Поделка в детский сад на тему гжель. Конспект занятия "Орнамент гжель (аппликация)"

Непосредственно образовательная деятельность по рисованию: «Роспись посуды» (Гжель)

Цель: Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров.
Задачи:
1. Учить детей рисовать узор на форме чайника по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элементы росписи, цвета, от бледно – голубого до тёмно – синего. Учить красиво располагать узор на форме.
2. Учить рисовать концом кисти цветок трилистника, ветки, травка, завитки. Закрашивать округлые формы сначала по краю, потом в
середине слева на право, сверху вниз слитными линиями. Учить детей разводить краску, пользуясь палитрой.
3. Воспитывать интерес к Гжельской керамики, желание передать сочность, живописность росписи.
Предназначение: данное занятие предназначается для старшей - подготовительной группы 5 -7 лет, для молодых воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей.

Предшествующая работа:
Дети знакомились через рассказ с историей возникновения этой
росписи о мастерах. Знакомство с иллюстрациями, просмотр диафильма
« Русские мастера ». Экскурсия в музей им. Полетаева на выставку
« Прикладное искусство ».
Материал:
Большой лист в форме чайника, кисти, подставки, палитра, акварель, краски.

Ход занятия:

Край фарфорового чуда,
А кругом него леса …

Синеглазая посуда -
Вазы, чайники и блюда
Ярко светится оттуда,
Как родные небеса!




Вот с этого красивого, нежного стихотворения я и хочу начать экскурсию в музей. В музей, где находятся иллюстрации посуды, да не простой посуды, а Гжельской керамики.
И так. В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель.
Давным – давно жили – были там смелые да умелые, весёлые да
красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую – белую, решили лепить из неё
посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один чайник слепил, другой мастер посмотрел и не стал лепить чайник, а слепил кувшинчик, а третий блюдо. Каждый мастер стал лепить свою посуду, и не было ни одного изделия
похоже го на другое. Но не только лепниной украшали Гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её «нежно –голубое чудо». На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали какие умелые мастера живут на Руси. Сказка – рассказ рассказывается воспитателем под русскую народную мелодию
« Вдоль по Волге – матушке ».
Сегодня мы с вами побываем на выставке Гжельской керамики.
Посмотрите и скажите, пожалуйста, какие же предметы расписывали Гжельские мастера? А какие элементы росписи они использовали
украшая свои изделия? (цветы, траву, листья, завитки, ветки). А какие основные цвета используют мастера в своих изделиях?
А сейчас я хочу предложить вам стать Гжельскими мастерами.
Давайте мы все сядем за свои столы. А расписывать мы будем чайник. Посмотрите, как расписала чайник я. Какие элементы использованы в росписи чайника? А теперь я вам покажу в какой последовательности рисовать эти элементы. Начнём рисовать с цветка трилистника. Сначала рисуем большой лепесток в центре, потом два маленьких по бокам.
Закрашивать лепесток будем бледно – голубым, краску разведём в палитре (воды в палитре совсем немного, потому что краска должна высохнуть быстро). Закрашиваем лепесток по краю слева на право слитными линиями без просветов. Работаем голубой краской. А теперь пусть цветок подсыхает, а мы нарисуем концом кисти ветку, травку, завитки, по верхнему и нижнему краю. Вы это знаете, и я показывать не буду. Наш цветочек подсох и теперь мы его украсим. Украсим его тёмно – синей краской. Мы работаем такими красками как настоящие мастера. Для этого нужно взять концом кисти тёмно – синей краски и провести по краю цветка тонкой линией.
А сейчас скажите пожалуйста, с чего мы начнём рисовать наш чай –ник. А когда мы начнём украшать цветок тёмно – синей краской.
Самостоятельная работа детей выполняется под звучание русских инструментов.










Воспитатель проводит индивидуальную работу. По окончанию работы дети организуют выставку своих работ и анализируют их.
После выставки воспитатель приглашает детей на чаепитие из Гжельского сервиза.
Вот такие чайники получились у детей.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 6-7 лет «Голубое чудо Гжели»

Программное содержание:

Дать понятие «декоративно-прикладное искусство». Продолжать знакомить с народным промыслом Гжели. Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Материал и оборудование:

Игра «Собери посуду» («Осколки разбитой» гжельской посуды), гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами, части морфологической дорожки, относящиеся к гжельской и др. промыслам, образцы элементов гжельской росписи. Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, вода, салфетка, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги.

Предварительная работа:

Знакомство с помыслом Гжели, рассматривание открыток, альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

Ход занятия:

Воспитатель:

Друзья мои, сегодня на занятие хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад.

