Особенности технического регулирования в рамках таможенного союза. О техническом регулировании в таможенном союзе

Осенью 2007 года был подписан Договор о создании Таможенного союза. В эту международную организацию вошли Казахстан, Россия и Беларусь. Регулирующим органом организации является Комиссия Таможенного союза.

Основные цели создания данной организации является обеспечение благоприятных условий торговли между государствами-участниками Таможенного союза, а также быстрое развитие такого явления как экономическая интеграция стран-участниц в формате международной организации.

Документы, регламентирующие процессы технического регулирования

Техническое регулирование и метрология в рамках международной организации Таможенный союз осуществляется согласно нескольким принятым Комиссией нормативно-законодательных документов.

Основными регламентирующими документами являются:

  • Таможенный Кодекс Таможенного союза,
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации,
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза,
  • Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам,
  • Соглашение таможенного союза по санитарным мерам и др.

Все перечисленные выше регламентирующие документы были приняты Межгоссоветом ЕврАзЭС. Данный орган объединяет уже 5 стран.

На территории Российской Федерации как основной документ регламентирующий процедуру технического регулирования, действует Федеральный закон о техническом регулировании. В ФЗ о техническом регулировании прописаны все аспекты процедур технического регулирования в нашем государстве.

В рамках Таможенного союза проведены работы:

  • Обозначены уполномоченные органы (в России – это Министерство промышленности и торговли);
  • Создан Единый реестр испытательных лабораторий и центров сертификации в Таможенном союзе;
  • Приняты единые стандартные формы подтверждающих документов;
  • Создан перечень (единый) товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия;
  • Составлен график принятия технических регламентов на продукцию, из которых за время работы Таможенного союза, многие уже приняты.

Как осуществляется техническое регулирование в рамках таможенного союза

Для того, чтобы получить подтверждающий документ на тот или иной продукт, для дальнейшей его продажи на территории Таможенного союза, рекомендуется обратиться в орган сертификации, получивший соответствующую аккредитацию. Наша компания – это один из лучших в России центр экспертизы и сертификации .

Мы помогаем в оформлении подтверждающих документов на продукцию и услуги по единому образцу Таможенного союза в соответствии требованиям, указанными в Едином перечне продукции, подлежащей подтверждению соответствия в рамках Таможенного союза..

Техническое регулирование как инструмент формирования единого экономического пространства. Главное направление развития работ по техническому регулированию в России состоит в интеграции страны в международную деятельность по формированию единой системы технического регулирования на территории Таможенного союза (далее - ТС)" и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Формированию единой системы технического регулирования будет способствовать создание единого экономического пространства стран СНГ и реализация Дорожной карты" по общему экономическому пространству с Европейским союзом.

Странами - участниками ЕврАзЭС являются Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Россия, Таджикистан. Странами-наблюдателями являются Армения, Молдова, Узбекистан, Украина.

Техническое регулирование в рамках Таможенного союза осуществляется в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Таможенном союзе (приложение 1).

Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Таможенном союзе (Соглашение). Оно выполняет роль наднационального закона в сфере технического регулирования .

В ст. 1 Соглашения (см. приложение 1) дано определение понятия "технический регламент Таможенного союза" (далее - ТР ТС) как межгосударственного документа, устанавливающего обязательные требования к объектам регламента и утверждаемого специальным наднациональным органом - Комиссией Таможенного союза (аналог Комиссии ЕС - высшего органа исполнительной власти Евросоюза).

В соответствии с п. 4 ст. 3 и п. 3 ст. 5 ТР ТС призваны в обязательной сфере заменить национальные ТР. В соответствии со ст. 2 ТР ТС имеют прямое действие на всей территории ТС. В этом заключается одно из принципиальных отличий ТР ТС от технических регламентов Евразийского экономического сообщества (далее - ТР ЕврАзЭС), присоединение к которым осуществляется путем ратификации международных договоров в рамках ЕврАзЭС каждой из сторон.

Субъектами технического регулирования в Таможенном союзе являются:

  • Комиссия Таможенного союза (с 1 января 2012 г. - Евразийская экономическая комиссия);
  • наделенные полномочиями национальные органы по техническому регулированию государств Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (далее - Органы сторон);
  • Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер (далее - Комитет).

Комиссия ТС осуществляет руководство работами по техническому регулированию. Важной функцией Комиссии является рассмотрение проекта ТР ТС и его принятие. Комиссия принимает документы в области технического регулирования - единые перечни продукции (фрагмент Единого перечня показан в приложении 9), перечни органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), унифицированные документы, Положение о порядке ввоза продукции и пр.

Рабочим органом Комиссии является Секретариат Комиссии.

