетике (ЭСПК), с участием которого разработано 40 профессиональных стандартов в электроэнергетике, создано 2 региональных центра оценки квалификации электроэнергетики в Новосибирске и Ростове-на-Дону, проводится работа с федеральными учебно-методическими объединениями по внедрению положений профстандартов электроэнергетики в федеральные государственные образовательные стандарты. При этом ЭСПК рекомендовано при участии крупнейших работодателей активнее продвигаться в синхронизации системы оценки квалификации с проверкой знаний в рамках действующей практики работы с персоналом в организациях электроэнергетики.

Среди одной из основных задач в сфере социального партнерства А.В. Новак отметил заключение Отраслевого соглашения на очередной период. Министр подчеркнул, что в процессе коллективных переговоров Сторон социального партнерства необходимо выработать взаимоприемлемые условия. Это позволит укрепить имеющийся задел для долгосрочного регулирования социально-трудовых отношений между работодателями, работниками и их представителями в лице Электропрофсоюза.

С докладом по основным вопросам регулирования социально-трудовых отношений выступили руководители Сторон социального партнерства: Генеральный директор Объединения РаЭл А.В. Замосковный и Председатель Всероссийского Электропрофсоюза В.Н. Вахрушкин.

Председатель ВЭП прежде всего поблагодарил А.В. Новака за предоставленную возможность традиционной встречи Сторон социального партнерства в День энергетика. Далее В.Н. Вахрушкин остановился на предложениях по дальнейшему повышению уровня доходов работников электроэнергетики, включая промышленно-производственный и административно-управленческий персонал, а также отметил целесообразность оказания содействия со стороны Минэнерго России в проведении переговоров по заключению ОТС в электроэнергетике Российской Федерации на очередной период, в том числе с целью последующего присоединения к его нормам основных субъектов электроэнергетики. Представитель Электропрофсоюза подчеркнул, что серьезное влияние на характер отношений Сторон социального партнерства оказывает внешний фактор – тарифные решения государственных регуляторов, которые в настоящее время не учитывают в полном объеме затраты на персонал в тарифах на услуги компаний. Руководитель Отраслевого профсоюза поделился своим мнением относительно перспектив заключения Отраслевого тарифного соглашения на очередной период.

В основных тезисах доклада А.В. Замосковного прозвучали:

  • опережающий рост размера Минимальной месячной тарифной ставки в электроэнергетике Российской Федерации в период действия ОТС в сопоставлении с индексом потребительских цен;
  • 15-процентное превышение средней заработной платы по виду деятельности «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа и воды» над средней заработной платой в целом по Российской Федерации на основании данных Росстата (по состоянию на июль 2017 года);
  • рост реальной заработной платы в 2017 году в организациях электроэнергетики.

В частности, руководитель Объединения РаЭл привел данные о том, что число работодателей, проиндексировавших размеры тарифных ставок по итогам I полугодия 2017 года (70% от общего числа участников ОТС), достигло максимальной величины за период 2014 – 2017 годов.

А.В. Замосковный также проинформировал о налаживании системного диалога на трехсторонней основе на уровне руководителей крупнейших энергетических компаний, включая ПАО «Россети» и ПАО «РусГидро», акцентировал внимание на сохранении проблем в сфере учета в тарифах на электрическую энергию экономически обоснованных расходов работодателей в социально-трудовой сфере, рассчитанных на базе положений ОТС, отметил серьезный прогресс в сфере диалога с ФАС России, которого удалось провести при поддержке Минэнерго России.

Говоря о перспективах коллективных переговоров по заключению нового Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации, которое может вступить в силу в 2019 году, руководитель Объединения работодателей отметил, что это будут первые полноценные переговоры, начиная с I квартала 2013 года. В настоящее время у каждой из Сторон накоплен серьезный опыт, а также перечень проблем и ожиданий.

В связи с этим А.В. Замосковный привел ряд предложений и принципов, связанных с предстоящими переговорами, которые были поддержаны участниками совещания.

Среди основных задач, стоящих перед ЭСПК в 2018 году, А.В. Замосковный назвал следующие:

  • продолжение работы с профильными федеральными учебно-методическими объединениями по формированию примерных образовательных программ;
  • развитие сети региональных энергетических центров оценки квалификации, корректное внедрение в электроэнергетике положений Федерального закона «О независимой оценке квалификации»;
  • формирование перечня профессиональных квалификаций в электроэнергетике и требований к ним, разработка оценочных средств;
  • мониторинг рынка труда, выявление потребности в квалификациях.

Руководитель Объединения работодателей высказал предложения в Концепцию подготовки к празднованию столетней годовщины принятия Плана ГОЭЛРО.

Стороны социального партнерства обсудили вопрос о необходимости систематизации и обновления ряда документов в сфере нормирования труда в электроэнергетике и предложили начать работу по совершенствованию нормативов численности промышленно-производственного и административно-управленческого персонала для субъектов электроэнергетики с преобладающим государственным участием.

