Научно-технический задел. Научно-технический задел Заключительный этап подготовки заявки

В мае правительство утвердило федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы". Заказчиком программы выступает минобрнауки, на ее реализацию в течение семи лет из федерального бюджета планируется выделить более 200 млрд рублей. О целях и задачах программы, предпосылках ее появления, а также в целом об уровне исследований и разработок в стране "РБГ" рассказал генеральный директор Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Дирекция научно-технических программ" Минобрнауки России Андрей Петров.

В чем основное отличие новой программы от предыдущей, рассчитанной на 2007 - 2013 годы?

Андрей Петров: Основной задачей прошлой программы было продемонстрировать возможность осуществления полного бизнес-цикла от идеи до производства и выведения наукоемкого товара, продукта или услуги на рынок. Проект реализовывался так, чтобы он начинался с прикладного НИРа, а в итоге на рынке появлялся конкретный продукт. Главное отличие новой программы в том, что в связи с появлением в стране различных инструментов поддержки прикладных научных исследований и внутри минобрнауки, и внутри других ведомств на ФЦП "Исследования и разработки 2014 - 2020 гг." возложена задача формирования технического задела в докоммерческой стадии. В новой программе статьи "Коммерциализация разработок" нет. Хотя она по-прежнему ориентирована на все приоритетные области науки и техники - наука о жизни, индустрия наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, рациональное природопользование, энергоэффективность, энергосбережение и ядерная энергетика, транспорт.

Программа 2014 - 2020 направлена на создание научно-технического задела. От исполнителей не требуется впрямую, чтобы они создавали новые изделия или технологии. От них требуются полноценные результаты исследований, которые в дальнейшем, безусловно, могут и должны быть использованы при создании наукоемкой продукции. В первую очередь речь идет о повышении результативности и качества исследований.

Что понимается под научно-техническим заделом?

Андрей Петров: Для меня это три понятия: результаты конкретных проектов, наличие современной научной инфраструктуры и исследовательского оборудования, наличие профессиональных научно-исследовательских кадров. У нас еще в середине 90-х годов существовал достаточно большой научно-технический задел, оставшийся от наработок советской науки. Это видно по тому, как научные коллективы тогда участвовали в формировании тематики научно-технических программ. Была масса предложений от научных институтов и коллективов. Сейчас это количество значительно уменьшилось. А качественно предлагаемые наработки или устарели по подходам и по тематике, или просто повторяют то, что зачастую давно сделано другими. Двадцать лет назад большинства современных научных технологий вообще не существовало, а сейчас они появились, но не нашли отражения в российской научной среде. Многие исследователи продолжают заниматься разработками с использованием старых научных технологий, живут в старой парадигме, отличной от мирового научного сообщества, которое давно использует принципиально другие инструменты и подходы. Этот разрыв сегодня возникает во многих областях науки.

Его и надо преодолеть, создавая научно-технический задел, который должен быть сформирован в рамках новой программы. Инструментально через ФЦП "Исследования и разработки 2014 - 2020" государство пытается воссоздать то научное сообщество, которое владеет современными инструментами и технологиями. На первом этапе сообщество должно воспринимать результаты, полученные кем-то другим, следующий этап - воспроизводить эти результаты, и затем оно должно быть способно само производить конкурентоспособную наукоемкую продукцию и быть в этом лидером. Речь идет о создании активной научной среды, формировании квалифицированных коллективов и получении объема новых знаний.

Почему в новой программе решено было отказаться от коммерциализации?

Андрей Петров: По двум причинам. Во-первых, по тем, о которых я сказал выше. А во-вторых, потому, что во многих профильных ведомствах появились крупные ФЦП, где есть и исследовательская часть. Правительством было принято принципиальное решение: вопросы, связанные с коммерциализацией и внедрением, стали сферой ответственности профильных ведомств. Например, за коммерциализацию инноваций отвечает минэкономразвития. Поэтому из функционала минобрнауки это убрано, так решило правительство. Минобрнауки отвечает за научно-исследовательские работы на докоммерческой стадии, причем в большей мере межотраслевые, когда результаты работы ценны для нескольких сфер одновременно.

В тексте документа сказано, что новая программа предусматривает директивное формирование тематик для исследований, основанное на анализе потребностей в разработках отраслевых министерств и ведомств, компаний с госучастием, отраслевых объединений и представителей бизнеса. Как этот механизм будет реализован?

Андрей Петров: В прошлой программе формирование тематик происходило по заказу либо самого научного сообщества, либо бизнес-структур. В новой программе предполагается, что возникнут приоритетные проекты, которые государство совместно с наукой и бизнесом будет реализовывать для решения проблем, которые стоят перед обществом. Например, строительство какого-то исследовательского центра или разработка лекарственных препаратов для борьбы с заболеваниями, представляющими угрозу для общества, то есть что-то, что решает не локальные, а значимые для страны проблемы.

В минобрнауки есть соответствующий департамент, который занимается выработкой приоритетов, он будет согласовывать их с другими ведомствами (минтранспорт, минэнергетики, минприроды и др.), и на стыке уже будут вырабатываться директивные тематики. Это могут быть проекты, в которых заинтересованы несколько ведомств. А может быть, например, финансирование крупной исследовательской установки для решения большой государственный задачи, установки, которую ни один институт за счет своего бюджета позволить себе не сможет. И на государственном уровне будет принято решение такую установку институту обеспечить.

Минобрнауки также взаимодействует с региональными ведомствами, губернаторским корпусом, технологическими кластерами на предмет выявления существующих проблем и поиска путей их решения. На основе этого взаимодействия и будут формироваться проекты, которые будут реализовываться фактически по заказу государства и общества в целом.

А бизнес как-то к этому будет привлекаться?