Органы сторон формируют и ведут национальные части Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий, Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии. Национальные органы Стороны, ответственной за разработку ТР ТС, осуществляют разработку проекта ТР ТС с учетом предложений органов Сторон и действующих национальных ТР. Органы Сторон опубликовывают текст принятого ТР ТС на официальных сайтах и в официальном печатном издании органов по техническому регулированию Сторон.

Координационный комитет решает такие задачи, как согласование решений уполномоченных органов сторон; рассмотрение вопросов нарушения обязательных требований, установленных в нормативных актах ТС; подготовка рекомендаций по совершенствованию деятельности в области технического регулирования; анализ практики применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в рамках ТС

Правительства стран ТС приняли концептуальные решения о переходе в области технического регулирования на единые обязательные требования к продукции и правила ее допуска на общий рынок путем принятия технических регламентов. В рамках ТС запланированы разработка и принятие 57 ТР.

Объектом технического регулирования в соответствии со ст. 3 Соглашения является единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее - Единый перечень).

В указанный перечень включен 61 объект - группы однородной продукции, в том числе такие потребительские товары, как пищевые продукты, игрушки, парфюмерно-косметическая продукция, мебельная продукция, синтетические моющие средства, низковольтное оборудование и пр. (см. фрагмент Единого перечня в Приложении 9).

Для продукции, включенной в единый перечень, в отношении которой не вступили в силу ТР ТС или ТР ЕврАзЭС, действуют нормы законодательства ТС или законодательства Сторон в сфере технического регулирования.

Единый перечень и порядок сто введения утверждаются Комиссией ТС. Стороны не допускают установления в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень.

ТР ТС разрабатываются только в отношении продукции, включенной в единый перечень, если в отношении такой продукции не приняты ТР ЕврАзЭС.

Цели и структура разрабатываемых технических регламентов принципиально не отличаются от описанных технических регламентов Российской Федерации.

В структурном элементе "Защитительная оговорка" приводят положения, согласно которым государства-члены, руководствуясь защитой своих законных интересов, могут предпринимать меры по предотвращению доступа на рынок продукции, не соответствующей ТР. Кроме того, приводят положения о том, что государства, применившие защитительную оговорку, уведомляют другие государства-члены об изъятии с рынка такой продукции.

В соответствии с решением Комиссии ТС продукция маркируется Единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза (рис. 8, б).

Со дня вступления в силу ТР ТС на территориях Сторон соответствующие обязательные требования, установленные законодательством Сторон, не применяются.

Нормативная правовая база ТС и порядок подтверждения требованиям ТР ТС рассматриваются в разд. 7 гл. 4.

Государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов проводится в порядке, установленном законодательством каждой Стороны.

Уполномоченные органы Сторон при установлении несоответствия требованиям ТР ТС либо при выявлении опасной продукции в возможно короткий срок направляют соответствующие сведения в Интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли ТС, уведомляют об этом уполномоченные органы других Сторон и принимают меры по недопущению такой продукции на территорию Сторон.

Ответственность за несоблюдение требований ТР ТС устанавливается законодательством каждой Стороны.

Программа разработки технических регламентов определяется в результате согласованного решения правительств стран ТС. Принято концептуальное решение о переходе в области технического регулирования на единые обязательные требования к продукции и правила ее допуска на общий рынок путем принятия единых наднациональных технических регламентов.

Являются:



Комиссия ТС



¾ Органы ГКиН вправе:

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ДОКУМЕНТАМИ СЕРИИ ISO 9000. ВОСЕМЬ ПРИНЦИПОВ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА.

Система менеджмента качества в строительстве – это продукт нашего времени. Это современный инструмент обеспечения качественного исполнения строительных работ, исключающий всевозможные риски, угрожающие безопасной эксплуатации построенных объектов.

Строительство традиционно является одной из крупнейших отраслей экономики страны, решающее множество задач государственного характера - рост ВВП, и социального характера – гражданское строительство и ремонт жилья. Поэтому, очень важно, чтобы эта отрасль функционировала эффективно, в том числе, и за счет такого процесса, как внедрение системы менеджмента качества.

Рынок этого сектора экономики всегда был открытой организационно-хозяйственной системой. Для этой системы характерны следующие элементы:

1. Субъекты строительного рынка – то есть исполнители. К ним относятся не только строители, проектировщики, но и инвесторы, изготовители материалов и оборудования.

2. Объекты рыночных отношений – объекты строительства и средства производства – оборудование, материалы, трудовые ресурсы.

3. Инфраструктура рынка строительного комплекса.

4. Рыночный механизм - соотношение спроса и предложения, государственное регулирование деятельности субъектов строительного рынка посредством налогообложения и других механизмов рыночного регулирования.

5. Государственный контроль.