Подводя итоги встречи, А.В. Новак сформулировал ряд протокольных поручений, а также обратил внимание на необходимость проведения взвешенной социальной политики в ключевых компаниях отрасли и в сфере электроэнергетики в целом, подчеркнув, что такой подход является важным фактором обеспечения надежного энерго- и теплоснабжения потребителей.

Стороны также зафиксировали намерение продолжить практику совместного мониторинга состояния социально-трудовых отношений в организациях электроэнергетики с последующим подведением итогов на уровне Минэнерго России с периодичностью не реже одного раза в год.

Участники совещания

Абсолютно все люди в нашей стране сегодня озадачены повышением зарплат. В условиях экономического кризиса россияне хватаются за голову в надежде на то, что данная ситуация скоро устаканится. Конечно же, нет смысла говорить о быстром решении проблем. Да и всегда можно был видеть ситуацию с низкими окладами. Только вот сегодня настал тот момент, когда проблему необходимо решать в скором порядке.

Кто такие энергетики

Энергетиками называют тех людей, которые работают в энергетической отрасли. Главный энергетик является лицом, что создает технически правильную эксплуатацию и своевременный ремонт энергетического оборудования или энергосистем. Люди такой профессии должны принимать участие в разработке планов перспективного развития энергохозяйства, а также обеспечивать составление заявок и нужных расчетов к ним на приобретение энергетического оборудования.

Энергетикой называется та отрасль промышленности, где расположена совокупность искусственных и естественных подсистем, что служат для распределения, преобразования и использования энергетических ресурсов всех видов. Производство энергии моно поделить на несколько стадий:

  • преобразование с помощью электростанций первичной энергии во вторичную;
  • концентрация и получение энергетических ресурсов;
  • передача вторичной энергии потребителям;
  • передача ресурсов к энергетическим установкам.

Общие новости

Государство уже дано начало проводить работы по повышению окладов госструктурам. Стороной оно не обошло и энергетиков. Такая нужная и важная профессия, которая нуждается в особой квалификации и внимании к деталям, в наши дни не оплачивается хорошо.

Оплата труда, по хорошему счету, должна быть высокой у всех специальностей. Ведь тогда у людей будет стимул работать. О повышении оклада, обычно, людей увешивают обещаниями, только тут дело доходит исключительно до индексации. Вот и энергетиков коснулись пустые обещания. Власти еще в 2014 году планировали повысить оклад, только пока с этим тянут.

Да и если подняли, то не на много. Поэтому ощутить радость жизни работникам такой структуры все еще не удается. Вот подоспели и новые обещания. Некоторые поговаривали о том, что с июня 2016 года должны поднять платы на 15 процентов. Пока что люди ждут.

Что принесет энергетикам 2017 год?

Когда критичной стала ситуация с зарплатами энергетиков в 2012 году, то проблему необходимо было срочно решать. Ведь ни одна структура без ценных квалифицированных работников не будет хорошо работать. Так что в 2017 году уже хотят увеличить зарплату на несколько процентов. Также говорят о том, что он может быть равен около 11 процентов.

Если сравнить показания с 2012 годом, то уровень повышения будет составлять 20 процентов. Это кажется позитивным, если разглядывать все в сравнении. Только власти не учли, что в тоже время и жить было проще. Так что недовольство не утихнет до тех пор, пока люди не увидят достойный процент увеличения.

Что делали власти для улучшения ситуации

Проводилось много работы для того, чтобы улучшить ситуацию. С самого начала были обращения в разные профсоюзы. Велись также переговоры вплоть до 2014 года по поводу повышения окладов. И если взять во внимание проделанную работу, то она колоссальна. Энергетическая отрасль действительно нуждается в пристальном внимании, потому что на сложном оборудовании могут работать только квалифицированные люди.

Была та ситуация, что работники просто уходили с работы. Тогда ребром и встал вопрос, приняли решение увеличить оклады. Теперь власти обещают специалистам энергетической отрасли увеличивать оклады каждые полгода.

Заработная плата в бюджетной сфере - это важный социально-экономический показатель, который так или иначе влияет и на размер окладов в коммерческих организациях. Поэтому у многих руководителей и работников часто возникает вопрос: какое предусмотрено повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году? Ведь исходя из его размеров, можно провести индексацию окладов и в своей фирме. Обратите внимание: Росстат опубликовал средние зарплаты бюджетников по отраслям и регионам за первое полугодие 2019 года.

В 2018 году Правительство, исполняя «майские указы» президента о повышении зарплаты бюджетникам (2019), одобрило выделение 14,5 млрд рублей на финансирование повышения зарплаты отдельных категорий работников бюджетных учреждений. В 2019 году индексация окладов также запланирована. Посмотрим, что это за отдельные категории работников. Но начнем с новостей.

Повышение окладов с 01.10.2019

  • работникам федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений;
  • работникам федеральных государственных органов, гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2019 № 279 «Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации» с 1 октября 2019 года зарплаты повысятся и у судей всех рангов: от судей Конститционного и Верховного судов до мировых судей субъектов РФ — на те же 4,3%.

Кто такие госслужащие и бюджетники

Для начала необходимо разобраться с тем, кто же такие бюджетники. Очевидно, что в обиходе под этим словом «скрываются» все те люди, которые получают зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию будет не совсем верно. Ведь с точки зрения законодательства они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов бюджетникам в 2019 году было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое будет повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году в России (последние новости).