Андрей Петров: Что касается директивных тематик, то нет. Это проекты для решения проблем, которые стоят перед государством непосредственно. Для взаимодействия с бизнесом сохраняется ряд других мероприятий, направленных на реализацию проектов, в которых может быть заинтересован бизнес. Степень его интереса может быть разной - от абсолютной до частичной. Однако я не исключаю участие бизнеса в единичных проектах, например, с теми же дорогостоящими установками, которые в Европе делаются "всем миром". Хорошо известно, что сугубо научные исследования физики элементарных частиц в ЦЕРНе привели к появлению Интернета. Так что, возможно, тот же коллайдер и полученные с его помощью результаты будут иметь огромное практическое значение и в них окажутся заинтересованы в том числе и крупные корпорации. Если что-то подобное будет создаваться у нас, ничто не мешает бизнесу принять участие в таком масштабном проекте.

А какие отрасли сегодня, на ваш взгляд, наиболее нуждаются в исследованиях?

Андрей Петров: Нуждаются все. Если государственные или частные компании хотят остаться и быть успешными на рынке, они должны заниматься исследованиями. Пока же и бизнес, и российские научные коллективы находятся в лучшем случае в роли догоняющих. И, к сожалению, по многим областям российские ученые работают, отставая на годы и занимаясь объектами, которые либо уже отработаны, либо малоинтересны.

Почему так происходит, с чем это связано?

Андрей Петров: Во-первых, страна переживала серьезные преобразования, которые нечасто идут на пользу науке. А во-вторых, в стране нет прямого заказа на науку. Наука всегда активно развивается там, где есть прямой заказ на результаты ее деятельности. Все фундаментальные исследования возникали как некий побочный эффект промышленного или военного заказа. У нас же в последние десятилетия российская экономика не проявляет интереса к научно-технической сфере. Даже когда говорится об инновациях, в основном приобретаются готовые, упакованные технологии, причем большая часть предыдущего поколения.

Не секрет, что большинство владельцев бизнеса воспринимают свой бизнес не как технологическое образование, а как финансовый актив, который должен быть максимально ликвидным, чтобы в нужный момент обменять его на еще более ликвидный. Если верить материалам СМИ и Интернету, они занимаются тем, что реструктурируют свои активы. Пока это происходит и внутри экономики не возникает реальная необходимость на заказ для науки, принципиально ничего не изменится.

Какие-то примеры успешных проектов полного цикла, реализованных в рамках прошлой программы, можете назвать?

Андрей Петров: Конечно. Например, разработка и производство хладостойких сталей для трубопроводов большого диаметра и строительства буровых платформ на шельфе. Этот проект прошел все стадии от лабораторной технологии производства нового сплава до выпуска партий, которые закупаются реальными компаниями для строительства северных газопроводов.

Если говорить о продукции, которую планировалось выпускать в рамках программы, кто заказчик этих инноваций, новых технологий - крупные госкомпании?

Андрей Петров: Если мы говорим про хладостойкие стали, то это, конечно, "Газпром" и нефтяные компании, которые планируют работать на шельфе. Другой крупный проект - туннельные микроскопы. Это новый класс оборудования, который появился в последнее десятилетие. Фактически в России параллельно с другими странами возникла и исследовательская среда, и производство этого оборудования. Компания выполняла этот проект в рамках программы и сегодня довольно существенную долю этого рынка закрепила за собой. Это хороший пример проекта полного цикла, в результате которого было создано оборудование, востребованное во всем мире.

Еще один проект связан с созданием новых видов синтетических каучуков, этот проект также от лабораторной технологии был доведен до крупнотоннажного производства. Это очень востребованные материалы - сегодня они используются практически во всем, от автомобилей до айпадов и т.д. - все, что приятно на ощупь. Этот материал очень перспективен с точки зрения экспорта.

В целом насколько успешной оказалась программа на 2007-2013 гг.? Всего ли удалось достичь?

Андрей Петров: Все формальные показатели, которые были поставлены, выполнены. Но всегда хочется достичь невозможного. Это, к сожалению, не всегда получается. На период реализации завершающейся программы пришелся финансовый кризис. В результате бюджет программы был сильно перекроен, в итоге все наши планы по запуску проектов были нарушены. В один из годов бюджет был сокращен фактически втрое. Государство давало деньги, как могло, но понятно, что если мы говорим о крупных, многостадийных проектах, скачки финансирования в разы от плановых не позволяют успешно реализовать их. Да, подавляющее число проектов выполнено, все показатели достигнуты, но из-за неравномерности финансирования некоторые планы, особенно связанные с реализацией крупных проектов, пришлось свернуть, потому что на них не было сначала ресурсов, а затем времени. Часть ресурсов впоследствии вообще была выведена из исследовательской части в инфраструктурную, то есть средства были направлены на строительство научных объектов.

По каким критериям планируется оценивать эффективность программы на 2014 - 2020 гг.?

Андрей Петров: Это прежде всего рост доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте, увеличение числа публикаций российских авторов в научных журналах и числа заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы. Что касается ожидаемого социально-экономического эффекта, основным критерием, как я уже сказал, будет создание научно-технологического задела по приоритетным направлениям и интеграция российского научно-технологического комплекса в мировую инновационную систему.

Оригинальное название: Вторая научно-практическая конференция "Управление созданием научно-технического задела в жизненном цикле высокотехнологичной продукции 2017"

Цель мероприятия:
На конференции будут рассмотрены методы и технологии управления начальными стадиями жизненных циклов высокотехнологичной продукции

Общая информация:
Учитывая актуальность и масштабность задач по созданию системы управления полным жизненным циклом вооружений, военной и специальной техники в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и модернизации оборонно-промышленного комплекса", Военно-промышленная комиссия Российской Федерации, ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н. Е. Жуковского" и ФГБУН "Институт проблем управления имени В. А. Трапезникова РАН" объявляют о проведении Второй научно-практической конференции "Управление созданием научно-технического задела в жизненном цикле высокотехнологичной продукции – 2017".

Первая конференция "Методы и технологии управления жизненным циклом сложных изделий и инженерных объектов" прошла в 2014 г. под эгидой Военно-промышленной комиссии Российской Федерации на базе ФГУП "Крыловский ГНЦ" и охватила широкий спектр вопросов и участников. В частности, были рассмотрены методические основы управления жизненным циклом технологий и оценки уровней готовности технологий к промышленному применению.

На Второй Конференции основное внимание будет уделено проблемам управления начальными стадиями жизненного цикла технологий и наукоемких продуктов, а также их современным решениям.