Система менеджмента качества в строительстве или, иначе говоря, СМК позволяет преодолевать негативное действие факторов, которые ограничивают деловую активность строительных организаций в различных сферах проявления.

Система менеджмента качества – это основной компонент системы управления организацией. Она направлена на обеспечение качества и эффективности работы всей организации в целом, за счет обеспечения качества производственных, управленческих и организационных процессов организации. Система менеджментакачества ориентируется, прежде всего, на то, чтобы деятельность организации удовлетворяла требования потребителей. Это, в свою очередь, должно обеспечивать снижение непроизводительных затрат и, в конечном счете, улучшить качество производимой продукции и услуг.

8принципов системы менеджмента качества
1.Организация должна знать своих потребителей, ориентироваться на их потребности и быть готовой подстроиться под их требования
К требованиям потребителей можно отнести: цену и условия поставки, дизайн, безопасность, достоверность информации, гарантийный срок, сроки изготовления и поставки, послепродажное обслуживание, помощь при использовании продукции, и многое другое. Потребители есть внешние и внутренние: 2. Лидерство руководства Руководитель предприятия личным примером должен демонстрировать приверженность качеству. Данная демонстрация может быть реализована в написании долгосрочной политики в области качества. 3. Взаимовыгодные отношения с поставщиками Реализация этого принципа требует идентификации основных поставщиков организации, установления с ними четких и открытых прямых связей обмена информацией, постановки общих целей Система менеджмента качества, соответствующая ISO 9001:2000, должна иметь стимулирующие механизмы по отношению к поставщику. 4. Процессный подход Проектирование системы менеджмента качества, соответствующей ISO 9001:2000, основано на процессном подходе. Входы и выходы процессов определяются и измеряются. Определяются потребители каждого процесса, идентифицируются их потребности, измеряется их удовлетворённость. Устанавливается взаимодействие всех процессов с функциями организации. Каждый процесс управляется, устанавливаются права, ответственность и полномочия при выполнении этого процесса. При проектировании процесса его ресурсное обеспечение и управляющие воздействия 5. Системный подход Здесь предполагается переход от менеджмента качества к качеству менеджмента всей организации. Отдельно созданная система менеджмента качества может привести к рассогласованию внутри организации и даже быть вредной для бизнеса. Все процессы организации создают систему процессов. 6. Вовлечённость персонала Наиболее существенную часть организации составляют человеческие ресурсы. Персонал компании необходимо мотивировать к качественном труду и к участию в процессе непрерывного улучшения. Э. Деминг «96% проблем обусловлено неправильной системой менеджмента и только 4% ошибками исполнителя» Есть 3 направления мотивации: принуждение мотивация самомотивация 7. Принятие решений, основанных на фактах Незыблемое требование TQM - все принимаемые решения должны основываться только на фактах, а не на интуиции или личном опыте специалиста, принимающего решение. Международный опыт показывает, что от 20 до 90% всех проектов улучшения продукта терпят провал только по 8. Постоянное улучшение Для постоянного улучшения существует 2 метода: Метод прорыва, ведущий к пересмотру существующих процессов или внедрению новых технологий Пошаговое постоянное улучшение, проводимое обычно рабочими группами в пределах существующих процессов

СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО СЕРТИФИКАЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ, ОФОРМЛЯЕМЫМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СЕРТИФИКАЦИИ.

Сертификация проводится уже построенной и функционирующей системы качества, в которой реализованы все требования стандарта ГОСТ ISO 9001.

Подготовка к сертификации.

В ходе этого процесса организация определяет и внедряет методы по реализации требований стандарта ГОСТ ISO 9001, т.е. подготовка к сертификации включает в себя все этапы по внедрению системы качества.

Сертификация системы качества является добровольной, поэтому организация сама вправе принимать решение о необходимости такой сертификации, а также о выборе органа по сертификации.

Сертификация системы качества организации проводится в три этапа:

§ Первый этап – анализ документации системы качества организации. На данном этапе орган по сертификации проверяет документацию организации на предмет отражения в ней реализации всех требований стандарта.

§ Второй этап – аудит системы качества организации. На данном этапе аудиторы органа по сертификации приезжают на предприятие и на месте проверяют, во-первых, соответствие документации реальной практике деятельности организации, во-вторых, результативность и эффективность работы системы качества.

§ Третий этап – принятие решения по аудиту и выдача сертификата. На данном этапе орган по сертификации проводит анализ результатов аудита и в случае положительных результатов принимает решение о выдаче сертификата.

После прохождения сертификации, орган по сертификации выдаёт сертификат на систему качества. Срок действия такого сертификата, как правило, составляет 3 года. Сертификат системы качества требует подтверждения в течение всего его срока действия. Для подтверждения действия сертификата орган по сертификации проводит наблюдательные аудиты. Обычно, периодичность таких аудитов составляет один раз в год. Конкретные сроки действия сертификата и периодичность наблюдательных аудитов устанавливаются правилами системы сертификации в которой аккредитован орган по сертификации.