Как вы думаете, из чего она была сделана?
Из чего бывает сделана посуда?
Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская?

Конечно нет, только бы роспись пострадала.

А металлическая? (показ) Такая, как у нас дома?
Эта уж точно осталась бы цела.
А пластиковая посуда?
А стеклянная?

Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее.
Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

А как вы думаете, такая посуда может разбиться?
Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались. (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.

Как называется посуда, которую вы сложили из осколков?
Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня на столе.

На столе, на жёлтой скатерти посуда гжель. Дети рассматривают, любуются посудой. Педагог читает стихи:

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Где изготавливают эту посуду?
Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.
Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.

Давайте полюбуемся нашей выставкой.

Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать?
Верно, нарядная, красивая, праздничная.
Изделия, созданные художниками и имеющие практическое применение в быту, относятся декоративно–прикладному искусству.
Польза и красота всегда должны идти рядом, тогда и жизнь человека станет интереснее.

А что делает эту посуду такой? Да, бело–синяя роспись.
Рассмотрим роспись поближе.
Воспитатель беседует у каждого экспоната, обращая внимание на характерные особенности.

Какой цвет использовали мастера?
Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?
Что нарисовано на вазе?
Где расположен цветок?
Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
Где закрашено синей краской полностью?
Обращает внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
А что ещё создают гжельские мастера?

Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь.
Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.

Дети выкладывают морфологическую дорожку гжельского промысла.

1 карточка – белая глина
2 карточка – цвет росписи
3 карточка – элементы росписи
4 карточка – предметы промысла.

Из карточек, на которых изображены различные материалы (дерево, стекло, глина разная по цвету и т.д); цвета, используемые в разных росписях; элементы узоров разных росписей; изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.

Карточки для игрового упражнения содержат элементы всех декоративно-прикладных росписей, поэтому на других занятиях дети могут из данных карточек собрать дорожку хохломской росписи, дымковской игрушки и т.д.

Воспитатель:

Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? Правильно, смешаем на палитре белую краску (её должно быть много) и немного синей.

Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.

Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.

Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,
(«Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.
(Другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг)

Итог занятия:

В конце занятия дети раскладывают посуду на жёлтую скатерть. (Можно использовать жёлтые обои для контрастного фона). Любуются. Рассматривают. Педагог читает стихи:

Синяя сказка – глазам загляденье, Словно весною капель, Ласка, забота, тепло и терпенье Русская, звонкая Гжель! Синие розы по белому фону Море цветов голубых. Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Еще одна распространенная дымковская фигурка (пожалуй, не менее распространенная, чем дымковская барышня) — это лошадка. Первым делом из выбранного для работы материала лепим туловище, затем конусы ног, а также голову с гривой и небольшой хвост.

/www.toysew.ru/wp-content/uploads/2015/04/dymka12.jpg" target="_blank">http://www.toysew.ru/wp-content/uploads/2015/04/dymka12.jpg 640w" width="640" />

Target="_blank">http://www.toysew.ru/wp-content/uploads/2015/04/dymka17.jpg 640w" width="640" />

Лепим из теста. Лошадка из соленого теста, мастер-класс которой предоставил мастер современных hande-made работ сделана в стиле дымковской игрушки. Может быть поэтому эта поделка столь красива и притягательна взгляду.

Оказывается, почувствовать себя настоящим творцом-ваятелем совсем не так уж и сложно! И не нужно ни мрамора, ни гранита, ни бронзы, ни даже глины. Ведь вылепить скульптуру можно… из теста! Конечно, это должно быть не обычное тесто, а специальное - солёное. Тогда оно не потрескается при высыхании и приобретёт достаточную прочность, сравнимую с глиняной. Блинная мука для создания пластичной массы не подойдёт, так как обязательно будет подниматься, образуя трещины и деформируя фигурку.

Как сделать лошадку из соленого теста

Чтобы сделать пластичное соленое тесто нужно взять муку, соль и воду, в весовых пропорциях 200:200:125. Но следует учесть, что соль в два раза плотнее муки, поэтому если отмерять объёмом, то пропорция будет 200:100:125.

Воду следует брать холодную и вливать её частями в смесь муки и соли. При вымешивании лучше всего воспользоваться миксером.

Затем тесто вымешивают руками так же, как это делают для выпечки.


Если решено вылепить фигурку лошадки, то сделать это можно в три приёма, начав с лепки туловища. Остальную массу лучше всего на время поместить в полиэтиленовый пакет с тем, чтобы она не покрывалась жёсткой корочкой.