Стадии прикладных исследований и разработок, то есть начальные стадии жизненного цикла, закладывают основу эффективности и конкурентоспособности наукоемкой продукции. При этом именно в сфере управления процессами прикладных исследований и разработок наблюдается наибольший дефицит научно обоснованных и успешных методов управления, организационных решений, средств автоматизации. В ходе конференции будет рассмотрены современные подходы к созданию эффективной системы управления прикладными исследованиями как неотъемлемого элемента комплексной системы управления полным жизненным циклом наукоемкой продукции.

Итоги Второй научно-практической конференции «Управление созданием научно-технического задела в жизненном цикле высокотехнологичной продукции – 2017»

26 апреля 2017 г. состоялась Вторая научно-практическая конференция «Управление созданием научно-технического задела в жизненном цикле высокотехнологичной продукции – 2017». Организаторами конференции выступили Военно-промышленная комиссия Российской Федерации, НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» и Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова РАН (ИПУ РАН).

Конференция прошла в рамках реализации указов Президента Российской Федерации «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» и «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и модернизации оборонно-промышленного комплекса» и была посвящена проблемам управления начальными стадиями жизненного цикла технологий и наукоемких продуктов.

В мероприятии приняли участие заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Олег Бочкарев, представители научно-исследовательских институтов, Российской академии наук, интегрированных корпораций промышленности, компаний-разработчиков IT-продуктов в области управления жизненным циклом высокотехнологичной продукции.

С основными докладами на пленарном заседании выступили генеральный директор НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Андрей Дутов, начальник управления перспективных межвидовых исследований и специальных проектов Минобороны России Сергей Панков и директор ИПУ РАН Дмитрий Новиков.

Андрей Дутов рассказал о проблемах создания новых технологий и продуктов в российской наукоемкой промышленности – слабом целеполагании, недостаточной координации планов развития технологий, отсутствии объективной оценки результативности исследований и низком уровне внедрения новых технологий в создаваемые продукты. В качестве ответа на данные вызовы он представил предлагаемые НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» подходы и методологические решения, разработанные в рамках создания новой системы управления прикладной наукой в авиастроении.

Особое внимание он уделил текущему состоянию научно-технологического развития и необходимости создания прорывных технологий для обеспечения конкурентоспособности российской авиационной техники в новом технологическом укладе. «Научно-исследовательские работы должны быть направлены на создание образцов, которые будут принципиально лучше предшественников. В авиации мы говорим, что такое преимущество должно составлять 10-15%. Но с использование имеющихся технологий получить эти цифры практически невозможно. Все ждут новой технологической революции в 2025-2030 годы, и готовиться к ней необходимо уже сегодня», — отметил Андрей Дутов.

По его словам, в авиационной сфере такие прорывные технологии могут быть связаны с созданием полностью электрического самолета. При этом задачи, которые будут решаться в интересах авиастроения, актуальны и для других отраслей: «Мы должны сделать дорожную карту, с помощью которой решим эти проблемы и для железнодорожного транспорта, и для судостроения, и других отраслей, для которых эти технологии интересны. Тогда мы обеспечим концентрацию ресурсов и развитие тех центров компетенций, которые есть в разных отраслях для достижения конкретных целей». Это особенно актуально в условиях дефицита ресурсов и необходимости обеспечения высокой серийности продукции, которая может быть достигнута при использовании новых технологий в различных видах техники.

Сергей Панков в своем докладе «О необходимости создания опережающего научно-технического задела для разработки новых образцов вооружения, военной и специальной техники как основы эффективного управления их жизненным циклом» рассказал о проблемах при создании перспективных образцов, с которыми столкнулось Минобороны России, и о предпринятом комплексе мер для их решения.

По его словам, мировой опыт показывает, что открытие опытно-конструкторских работ по разработке высокотехнологичных образцов ВВСТ с незрелым научно-техническим заделом приводит к увеличению сроков их создания в 1,9 раза, повышению стоимости разработки в среднем на 40%, а стоимости закупки финальных образцов на 20% по сравнению с начальной оценкой.

Исходя из негативного зарубежного и отечественного опыта были разработаны и утверждены нормативные правовые и руководящие документы по формированию НТЗ в рамках Государственной программы вооружения на период до 2025 года. «Основополагающим документом при формировании научно-технологического задела является Концепция создания НТЗ для перспективных вооружения и военной техники на период с 2016 года до 2025 года. Концепция утверждена Министром обороны и определяет цели, задачи и принципы создания НТЗ, структуру и состав работ, в ней закреплены задачи и обязанности органов военного управления. Этот документ позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее», – отметил Сергей Панков.

Директор ИПУ РАН Дмитрий Новиков выступил с докладом на тему: «Проблемы управления жизненными циклами знаний, технологий и наукоемкой продукции: межотраслевая и междисциплинарная интеграция». Он констатировал актуальность согласованного управления жизненными циклами таких элементов комплексной деятельности организационно-технических систем как сама деятельность, внешняя потребность, предмет деятельности (продукт, изделие) и ресурсы (включая знания, технологии и организации).

Также была рассмотрена типология междисциплинарности (интердисциплинарность, трансдисциплинарность, мультидисциплинарность, кроссдисциплинарность), взаимное влияние дисциплин и синергетический эффект от межотраслевого переноса прикладных результатов. Докладчик отметил, что с точки зрения управления наукой и использования ее результатов на практике, с одной стороны, как эволюционное развитие научных дисциплин, так и их ответы на междисциплинарные запросы, характеризуются высокой степенью истинной неопределенности результатов и времени их получения. С другой стороны, рост «уровня междисциплинарности» представляется чрезвычайно привлекательным, так как повышает экономическую эффективность научных исследований и разработок за счет расширения возможности передачи имеющихся результатов в новые теоретические и прикладные области.

На пленарном заседании с докладами также выступили представители ОАО «ОСК» («Вопросы интеграции НТЗ и продуктовых проектов в судостроении»), ОАО «ОАК» («О принципах управления технологическим развитием компаний ОПК»), АО «ГРЦ Макеева» («Опыт построения системы управления полным жизненным циклом образцов продукции, пути дальнейшего развития»), компаний «ЛМ-Софт» («Методические основы управления трансфером и индустриализацией технологий в программах жизненного цикла образцов ВВСТ») и Siemens Industry Software («Применение системной инженерии и комплексного моделирования на ранних этапах жизненного цикла»).