Внедрение в организацию СМК и её сертификация даёт возможность:

¾ поддерживать качество своей продукции на стабильно высоком уровне;

¾ расширить существующие и найти новые, международные в том числе, рынки сбыта;

¾ удовлетворять на новом уровне требования заказчика;

¾ совершенствовать систему информации и культуру производства.

Перечень документов и сведений для анализа документации системы менеджмента качества:

1. Политика организации в области качества (если она выполнена в виде отдельного документа и не включена в Руководство по качеству);

2. Структурная схема проверяемой организации с указанием административных и инженерных служб, основных и вспомогательных подразделений (цехов, участков, производственных площадок);

3. Руководство по качеству;

4. Документированные процедуры, установленные в ГОСТ ISO 9001:

¾ управление документацией,

¾ управление записями,

¾ внутренние аудиты,

¾ управление несоответствующей продукцией,

¾ корректирующие действия,

¾ предупреждающие действия.

5. Перечень документов СМК;

6. Документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими в соответствии с действующим перечнем документов СМК, включая записи;

7. Записи по результатам внутренних аудитов;

8. Сведения об основных поставщиках сырья, материалов, комплектующих;

9. Перечень основных потребителей продукции (отечественных и зарубежных).

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПОНЯТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ. ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ.

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Техническое регулирование в настоящее время включает:

Многочисленные обязательные требования государственных стандартов (ГОСТов), отраслевых стандартов, санитарных правил и норм (СанПиНов), строительных норм и правил (СНиПов), прочих ведомственных документов;

Системы допуска на рынок в отношении вида деятельности (лицензирование, регистрация) и в отношении продукции (оценка соответствия, декларирование, обязательная и добровольная сертификация и пр.);

Государственный (административный) контроль и надзор - технологический, санитарно - эпидемиологический, пожарный, строительно-эксплуатационный, экологический и пр. Технические регламенты принимаются в статусе федеральных законов. Система законодательных нормативных актов в сфере технического регулирования включает следующие основные элементы:

Международные соглашения, принятые Российской Федерацией в области технического регулирования;

Система (свод) общих и специальных технических регламентов;

Методики расчетов, испытаний и контроля параметров, принимаемые в соответствии с техническими регламентами Правительством Российской Федерации.

Кроме обязательных для исполнения законодательно утверждаемых технических регламентов в систему технического регулирования России входят национальные и отраслевые (корпоративные) стандарты добровольного применения.

Субъектами технического регулирования в Таможенном союзе являются:

Наделенные полномочиями национальные органы по техническому регулированию государств Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (далее - Органы сторон);

Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер (далее - Комитет).

Комиссия ТС осуществляет руководство работами по техническому регулированию. Важной функцией Комиссии является рассмотрение проекта ТР ТС и его принятие. Комиссия принимает документы в области технического регулирования - единые перечни продукции (фрагмент Единого перечня показан в приложении 9), перечни органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), унифицированные документы, Положение о порядке ввоза продукции и пр.

В рамках Таможенного союза проведены работы:

¾ Обозначены уполномоченные органы (в России – это Министерство промышленности и торговли);

¾ Создан Единый реестр испытательных лабораторий и центров сертификации в Таможенном союзе;

¾ Приняты единые стандартные формы подтверждающих документов;

¾ Создан перечень (единый) товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия;

¾ Составлен график принятия технических регламентов на продукцию, из которых за время работы Таможенного союза, многие уже приняты.

ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА.

В целях формирования нормативной правовой базы Таможенного союза в области технического регулирования создан единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. Для продукции, включенной в единый перечень, в отношении которой не вступили в силу технические регламенты Таможенного союза или технические регламенты Евразийского экономического сообщества, действуют нормы законодательства Таможенного союза и законодательств Сторон в сфере технического регулирования. Не допускают установление в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень. Закон «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие: – при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; – разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; – оценке соответствия продукции обязательным требованиям. Закон устанавливает правила в сфере нормирования, стандартизации, сертификации, декларирования соответствия, государственного и других видов контроля на рынке, в производстве, хранении, транспортировании и утилизации продукции. Со времени вступления Закона в силу (1 июля 2003 г.) министерства и ведомства не имеют права издавать в сфере технического регулирования обязательные к исполнению акты, а могут выпускатьтолько рекомендательные документы. Согласно определению, приведенному в Законе, «технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, а также зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)». Иные требования могут вноситься только изменениями и дополнениями в данный регламент. В соответствии с Законом «О техническом регулировании» в регламент должны включаться только те требования, которые обеспечивают достижение следующих целей: – безопасность жизни или здоровья граждан; – безопасность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества: – охрана окружающей среды; – охрана жизни или здоровья животных и растений; – предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей. В Российской Федерации действуют общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности.