Бюджетники: врачи, учителя и бухгалтеры

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них примерно половину составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, а именно сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ , а также нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Ведь система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по данным Росстата, средняя зарплата по стране составила 49 348 рубллей (данные за июнь 2019). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях могут получать всего по 12 000-15 000 рублей в месяц. В целом же картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

23 июля Росстат опубликовал данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за январь-июнь 2019 года.

Оклады бюджетников в 1-м полугодии 2019 года, таблица:

Средняя з/п работников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам РФ за январь-июнь 2019 года

Педагоги дошкольного образования

Педагоги организаций общего образования

Преподаватели вузов

Врачи с высшим образованием

Средний медицинский (фармацевтический) персонал

Младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники учреждений культуры

Научные сотрудники

Российская Федерация

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

в том числе:

Ненецкий авт. округ

Архангельская область без авт. округа

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

г.Санкт-Петербург

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Республика Крым

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

г. Севастополь

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Чеченская Республика

Ставропольский край

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан (Татарстан)

Удмуртская Республика

Чувашская Республика - Чувашия

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

в том числе:

Ханты-Мансийский авт. округ-Югра

Ямало-Ненецкий авт. округ

Тюменская область без авт. округов

Челябинская область

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Республика Бурятия

Республика Саха (Якутия)

Забайкальский край

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

* Конфиденциальные данные

Для сравнения: данные Росстата по заработным платам чиновников различного уровня (за 2018 год).

Среднемесячная з/п гражданских (муниципальных) служащих

Справочно: среднемесячная з/п работников организаций а субъекте РФ

Территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

органов исполнительной власти субъектов РФ

органов местного самоуправления

Российская Федерация

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

в том числе:

Ненецкий авт.округ

Архангельская область без авт.округа

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

г.Санкт-Петербург

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Республика Крым

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

г.Севастополь

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия - Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

в том числе:

Ханты-Мансийский авт.округ - Югра

Ямало-Ненецкий авт.округ

Тюменская область без авт.округов

Челябинская область

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Дальневосточный федеральный округ

Республика Бурятия

Республика Саха (Якутия)

Забайкальский край

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская авт.область

Чукотский авт.округ

Зарплата бюджетников в 2019 году

Индексация окладов бюджетникам является частью предвыборной программы Владимира Путина 2012 года. Основной документ — Указ Президента № 597 , называемый иногда «приказ 597 президента: дорожная карта 01.01.2018». Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других бюджетников. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2019-му в первую очередь учителям и врачам.

Повышают оклады в первую очередь тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:

Повышение зарплат является поэтапным. В конце концов:

  • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты должен составить не менее 200 % от средних зарплат в регионе;
  • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты не должен быть ниже средней зарплаты по региону.

К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. Поэтому чиновники пообещали не обойти их стороной и также провести индексацию их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

Категории бюджетников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников, которые не попали под действие «майских указов»

Педагоги детских садов и общего образования

Педагоги дополнительного образования

Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

Преподаватели вузов

Средний и младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники культуры

Научные сотрудники

Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

Специалисты по кадрам

Специалисты по комплексной реабилитации

Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений.

Социальные психологи

Бухгалтеры и экономисты

Инженеры

Программисты

Следователи

Пожарные

Судьи, прокуроры

Военнослужащие и приравненные к ним

Повышение окладов
с 1 сентября 2019 — на 6,0 %,
в 2020 — на 5,4 %,
в 2021 — на 6,6 %
Повышение окладов
с 1 октября 2019 на прогнозный уровень инфляции — 4,3 %,
1 октября 2020 — на 3,8 %,
1 октября 2021 — на 4 %

Повышение окладов бюджетников с 01.01.2019

Надо отметить, что некоторым бюджетникам оклады должны будут повысить независимо от индексации. Ведь с 1 января запланировано увеличение минимального уровня оплаты труда (повышение МРОТ), которое повлияет на оклады младшего и среднего персонала со средним образованием. С 01.01.2019 МРОТ равен 11 280 рублям. Такое повышение окладов затронет примерно 1,6 млн человек в бюджетной сфере.

Региональные решения о повышении окладов бюджетникам

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р обязывает правительства субъектов РФ принять распоряжения о своих региональных «дорожных картах», в которых прописать конкретные цифры по каждому году по повышению окладов. Так, дорожная карта Свердловской области по повышению заработной платы 2019 утверждала, что уровень средней зарплаты социальных работников должен составить не менее 100 процентов от среднемесячных зарплат по Свердловской области. А на повышение зарплаты бюджетникам в 2019 в Красноярском крае Правительство выделило дополнительно 2,9 млрд рублей из федеральной казны, чтобы можно было учитывать районные надбавки и северный коэффициент.

В конце года региональные власти традиционно готовят соответствующие решения относительно повышения окладов на будущий год. Например, в Липецкой области депутаты приняли решение о повышении зарплаты в 2019 году бюджетникам, не подпадающим под майские указы, на 10 %.