В рамках конференции прошли три секции:

  1. «Интеграция управления жизненным циклом технологий и продукции ОПК»
  2. «Информационная поддержка процессов развития и индустриализации технологий»
  3. «Подходы к управлению созданием НТЗ в жизненном цикле высокотехнологичной продукции».

На первой секции рассмотрен весь спектр вопросов методологии управления прикладными исследованиями в жизненном цикле (оценка эффективности НИР, формирование комплексных и концептуальных проектов, ранжирование и отбор проектов и НИР, управление рисками на основе объективных количественных показателей, проблемы внедрения оценки уровня готовности технологий). Свои наработки представили ученые НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ФГУП «ЦАГИ», ИПУ РАН. С докладом, посвященным прогнозированию и стратегическому планированию научно-технологического развития, выступил академик РАН, Герой России Сергей Михеев, в котором он осветил примеры практического применения методологического инструментария в вертолетостроении.

На второй секции обсуждались информационные процессы поддержки создания и внедрения НТЗ как в части программного обеспечения, так и управленческого контура. Были подняты следующие основные вопросы: математическое моделирование, управление результатами научно-технической деятельности, проектное управление проблемно-ориентированными проектами и комплексными программами развития технологий, обеспечение долговременного хранения и доступа к данным. С докладами на секции выступили представители НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», ФГУП «Крыловский государственный научный центр», Института системного программирования РАН, компаний «ЛМ Софт», Siemens Industry Software, ЗАО «КАДФЕМ Си-Ай-ЭС».

На третьей секции особое внимание было уделено созданию комплексной системы управления созданием опережающего НТЗ и проблемам нормативного обеспечения. Выработаны пути решения – разработка модели жизненного цикла и нормативно-технической базы для её обеспечения. Также были рассмотрены проблемы отраслевых стандартов, формирования новой модели финансирования головных организаций по стандартизации. Обсуждался вопрос организации эксплуатации и сервисного обслуживания при заключении контрактов жизненного цикла ВВСТ и практика сопровождения и контроля за внедрением технологий со стороны военных научных организаций на всем протяжении жизненного цикла. С докладами на секции выступили представители НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», НИИ «ЛОТ», ФГУП «Рособоронстандарт», ФГУП «ЦАГИ», Московского авиационного института, Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».

Подводя итоги конференции, заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Олег Бочкарев отметил целесообразность ежегодного проведения конференций, посвященных управлению жизненным циклом высокотехнологичной продукции. По его словам, целый ряд проблемных вопросов требуют дальнейшей проработки на уровне экспертного сообщества, в первую очередь это касается расчета стоимости жизненного цикла. «Как подсчитать, сколько стоит жизненный цикл, за который Минобороны должно платить промышленности? Это очень сложно. Я бы предложил добавить в следующую конференцию экономическую компоненту», – сказал он. Также отметил, что следует рассмотреть проблемы внедрения и практического использования предложенных в ходе конференции новых подходов и методологий. Кроме того, внимание экспертов должно быть обращено на обсуждение и выработку типового контракта жизненного цикла.

Олег Бочкарев также одобрил предложение участников конференции об организации рабочей группы при Научно-техническом совете Военно-промышленной комиссии Российской Федерации для разработки стандарта модели полного жизненного цикла ВВСТ.

Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского” создан в соответствии с Федеральным законом №326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).

Бычков Кирилл

НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» и Институт проблем управления имени В. А. Трапезникова РАН подписали соглашение о сотрудничестве

В ходе Второй научно-практической конференции «Управление созданием научно-технического задела в жизненном цикле высокотехнологичной продукции – 2017», которая состоялась 26 апреля 2017 г., генеральный директор НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Андрей Дутов и директор Института проблем управления имени В.А. Трапезникова РАН Дмитрий Новиков заключили соглашение о сотрудничестве. Документ подписан в присутствии заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Олега Бочкарева .

Стороны нацелены на выполнение фундаментальных, поисковых и прикладных исследований для создания прорывных технологий в интересах различных отраслей российской промышленности, а также комплексное решение научно-технических проблем управления жизненным циклом высокотехнологичной продукции.

Для этого будет сформирован единый подход и методологическая база для управления совместными междисциплинарными и межотраслевыми исследованиями.

В рамках соглашения стороны планируют заниматься как разработками новых технологий управления созданием опережающего научно-технического задела, так и решением конкретных задач в области управления и навигации, направленных на повышение надежности, экологичности и безопасности летательных аппаратов, беспилотных авиационных систем, двигателей и бортового оборудования.

«Мы намерены последовательно и системно расширять сотрудничество с организациями фундаментальной науки. Институт проблем управления РАН – один из крупнейших научных центров, имеющий не только успешный опыт работы с институтами авиационной промышленности, но и большие компетенции в проведении межотраслевых исследований. Тесное взаимодействие позволит нам дать совместный ответ в том числе на те глобальные вызовы, которые представлены в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», – отметил генеральный директор НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Андрей Дутов .

Директор Института проблем управления имени В.А. Трапезникова РАН Дмитрий Новиков отметил, что тесное взаимодействие академической науки об управлении с таким лидером отраслевой науки как НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» позволит осуществлять эффективную междисциплинарную и межотраслевую интеграцию знаний и технологий.

Бычков Кирилл

24.04.2017.