Порядок разработки, принятия, изменения и отмены ТР:

Разработчиком технического регламента может быть любое лицо.

О начале разработки проекта технического регламента делается оповещение посредством публикации специального уведомления в печатном органе федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, которым в настоящее время является «Вестник технического регулирования» Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Уведомление содержит информацию о том, в отношении какой продукции и каких стадий ее жизненного цикла будут устанавливаться разрабатываемые требования. В нем кратко излагается цель этого технического регламента, обосновывается необходимость его разработки и указываются те разрабатываемые требования, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта технического регламента.

С момента опубликования уведомления технический регламент должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. С этой целью осуществляются постоянные публикации о ходе разработки технического регламента, дающие возможность ознакомиться с текстами проектов на всех стадиях. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Проект дорабатывается с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

Затем проводится публичное обсуждение, и по его итогам составляется проект технического регламента, к которому прилагается перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания замечаний и результатов их обсуждения.

Внесение субъектом права законодательной инициативы о проекте федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии следующих документов:

¾ обоснования необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской федерации в момент разработки технического регламента;

¾ финансово-экономического обоснования принятия федерального закона о техническом регламенте;

¾ перечня полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте, с приложенными к нему документами, направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. На представленный проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в «Вестнике технического регулирования». Поправки к принятому в первом чтении проекту федерального закона о техническом регламенте после окончания срока их подачи публикуются в информационной сети общего пользования.

Проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Правительство для подготовки экспертной комиссией отзыва. Заключение экспертной комиссии подлежит обязательному опубликованию в «Вестнике технического регулирования» и вступает в силу не ранее, чем через 6 месяцев после официальной публикации.

Затем проект федерального закона о техническом регламенте рассматривается во втором чтении, и затем следует установленная процедура принятия его в качестве законодательного акта.

Технические регламенты принимаются в порядке, установленном для принятия федеральных законов. Помимо этого, Федеральным законом «О техническом регулировании» предусмотрен также особый порядок разработки и принятия технических регламентов. Это происходит в исключительных ситуациях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе, и в других случаях, когда необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте. В этом случае Президент Российской Федерации вправе издать указ о принятии технического регламента без его публичного обсуждения.

Государственный контроль и надзор (ГКиН) осуществляется следующими субъектами:

¾ федеральными органами исполнительной власти;

¾ органами исполнительной власти субъектов РФ;

¾ государственными учреждениями, уполномоченными в соответствии с законодательством на проведение государственного контроля и надзора.

¾ Органы ГКиН вправе:

¾ требовать от изготовителя (продавца) предъявления документов, подтверждающих соответствие ТР (декларации о соответствии или сертификата о соответствии);

¾ выдавать предписания об устранении нарушений ТР в установленный срок;

¾ принимать решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов ЖЦП, если иными мерами невозможно устранить нарушения ТР;

¾ приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата о соответствии;

¾ привлекать изготовителя (продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Основная форма государственного контроля и надзора - выборочная проверка. В процессе проверки проводятся испытания, измерительный контроль, технический осмотр, идентификация, другие мероприятия, обеспечивающие достоверность и объективность результатов.

Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляет государственный инспектор или комиссия, возглавляемая им.

Решением от 27 ноября 2009 г. № 132 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» Комиссия Таможенного союза постановила:

Правительствам Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с 01 января 2010 года применять в торговле с третьими странами запреты и ограничения к товарам, включенным в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами–участниками ТС в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами.

Уполномоченным государственным органам исполнительной власти государств–участников ТС с 01 января 2010 года осуществлять выдачу лицензий и разрешений на экспорт и импорт товаров в соответствии с Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09 июня 2009 года.

Установить, что лицензии на экспорт и импорт или иные разрешительные документы на вывоз или ввоз товаров, выданные уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств – участников ТС до 01 января 2010 года, являются действительными до окончания срока их действия.

Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза принято Решением МежГосСовета ЕврАзЭС № 27 от 11 декабря 2009 г. в целях:

Создания таможенной территории и формирования Таможенного союза;

Создания условий для обеспечения свободного обращения продукции (товаров) на таможенной территории Таможенного союза;

Определения порядка ввоза на таможенную территорию и перемещения между территориями государств-членов ТС продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия.

Соглашение распространяется на продукцию, подлежащую обязательной оценке (подтверждению) соответствия, ввозимую на Единую таможенную территорию, а также продукцию, перемещаемую с территории одного государства ТС на территории других государств ТС.