Вылепив голову и шею, эту деталь скрепляют с туловищем. Можете для клейкости слегка смочить место скрепления, а сам «шов» осторожно разгладить, спрятав его.

В самом конце формируем хвост кобылы. Можете сделать его до самой земли - это увеличит опору фигурки ещё на одну точку.


Готовое изделие нужно хорошо высушить. Можно воспользоваться духовкой и «пропечь» скульптуру при 80 градусах. А можно воспользоваться «микроволновкой» - это безопаснее и быстрее. Только в микроволновой печи лучше сначала воспользоваться режимом разморозки и выдержать фигурку в течение минуты.
Затем нужно проверить, не появились ли трещины, не потеряло ли изделие форму. В случае нарушений поверхности можно «произвести маленький ремонт» тестом, опуская его предварительно в воду. Таким образом легко скрыть неровности и трещины, которые могут появиться.
Затем уже можно перейти на режим разогрева. Фигурку периодически следует вынимать и проверять на прочность. Когда она станет твёрдой и сухой, можно приступать к последнему шагу изготовления игрушки-статуэтки.


Это будет раскрашивание. Можете использовать любые краски: от акриловых и масляных до пищевых и акварельных. Некоторые могут вообще оставить фигурку чисто-белой, кто-то ограничится лишь окрашиванием гривы и хвоста. А можно немного пошутить и вспомнить знаменитые пёстрые дымковские игрушки.

Разве теперь скажешь, что лошадка слеплена из соленого теста? Скорее она прискакала из сказки или мультика…


Вот так легко стать настоящим скульптором, ваятелем, художником - одним словом, творцом.

Поэтому скорее берите муку и соль и - за дело, господа! Создавайте свои шедевры!

Аппликация на тему посуды познакомит детей в детском саду с повседневными предметами кухонного обихода и научит сервировать стол к чаепитию. Детсадовцы своими руками сделают сервиз и украсят им панно. Следующий мастер-класс наглядно покажет, как самому создать посуду в стиле аппликации.


Дети в младшей группе на своё усмотрение украсят вырезанные по шаблонам бумажные кружки. Для этого подойдут геометрические фигуры или наклейки. В результате одноцветная заготовка преобразится в красивую деталь сервиза.



Для чашки чая приобретите следующие материалы и инструменты:

  • картон;
  • цветная бумага;
  • бисер;
  • трафарет для основания и ручки;
  • клей;
  • ножницы.

Описание работы:

В старшей группе с детьми составляют композицию из чашки и чайника.

Для работы понадобятся:

  • основа для аппликации (цветной картон, плотная бумага);
  • бумага разных тонов;
  • бумажная ажурная салфетка для сервировки стола;
  • клей;
  • дырокол;
  • ножницы.

Пошаговая инструкция:


В подготовительной группе воспитанники справятся с выполнением более сложных композиций. Посуду украсят узоры, ягоды или элементы традиционной росписи (хохлома, гжель). Аппликация выполняется поэтапно: сначала вырезаются и наклеиваются на основу силуэты посуды, а затем приклеиваются мелкие цветные элементы.



Рекомендуется совместить технику аппликации с рисованием. Пример такой комбинированной работы - самовар, раскрашенный под хохлому.

Видео: Силуэтное вырезание

Аппликация с применением пластилина

Для МК подготовьте:

  • пластилин;
  • доску для лепки;
  • стеки (ножик для отрезания кусочков материала);
  • изображения чашки и чайника;
  • плотную основу (картон от коробки, ДСП);
  • ножницы;
  • клей.

Пошаговая инструкция:


Работа с зернами кофе и стразами

По контурной картинке плотно друг к другу наклеиваются кофейные зёрна в виде чайной пары. В результате получится оригинальный и ароматный декор для кухни. Помните, что зёрна плохо приклеиваются на ПВА. Для поделки лучше использовать резиновый или горячий клей.



Видео: Кофейное панно

Аппликации из ткани

Тканевые аппликации украсят грелку для чайника, чехол для кружки, панно. Элементы пришиваются к ткани с помощью швейной машинки плотным стежком.






Дошкольникам сложно освоить такое направление аппликации, но с ним справятся мамы. Однако и для детей найдётся работа: тканевые элементы вырезаются по типу бумажных с помощью трафаретов. Хлопчатобумажная ткань легко наклеивается на картонную основу клеем ПВА (прижимать и разглаживать наклеенный элемент тряпкой).

Видео: Чайные композиции из ткани

Идеи и трафареты

Не забывайте и про другую посуду. Аппликацией украшают тарелки, кастрюли, разделочные доски, ложки.