Программа научно-практической конференции

«Управление созданием научно-технического задела в жизненном цикле высокотехнологичной продукции»

Время Мероприятие
09:00 Регистрация участников, кофе-брейк
10:00 – 10:15 Вступительное слово. Доклад ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского»:

«Методологические основы управления созданием опережающего научно-технического задела в жизненном цикле высокотехнологичной продукции»

Докладчик – генеральный директор ФГБУ НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского»

А. В. Дутов

10:15 – 10:30 Доклад Министерства обороны РФ:

«О необходимости создания опережающего научно-технического задела для разработки новых образцов ВВСТ как основы эффективного управления их жизненным циклом»

Докладчик – Начальник управления перспективных межвидовых исследований и специальных проектов Минобороны России, полковник

С.Е. Панков

10:30 – 10:45 Доклад ИПУ РАН:

«Проблемы управления жизненными циклами знаний, технологий и наукоемкой продукции: межотраслевая и междисциплинарная интеграция»

Докладчик – директор ИПУ РАН Д.А. Новиков

10:45 – 14:00 Секция 1. Интеграция управления жизненным циклом технологий и продукции ОПК

Модератор

В.В. Клочков

Темы Докладов:

· Метод выбора концептуального проекта для технологических исследований в области авиации

Е.Б. Скворцов

ФГУП «ЦАГИ»

· Методология управления рисками научных проектов в зарубежных исследованиях авиационной техники И.Е. Ковалев ФГУП «ЦАГИ»

· Методологический подход к оценке эффективности технологий в области гражданского авиастроении А.А. Охапкин ФГУП «ЦАГИ»

· Обоснование и реализация военно-технической политики на основе прогнозирования и стратегического планирования научно-технологического развития оборонной промышленности А.Ю. Мушков

ФГУП «ЦНИИ «Центр»

· Система полного жизненного цикла изделий «Цифровое предприятие». Новые технологии О.В. Кривошеев

ФГУП «РФЯЦ — ВНИИЭФ»

· Оценки уровней готовности технологий: проблемы. В.Л. Мирошкин

ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е.Жуковского»

Секция 2. Информационная поддержка процессов развития и индустриализации технологий

Модератор

А.В. Куликов

Темы Докладов:

· Эффективная платформа прикладных исследований и всестороннего моделирования

Н. Н. Староверов,

Компания «КАДФЕМ Си-Ай-Эс»

· Системный инжиниринг и обеспечение выполнения Требований при разработке наукоемкой продукции начиная с ранних этапов жизненного цикла

Д . Б . Копанев

Siemens Industry Software

· О принципах управления технологическим развитием компаний ОПК К.А. Костромин

· Некоторые проблемы создания и использования суперкомпьютерных технологий при проектировании высокотехнологичной продукции

М. П. Лобачев

КГНЦ

· Подходы к управлению интеллектуальным капиталом Персод Н.Л., НИИ Корпоративного и проектного управления

· Опыт создания информационной системы учета и управления результатами научно-технической деятельности М.А. Скулябин

КГНЦ

· Информационная поддержка процессов сквозного проектного управления в сфере создания и промышленного применения НТЗ

Н.В.Соболева

ЛМ Софт

· Консолидация нормативно-справочной информации инженерно-технологического контура, в целях повышения качества производства ракетно-космической техники Д.Е. Касичин

Техномаш

Секция 3. Подходы к управлению созданием НТЗ в жизненном цикле высокотехнологичной продукции

Модератор

П.В. Филиппов

Темы Докладов:

· Проблемы нормативного технического обеспечение и стандартизация в сфере управления созданием НТЗ П.В. Филиппов, НИИ «ЛОТ»

· Комплексная система управления созданием опережающего НТЗ»

Сыпало К.И., Медведский А.Л., НИЦ «Институт имени Жуковского»

· Деятельность головных организаций по стандартизации оборонной продукции в рамках изменения нормативно-правовой базы Д.А. Черничкин, Рособоронстандарт

· Нормативное обеспечение управления фазами жизненного цикла наукоемкой продукции

С.В. Володин, МАИ

· Нормативное обеспечение процесса исследований на стадии создания НТЗ

А.В. Тюрин, ФГУП «ЦАГИ»

· Направления создания НТЗ, обеспечивающего результативную и эффективную информатизацию жизненного цикла высокотехнологичной продукции

С.Н. Падалко,

Ю.П. Кулик, МАИ

Время Мероприятие
14:00 — 15:00 Обед
15:00 – 15:10 Вступительное слово.

Заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ О. И. Бочкарев

15:10 – 15:30 Доклад Siemens Industry Software

Многодисциплинарное моделирование и системный инжиниринг при разработке наукоемкой продукции на ранних этапах жизненного цикла

Докладчик –директор по продажам В.И. Биткин Компания: Siemens Industry Software

15:30 – 15:50 Доклад представителя ООО «ЛМ Софт»:

«Методические основы управления трансфером и индустриализацией технологий в программах ЖЦ образцов ВВСТ»

Докладчик – Ю.В. Ратай

15: 5 0 – 16: 3 0 Доклад представителя ГРЦ Макеева:

«Опыт построения СУПЖЦ образцов продукции, пути дальнейшего развития» (тема уточняется)

Докладчик – Горб В. А.

16: 3 0 – 17:00 Доклад ОСК

«Вопросы интеграции НТЗ и продуктовых проектов в судостроении»

Докладчик — Л. В. Кузнецов

17:00 – 17:30 Обобщающие доклады модераторов секций 1, 2, 3
17:30 – 18:00 Заключительное заседание, принятие Резолюции конференции (ведущий — генеральный директор НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского» А. В. Дутов)

18.04.2017.

Организаторами конференции выступят Военно-промышленная комиссия Российской Федерации, ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н. Е. Жуковского» и ФГБУН «Институт проблем управления имени В. А. Трапезникова РАН».

Первая конференция «Методы и технологии управления жизненным циклом сложных изделий и инженерных объектов» прошла в 2014 г. под эгидой Военно-промышленной комиссии Российской Федерации на базе ФГУП «Крыловский ГНЦ» и охватила широкий спектр вопросов и участников. В частности, были рассмотрены методические основы управления жизненным циклом технологий и оценки уровней готовности технологий к промышленному применению.

В ходе Второй конференции основное внимание будет уделено проблемам управления начальными стадиями жизненного цикла технологий и наукоемких продуктов, а также их современным решениям.

Стадии прикладных исследований и разработок, то есть начальные стадии жизненного цикла, закладывают основу эффективности и конкурентоспособности наукоемкой продукции. При этом именно в сфере управления процессами прикладных исследований и разработок наблюдается наибольший дефицит научно обоснованных и успешных методов управления, организационных решений, средств автоматизации. В ходе конференции участники рассмотрят современные подходы к созданию эффективной системы управления прикладными исследованиями как неотъемлемого элемента комплексной системы управления полным жизненным циклом наукоемкой продукции.