Соглашение применяется в отношении продукции до вступления в силу Технического регламента Евразийского экономического сообщества на данную продукцию.

Продукция допускается к обращению на территории государства ТС в соответствии с законодательством этого государства и настоящим Соглашением.

Продукция, в отношении которой членами ТС установлены одинаковые обязательные требования, одинаковые формы и схемы подтверждения соответствия, а также применяются одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) и измерений продукции при проведении подтверждения соответствия, допускается к обращению на Единой таможенной территории, если она прошла установленные процедуры подтверждения соответствия на территории любого из государств ТС с соблюдением следующих условий:



Проведение сертификации ОС, включенным в Единый реестр;

Проведение испытаний в ИЛ (ИЦ), включенных в Единый реестр;

Сертификаты соответствия и декларации о соответствии оформлены по Единой форме

При подтверждении соответствия продукции результаты испытаний родукции (протоколы испытаний), полученные в любом государстве ТС, признаются ОС, включенным в Единый реестр, другого государства ТС – страны назначения, при соблюдении следующих условий:

Применение одинаковых или сопоставимых методов исследований (испытаний) и измерений продукции;

Проведение испытаний в ИЛ (ИЦ), включенных в Единый реестр.

Решением Комиссии Таможенного союза № 319 от 18 июня 2010 г. «О техническом регулировании в Таможенном союзе» утверждены и вступили в силу с 01.07.2010 г.:

Положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр ОС и ИЛ (ИЦ) ТС, а также его формирования и ведения

Положение о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме

Единые формы сертификата соответствия и декларации о соответствии

Положение о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию ТС

Положение о Координационном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер



Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках ТС

Продукция, не включенная в Единый перечень, подлежит обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно национальному законодательству государств-членов ТС. Срок действия сертификата соответствия, выданного по Единой форме, и декларации о соответствии на продукцию по Единой форме не должны превышать 5 лет. В качестве одного из документов для оформления декларации о соответствии по Единой форме на продукцию, включенную в Единый перечень, могут использоваться сертификаты соответствия, выданные в национальных системах подтверждения соответствия (сертификации) государств-членов ТС органами по подтверждению соответствия, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза. Испытания для выдачи сертификатов соответствия и оформления деклараций о соответствии по Единой форме осуществляют ИЛ (ИЦ), включенные в Единый реестр. Выдачу сертификатов соответствия и регистрацию деклараций о соответствии по Единой форме на продукцию, включенную в Единый перечень, осуществляют органы по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенные в Единый реестр.

Выданные по Единой форме сертификаты соответствия и принятые декларации о соответствии продукции являются документами, подтверждающими соответствие продукции требованиям национального законодательства государств-членов ТС. Единый перечень действует в отношении конкретного вида продукции до вступления в силу единого(ых) технического(их) регламента(ов) на этот вид продукции для государств-членов ТС. Продукция исключается из Единого перечня с даты вступления в силу указанных регламентов во всех государствах-членах ТС. При реализации на территории государства-члена ТС продукция, включенная в Единый перечень, должна быть маркирована в соответствии с национальным законодательством этого государства. Для целей использования Единого перечня необходимо руководствоваться наименованиями продукции, а также кодами Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Применяют национальные перечни продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия и Единый перечень продукции.

Обеспечивают:

Формирование и ведение национальных частей Единого реестра ОС и ИЛ (ИЦ) Таможенного союза;

формирование и ведение национальных частей Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме, а также оперативное размещение их на своих официальных сайтах с обеспечением доступа к ним;

выдачу изготовленных по Единой форме бланков сертификатов соответствия;

Организацию работ по сертификации и регистрации деклараций о соответствии на продукцию, включенную в Единый перечень продукции.

Подача таможенной декларации на продукцию должна сопровождаться представлением в таможенные органы одного из следующих документов о соответствии:

Сертификат соответствия/Декларация о соответствии и иные документы, предусмотренные законодательством государства – члена ТС, на территории которого товар помещается под таможенные процедуры;

Сертификат соответствия Таможенного союза, оформленный по Единой форме, на товары, включенные в Единый перечень.

До 01.10.2010 г. должны быть подготовлены предложения по унификации номенклатур продукции национальных перечней с 01.01.2011 г. с учетом:

Применения обязательной сертификации только в отношении продукции, обращение которой связано с высоким риском нанесения ущерба жизни и здоровью граждан;

Недопущения одновременной обязательной оценки (подтверждения) соответствия готовой продукции и ее составных частей (материалов, комплектующих изделий и узлов).