В рамках программы планируются пленарные доклады и работа по трем секционным направлениям:

  1. Интеграция управления жизненным циклом технологий и продукции ОПК.
  2. Информационная поддержка процессов развития и индустриализации технологий.
  3. Нормативное обеспечение управления созданием НТЗ в жизненном цикле высокотехнологичной продукции

Конференция пройдет в ФГБУН «Институт проблем управления имени В. А. Трапезникова РАН» по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 65. Открытие в 10:00.

Узнать больше о программе конференции и зарегистрироваться можно на сайте

Правительство Российской Федерации постановляет:

Приложение № 1
к предоставления

части затрат на создание

производства приоритетных
электронных компонентов и
радиоэлектронной аппаратуры

Методика
определения рейтинга заявок, представленных российскими организациями на конкурс на право получения из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры

1. Настоящая методика определяет рейтинг заявок, представленных российскими организациями на конкурс на право получения из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры (далее соответственно - организации, конкурс, субсидия), на основании критериев, предусмотренных Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры, утвержденных Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2016 г. № 109 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры".

Удельный вес рейтинга, присуждаемого i-й заявке по критерию, касающемуся количества вновь создаваемых и модернизируемых высокотехнологичных рабочих мест в рамках реализации комплексного проекта, значимость которого составляет 10 процентов;

Удельный вес рейтинга, присуждаемого i-й заявке по критерию, касающемуся соотношения размера субсидии и размера заемных и (или) собственных средств, планируемых к привлечению для реализации комплексного проекта, значимость которого составляет 20 процентов;

,

Предложение i-го участника конкурса об объеме реализации импортозамещающей или инновационной продукции, которая будет создана в ходе реализации комплексного проекта (млн. рублей);

Минимальный объем реализации импортозамещающей или инновационной продукции, которая будет создана в ходе реализации комплексного проекта, установленного в конкурсной документации (млн. рублей);

Максимальный объем реализации импортозамещающей или инновационной продукции, которая будет создана в ходе реализации комплексного проекта, заявленного одним из участников конкурса (млн. рублей).

,

Предложение i-го участника конкурса по количеству создаваемых и модернизируемых высокотехнологичных рабочих мест (штук);

Минимальное количество создаваемых и модернизируемых высокотехнологичных рабочих мест, установленное в конкурсной документации (штук);

Максимальное количество создаваемых и модернизируемых высокотехнологичных рабочих мест, заявленное одним из участников конкурса (штук).

5. Рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию, касающемуся соотношения размера субсидии и размера заемных и (или) собственных средств, планируемых к привлечению для реализации комплексного проекта (), определяется по формуле:

,

Предложение i-го участника конкурса по соотношению размера субсидии и размера заемных и (или) собственных средств, планируемых к привлечению для реализации комплексного проекта;

Начальный (максимальный) размер соотношения размера субсидии и размера заемных и (или) собственных средств, планируемых к привлечению для реализации комплексного проекта, установленный в конкурсной документации.

Предложение i-го участника конкурса по количеству полученных патентов и (или) секретов производства (ноу-хау) (штук);

Максимальное количество полученных патентов и (или) секретов производства (ноу-хау), заявленное одним из участников конкурса (штук).

,

Предложение i-го участника конкурса по сроку реализации комплексного проекта (месяцев);

Начальный (максимальный) срок реализации комплексного проекта, установленный в конкурсной документации (месяцев).

Предложение i-го участника конкурса по наличию опыта реализации аналогичного комплексного проекта (штук);

Наибольшее количество выполненных аналогичных работ, заявленное одним из участников конкурса (штук).

Предложение i-го участника конкурса по объему экспорта продукции (тыс. долларов США);

Наибольший объем экспорта продукции, заявленный одним из участников конкурса (тыс. долларов США).

Приложение № 2
к предоставления
из федерального бюджета субсидий
российским организациям на возмещение
части затрат на создание
научно-технического задела по
разработке базовых технологий
производства приоритетных
электронных компонентов и
радиоэлектронной аппаратуры

Расчет
размера штрафных санкций, применяемых к российским организациям, получившим из федерального бюджета субсидии на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры

1. Размер штрафных санкций (тыс. рублей) (A) определяется по формуле:

,

Достигнутое значение i-го показателя (индикатора) эффективности реализации комплексного проекта, указанного в договоре о предоставлении субсидии, на дату окончания срока реализации комплексного проекта;

Плановое значение i-го показателя (индикатора) эффективности реализации комплексного проекта, указанного в договоре о предоставлении субсидии;

Удельный вес рейтинга заявки, определенного в соответствии с к Правилам предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры, утвержденным Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2016 г. № 109 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры", по соответствующему i-му показателю;

V - объем средств федерального бюджета, использованный организацией в рамках реализации комплексного проекта на момент окончания срока реализации такого проекта (тыс. рублей).

2. Размер штрафных санкций пропорционален степени недостижения показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта в рамках подпрограмм государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы", указанных в договоре о предоставлении субсидии.

Обзор документа

Российским организациям электронной и радиоэлектронной промышленности из федерального бюджета предоставляются субсидии на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектроаппаратуры. Речь идет о расходах на оплату работ по договорам на НИОКР в связи с реализацией комплексного проекта, на изготовление опытных образцов, макетов и стендов, производство опытной серии продукции и ее тестирование, сертификацию и (или) регистрацию и др.

Установлен порядок выделения средств.

Субсидии предоставляются в рамках подпрограмм госпрограммы России по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 гг. Средства выделяются организациям, прошедшим конкурсный отбор, по комплексным проектам, срок реализации которых не превышает 5 лет. При этом общая стоимость проекта и максимальный ежегодный размер субсидии по подпрограммам следующие. На телекоммуникационное оборудование - до 1,5 млрд руб. и не более 300 млн руб., на вычислительную технику - до 2,5 и не более 400, на специальное технологическое оборудование - до 2 и не более 300, на системы интеллектуального управления - до 1 млрд руб. и не более 200 млн руб.

Конкурсный отбор проектов проводится в 2 этапа. Первый - научно-техническая оценка проектов экспертным советом, создаваемым Минпромторгом России. Второй - оценка прошедших научно-техническую экспертизу проектов конкурсной комиссией Министерства по ряду критериев. Основными из них являются объем производства и реализации импортозамещающей или инновационной продукции, количество вновь создаваемых высокотехнологичных рабочих мест, число патентов и (или) секретов производства (ноу-хау), срок реализации комплексного проекта и объем экспорта созданной продукции.

В передовых странах Запада рождение новых технологий, открытий и вооружений происходит на стыке наук, что требует системного подхода к организации этого процесса. В России, как известно, советский запас иссяк. Насколько успешны новые фундаментальные исследования? Как организовано взаимодействие военного ведомства с Российской академией наук? На эти и другие вопросы «ВПК» ответил заместитель министра обороны Юрий Борисов.

– Юрий Иванович, ХХI век – это новые нетрадиционные виды оружия и боевой техники. Как идет их создание? Насколько в целом отвечает нынешним вызовам наша система вооружения?

– В соответствии с задачами, поставленными перед Министерством обороны президентом Российской Федерации, развитие системы вооружения в значительной степени ориентировано на создание качественно новых, в том числе нетрадиционных видов оружия (высокоточного, лазерного, радиочастотного, кинетического, гиперзвукового, робототехнического, информационного), разработка которых во многом определяется наличием целостного научно-технического задела (НТЗ).

Поясню, что в общем виде НТЗ представляет собой совокупность результатов фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований, прикладных и технологических научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), выполненных в интересах модернизации существующих, создания и производства принципиально новых образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ).

Для каждого горизонта планирования развития ВВСТ необходимо обеспечивать опережающую подготовку НТЗ по ключевым научным направлениям и технологиям, на основе которых могут быть созданы принципиально новые виды техники или последующие поколения средств вооруженной борьбы в интересах обеспечения безопасности государства. При этом следует исходить из того, что развитие ВВСТ (переход на новый качественный уровень) возможно только путем отбора для последующей реализации научно-технических достижений, отвечающих комплексу условий и критериев как по требованиям со стороны Министерства обороны, так и по уровню их готовности к реализации в опытно-конструкторских работах.

– Сегодня наукой руководит, образно говоря, Министерство финансов, которое определяет, сколько денег и на что выделить. А там хотят получить максимальную отдачу в короткий срок. Но в фундаментальной науке так не бывает. Как разрешается это противоречие, как избежать просчетов планирования?

– Ввиду того что стоимость работ на каждой последующей стадии жизненного цикла ВВСТ возрастает примерно на порядок, накопление научно-технических результатов на ранних стадиях развития ВВСТ всегда предпочтительнее, чем на более поздних. Обусловлено это тем, что, с одной стороны, отказ от реализации неэффективных проектов на ранних стадиях менее затратен, а с другой – результаты этих стадий имеют более высокий потенциал широкого (универсального) использования, чем научно-технические решения, полученные в последующем.

К большому сожалению, несмотря на накопленную статистику, как у нас, так и в других ведущих в военном отношении странах многие руководители этого не понимают и требуют от исследователей сиюминутных результатов, что через 5–10 лет негативно сказывается на возможностях научно-технологического комплекса. И таких примеров из мирового опыта разработки ВВСТ предостаточно. В дальнейшем это ложится бременем на военный бюджет государства, становится долгостроем и в конце концов в тех изначально заложенных схемотехнических решениях теряет актуальность для выполнения боевых задач. Аналогичные просчеты в планировании есть и в нашей истории.

Во избежание подобных случаев Министерством обороны выстроена целостная система, обеспечивающая взаимодействие органов военного управления с государственными институтами, отвечающими за каждую стадию жизненного цикла образца ВВСТ. Особое место занимает, конечно, Российская академия наук. Учреждения РАН, включающие научные школы, создававшиеся десятки лет и имеющие устойчивые связи с предприятиями высокотехнологичных отраслей экономики, принимают непосредственное участие в составлении прогнозов, обосновании перспективных направлений, а также в получении новых знаний, рождении прорывных технологий, которые в дальнейшем становятся основой создания перспективного вооружения.

– Для лучшей координации фундаментальных и прикладных исследований в области обороны в 2015 году между вашим ведомством, Федеральным агентством научных организаций и РАН было заключено соглашение о сотрудничестве. Что это дает?

– Соглашением предусмотрены следующие формы взаимодействия:

  • создание совместных виртуальных лабораторий для выполнения научно-исследовательских работ оборонной направленности, использующих имеющуюся у сторон экспериментальную базу и иные ресурсы, в интересах производства оружия на новых принципах, их апробации и создания условий эффективного внедрения;
  • проведение исследований на базе испытательных центров и полигонов Минобороны, в том числе с предоставлением образцов военной техники и имущества для научных работ оборонного характера;
  • участие в разработке документов для аналитического и программно-целевого обеспечения Государственной программы вооружения;
  • подготовка предложений в проекты ГПВ и гособоронзаказа в части фундаментальных, прогнозных, поисковых и прикладных исследований;
  • экспертиза научно-технических программ и крупных проектов по созданию ВВСТ;
  • привлечение ведущих ученых и специалистов в научные (научно-технические) советы разного уровня в связи с оборонными исследованиями и разработками;
  • информирование о важнейших достижениях отечественной науки и техники в интересах обеспечения обороны и безопасности страны.

Первые реальные результаты такого сотрудничества дало проведенное в 2016 году уточнение ключевых элементов, определяющих приоритетные направления создания научно-технического задела для перспективных ВВСТ. Это в первую очередь касается «Перечня базовых и критических военных технологий на период до 2025 года» и «Перечня приоритетных направлений фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства на период до 2025 года».