В срок до 01.01.2012 г. на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, по выбору заявителя выдаются сертификаты/декларации соответствия по Единым формам и/или сертификаты/декларации соответствия согласно законодательствам государств – членов ТС. Для зарубежных изготовителей, расположенных не на территории государств-членов ТС, декларации о соответствии по Единой форме не оформляются. Маркировка продукции, включенной в Единый перечень продукции, осуществляется в соответствии с законодательством страны назначения. В срок до 01.09.2010 г. должны быть подготовлены предложения по переходу с 01.01.2011 г. на уведомительный (заявительный) порядок подачи декларации о соответствии, в том числе с обеспечением возможности ее подачи в электронной форме и по гармонизации законодательства ТС в области подтверждения соответствия с учетом практики Европейского союза, в части перехода от обязательной сертификации к декларированию соответствия.

Решением №343 от 17 августа 2010 г. «О вопросах технического регулирования в ТС» КТС утвердила Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза и одобрила проект Положения о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технических регламентов Таможенного союза. Среди наиболее важных деталей данного решения стоит отметить:

Технические регламенты Таможенного союза разрабатываются только в отношении продукции, включенной в Единый перечень, если в отношении такой продукции не приняты технические регламенты ЕврАзЭС. В случае принятия технического регламента ЕврАзЭС в отношении продукции, на которую принят технический регламент Таможенного союза, действие технического регламента Таможенного союза или соответствующей его части прекращается с даты вступления в силу технического регламента ЕврАзЭС. Технические регламенты ТС утверждаются КТС и имеют прямое действие на всей таможенной территории ТС.

В технических регламентах Таможенного союза могут содержаться специфические требования, отражающие особенности, связанные с климатическими географическими особенностями государств – членов ТС или технологическими факторами, и действующие только на территории таких государств. Обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется в формах декларирования соответствия или сертификации. Процедуры оценки (подтверждения) соответствия устанавливаются в технических регламентах Таможенного союза на основе типовых схем оценки (подтверждения) соответствия.

Дано задание Координационному комитету по техрегулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер представить на рассмотрение КТС предложения по техрегламентам ЕврАзЭС, которые необходимо принять в первоочередном порядке в качестве техрегламентов ТС, а государствам – членам ТС – проработать вопрос о приостановлении вступления в силу национальных технических регламентов, объекты регулирования, которых совпадают с объектами технических регламентов ЕврАзЭС и вопрос об уточнении сферы распространения и применения документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям в области технического регулирования и санитарных мер в рамках ТС.

Этим же Решением КТС утверждены Единые принципы гармонизации в части установления ответственности за нарушение требований законодательства государств-членов ТС и законодательства ТС в сфере технического регулирования, в том числе за недостоверное (необоснованное) принятие декларации о соответствии.

Нарушение изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя, продавцом) требований техрегламентов или иных обязательных требований к продукции, установленных в соответствии с законодательством о техрегулировании, а равно выпуск в обращение (реализацию) продукции, несоответствующей требованиям техрегламентов.

Непредставление либо уклонение изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя, продавцом) от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора);

Представление для целей оценки или подтверждения соответствия аккредитованной испытательной лабораторией (центром) недостоверных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции;

Нарушение правил выполнения работ по сертификации, а равно выдача сертификата соответствия или принятие декларации о соответствии с нарушением требований законодательства о техническом регулировании.

Предлагается предусмотреть установление сопоставимых размеров налагаемых штрафов во всех государствах-членах таможенного союза (с учетом степени опасности правонарушения).

Решением КТС №344 от 17 августа 2010 г. установлено, что изготовители продукции государств-членов ТС имеют право принимать декларации о соответствии продукции национальным техническим регламентам или декларации о соответствии на продукцию, включенную в национальные перечни продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, предусмотренные законодательством любого из государств-членов ТС и выпускать в обращение продукцию на территории ТС, не привлекая резидентов (юридических лиц) государства-члена ТС, на территории которого вышеуказанная продукция выпускается в обращение.

При этом продукция должна соответствовать требованиям законодательства государства-члена ТС, на территории которого вышеуказанная продукция выпускается в обращение, и регистрация вышеуказанных деклараций о соответствии должна производиться в органе по сертификации, аккредитованном в соответствии с требованиями законодательства этого государства.

Р Е Ш Е Н И Е

О техническом регулировании в таможенном союзе

Комиссия таможенного союза решила:

1. Утвердить:

Положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, а также его формирования и ведения (Приложение № 1);

Положение о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме (Приложение № 2);

Единые формы сертификата соответствия и декларации о соответствии (Приложение № 3);

Положение о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию таможенного союза (Приложение № 4);

Положение о Координационном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер (Приложение № 5);

Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов (далее - Единый перечень продукции) (Приложение № 6).

2. Поручить уполномоченному органу Российской Федерации совместно с уполномоченными органами Республики Беларусь и Республики Казахстан подготовить к опубликованию Единый перечень продукции, включающий перечень нормативных документов, устанавливающих единые обязательные требования к вышеуказанной продукции из числа межгосударственных и национальных (государственных) стандартов государств-членов таможенного союза.

3. Секретариату Комиссии таможенного союза, уполномоченным органам Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в срок до 30 июня 2010 года опубликовать Единый перечень продукции с учетом пункта 2 настоящего Решения.

4. Правительствам Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с 1 июля 2010 года применять перечни продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, согласно законодательству государств-членов таможенного союза (далее – национальные перечни) и Единый перечень продукции в соответствии с Приложением № 6 к настоящему Решению.

5. Уполномоченным органам Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с 1 июля 2010 года обеспечить:

формирование и ведение национальных частей Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза в соответствии с Приложением № 1 к настоящему Решению;

формирование и ведение национальных частей Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме, а также оперативное размещение их на своих официальных сайтах с обеспечением доступа к ним в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Решению;

выдачу изготовленных по Единой форме бланков сертификатов соответствия в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Решению;

организацию работ по сертификации и регистрации деклараций о соответствии на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, оформленных в соответствии с Приложением № 3 к настоящему Решению.

6. Уполномоченным органам Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в сфере таможенного администрирования с 1 июля 2010 года при осуществлении таможенного контроля продукции (товаров), включенных в Единый перечень продукции и национальные перечни, руководствоваться Приложением № 4 к настоящему Решению.

7. Сторонам в срок до 1 октября 2010 года подготовить предложения по унификации с 1 января 2011 года номенклатур продукции национальных перечней, с учетом:

Применения обязательной сертификации только в отношении продукции, обращение которой связано с высоким риском нанесения ущерба жизни и здоровью граждан;

Недопущения одновременной обязательной оценки (подтверждения) соответствия готовой продукции и ее составных частей (материалов, комплектующих изделий и узлов).

8. Уполномоченным органам Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в срок до 1 октября 2010 года подготовить предложения о включении с 1 января 2011 года парфюмерно-косметической и пищевой продукции в Единый перечень продукции.

9. Установить, что:

В срок до 1 января 2012 года на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, по выбору заявителя выдаются сертификаты соответствия и оформляются декларации о соответствии по единым формам и/или сертификаты соответствия и декларации о соответствии согласно законодательствам государств-членов таможенного союза;

На продукцию зарубежных изготовителей, расположенных не на территории государств – членов таможенного союза, оформляются сертификаты соответствия или декларации о соответствии согласно законодательству государства – члена таможенного союза, либо сертификаты соответствия по Единой форме;

10. Установить, что маркировка продукции, включенной в Единый перечень продукции, осуществляется в соответствии с законодательством страны назначения.

11. Уполномоченному органу Российской Федерации в срок до 25 июня 2010 года представить уполномоченным органам Республики Беларусь и Республики Казахстан, согласованный государствами - членами таможенного союза макет бланка сертификата, выдаваемого по единой форме в соответствии с Приложением 3 к настоящему Решению, для дальнейшего его изготовления в государствах-членах таможенного союза.

12. Сторонам:

12.1. совместно с Секретариатом Комиссии таможенного союза в срок до 1 августа 2010 года разработать и внести на рассмотрение Комиссии основные принципы гармонизации законодательств государств – членов таможенного союза в части мер ответственности, применяемых к юридическим и физическим лицам за нарушение требований законодательства государств – членов таможенного союза и законодательства таможенного союза в сфере технического регулирования, в том числе за недостоверное (необоснованное) декларирование;

подготовить предложения по внесению до 1 января 2011 года изменений в законодательства государств – членов таможенного союза в соответствии с указанными принципами, одобренными Комиссией;

По переходу с 1 января 2011 года на уведомительный (заявительный) порядок подачи декларации о соответствии, в том числе с обеспечением возможности ее подачи в уполномоченные органы в области технического регулирования государств – членов таможенного союза в электронной форме;

- по гармонизации законодательства таможенного союза в области подтверждения соответствия с учетом практики Европейского союза, в части перехода от обязательной сертификации к декларированию соответствия.

13. Сторонам в срок до 25 июня 2010 года представить в Секретариат Комиссии таможенного союза перечень органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в соответствии с Приложением № 1 к настоящему Решению с уведомлением двух других Сторон о принятом решении.

14. Просить Стороны рассмотреть проект Порядка разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента таможенного союза и в срок до 10 июля 2010 года представить в Секретариат Комиссии таможенного союза (Приложение №7).

15. Пункт 1 настоящего Решения вступает в силу с 1 июля 2010 года.

Члены Комиссии таможенного союза:

От Республики
Беларусь

От Республики
Казахстан

От Российской
Федерации

А. Кобяков

У. Шукеев

И. Шувалов