По результатам совместного тщательного анализа вопросов разработки новых видов ВВСТ в перечень военных технологий были внесены существенные изменения, связанные в основном с развитием комплексов нетрадиционного вооружения, гиперзвуковых летательных аппаратов, систем связи и управления. По каждой военной технологии содержится подробное описание в виде паспорта, отражающее ее направленность, критические характеристики, уровень готовности, ориентировочную стоимость и другие параметры, необходимые для дальнейшего использования при подготовке проектов ГПВ и гособоронзаказов. В итоге уточненный перечень включает девять базовых, 48 критических и 330 военных технологий.

Перечень приоритетных фундаментальных исследований, являющийся как раз настольной книгой для учреждений РАН, которой они должны руководствоваться при обосновании и формировании своих планов, также претерпел существенные изменения: уточнены формулировки восьми научных поднаправлений, добавлено 27 новых направлений ФППИ в области информатики, оптики и квантовой электроники военного назначения, радиофизики и радиоэлектроники. Уточненный перечень включает 11 научных направлений, 56 поднаправлений и 718 направлений ФППИ. Оба документа одобрены решением коллегии Военно-промышленной комиссии РФ 25 мая 2016 года.

Вторым значимым мероприятием в тесном взаимодействии с экспертным сообществом РАН, генеральными конструкторами и технологами стала разработка Межведомственной координационной программы ФППИ в области обороны и обеспечения безопасности государства. Это инструмент, обеспечивающий взаимодействие на этапах планирования, выполнения и реализации результатов ФППИ. Программа призвана повысить эффективность исследований. А также консолидировать федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации и соответствующие фонды на приоритетных направлениях создания научно-технического задела для ВВСТ.

– Чем она отличается от предыдущих?

– В качестве основных первоочередных задач программы можно выделить следующие:

  • формирование межведомственного перечня ФППИ;
  • информационно-аналитическое обеспечение деятельности генеральных конструкторов по созданию ВВСТ и руководителей приоритетных технологических направлений в части предоставления сведений о состоянии и перспективах развития отечественной науки и технологий;
  • разработка предложений органам исполнительной власти, госкорпорациям, РАН и научным фондам по формированию или уточнению государственных, федеральных и ведомственных целевых программ и планов с учетом рекомендаций генеральных конструкторов по созданию ВВСТ и руководителей приоритетных технологических направлений;
  • участие в информационном обмене результатами научных исследований и технологических разработок.

Структурно программа состоит из пяти подпрограмм, охватывающих все основные этапы создания научно-технического задела для перспективных ВВСТ. Следует отметить, что основной вклад, включая детальную экспертизу ведущихся и планируемых ФППИ, внесли ведущие ученые РАН – академики Сергей Багаев, Радий Илькаев, Евгений Каблов, Владимир Пешехонов, ставшие руководителями соответствующих рабочих групп.

Основной положительный результат в том, что впервые удалось сформировать межведомственный перечень фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, выполняемых, а также планируемых по государственным, федеральным и ведомственным целевым программам и планам в области обороны и обеспечения безопасности страны. Самый обширный раздел связан как раз с созданием научного задела. В нем более тысячи фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ оборонного или двойного назначения, проводимых или рекомендуемых к выполнению за счет средств российского бюджета.

– В нашей фундаментальной науке, как и в работе РАН, куча проблем, о которых говорил президент страны. Как они решаются?

– Да, наряду с положительными результатами сотрудничества с РАН существует ряд проблем, оказывающих негативное влияние на эффективность создания научно-технического задела. Они регулярно обсуждаются на наших встречах, в ходе которых предлагаются и согласовываются конкретные шаги по совершенствованию организационных, нормативно-правовых и методических аспектов планирования и проведения ФППИ оборонного назначения.

Среди насущных проблем функционирования учреждений РАН в системе гособоронзаказа стоит выделить следующие:

  • устаревшая материально-техническая и лабораторно-стендовая база с точки зрения возможности проведения исследований, в том числе экспериментальных, в интересах Минобороны;
  • нормативно-правовые ограничения участия учреждений РАН в конкурсных процедурах на проведение НИОКР оборонного назначения;
  • недостаточная интегрированность научных коллективов РАН в проблематику развития системы вооружения;
  • слабая финансовая мотивация молодых ученых, участвующих в работах по гособоронзаказу.

– Что нас ждет в ближайшей перспективе?

– В настоящее время Минобороны России находится на завершающей стадии формирования проекта ГПВ на 2018–2025 годы, в которой мероприятиям по созданию научно-технического задела для разработки перспективных и нетрадиционных образцов ВВСТ в интересах видов (родов войск) Вооруженных Сил РФ уделяется значительное внимание. В новой программе ставится задача обеспечить завершение разработки и поставку в войска принципиально новых образцов гиперзвукового оружия, интеллектуальных робототехнических комплексов, ВВСТ на новых физических принципах, а также целого ряда традиционных средств следующего поколения (Т-50, «Армата», «Курганец», МиГ-35 и др.). Парк современных ВВСТ должен быть доведен до 70 процентов.

Разработка указанных образцов потребует решения целого ряда научно-технических задач, что не представляется возможным без привлечения научного сообщества. В качестве наиболее ярких и сложных из всего их многообразия выделю следующие:

  • технологии, обеспечивающие длительное функционирование гиперзвуковых летательных аппаратов в плотных слоях атмосферы в условиях воздействия плазмы: это требует создания новых жаропрочных сплавов четвертого поколения, термостойких радиопрозрачных обтекателей на основе отечественных керамических материалов, двигательных установок и высокоэнергетических топлив, бортового радиоэлектронного оборудования;
  • повышение уровня интеллектуализации вооружения, особенно беспилотных летательных аппаратов и роботизированных комплексов военного назначения;
  • силовые лазеры на основе новых активных сред и источников накачки, адаптивных зеркал и устройств их охлаждения, многофункциональных оптических покрытий.

Традиционно учреждения РАН выполняют порядка 40 процентов научно-исследовательских работ фундаментального и поискового характера, а также принимают активное участие в реализации прикладных проектов по созданию военных технологий и перспективного вооружения. Убежден, что и при реализации ГПВ-2025 академические школы РАН внесут значительный вклад в формирование научно-технического задела и обеспечение обороноспособности Российской Федерации.

/Юрий Борисов, Олег Фаличев, vpk-news.ru /