Накаченный парень начальник и подчиненная. Центр развития электронных образовательных ресурсов


Один из самых сложных моментов на работе – это построение отношений с руководителем. И, несмотря на признанное Конституцией равенство полов, особенно трудным оказывается этот вопрос для представительниц слабого пола. Все дело в том, что в отношения между начальником и подчиненной вмешивается психология человека: мужчины часто относятся к женщинам-сотрудницам либо снисходительно, либо надменно, а женщины на подсознательном уровне воспринимают своих подчиненных как потенциальных соперниц.

Конечно, все это актуально лишь на начальном этапе общения. По прошествии времени острые углы сглаживаются – сотрудницу начинают ценить за профессиональные качества и личные способности. Но, едва придя на работу, бывает сложно правильно выстроить отношения, не пустив их на самотек.

Предлагаю рассмотреть подробнее две ситуации: ваш – женщина и ваш руководитель – мужчина.

Ваш руководитель – женщина

К сожалению, во взаимодействии двух людей очень часто эмоции, а порой и инстинкты, превалируют над разумом. Тем более актуально это, если речь идет о представительницах прекрасного пола.

Не сомневайтесь – со временем взаимоотношения сложатся самые продуктивные, и руководителя будут интересовать ваши профессиональные способности, а не женские качества.

Главное, не забывать об уважении к своему руководителю, будь то женщина или мужчина, и шаг за шагом доказывать, что и вы тоже достойны самого уважительного отношения, поскольку являетесь талантливым и ценным сотрудником.

Дистанционное обучение (ДО) - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Виды дистанционных уроков

Урок – это фундаментальная составляющая системы обучения. Основой для построения урока является совокупность компонентов, определяющих его содержание, логику, приемы и методы работы. Современный урок должен быть действенным, социально направленным, иметь прямое отношение к интересам учащегося, быть ориентированным на их практическую деятельность (нынешнюю и будущую), развивать мышление и практические навыки учащегося.

Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей (Е.В. Харунжаева).

Условия проведения дистанционного урока могут различаться по режиму взаимодействия преподавателя с учащимися:

  • в режиме он-лайн с учащимся, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места;
  • в режиме офф-лайн. В этом случае фактор местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме.

Системный подход в построении учебного материала сетевых учебных курсов способствует развитию у учащегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчивой мотивации познавательной деятельности по многим направлениям, что способствует универсальности и повышения качества образованности учащегося.

Дистанционные учебные занятия многообразны:

1. Анонсирующие занятие. Цель - привлечение внимания учащегося, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки.

2. Вводное занятие. Цель - введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт учащегося. Может быть записано как видеолекция, например, в формате AVI.

3. Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащегося. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по технологии i-chat.

4. Дистанционное тестирование и самооценка знаний.

5. Выполнение виртуальных лабораторных работ.

6. Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть участники учебного процесса имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы.

7. Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты. Характерна структурой и регламентом. Предварительно моделируется, преподаватель делает заготовки и продумывает возможные реакции на них учащихся. Синхронные занятия могут проводиться с помощью телевизионных видеоконференций и компьютерных форумов. В педагогическом аспекте проведение группового занятия в режиме видеоконференции не отличается от традиционного, так как участники процесса видят друг друга на экранах компьютерных мониторов или на экранах телевизора. Компромиссным вариантом синхронных групповых занятий, семинаров является текстовый форум, с одной стороны он позволяет вести обсуждение с максимальной степенью интерактивности, с другой стороны он требует минимальных ресурсов.

8. Асинхронная телеконференция. Выступления участников публикуются в Интернет в виде развернутых заранее отредактированных текстов по мере поступления в течение длительного времени.

9. Веб-занятие. Может быть оформлено в виде лабораторной работы и др. Применяются компьютерные программы, моделирующие веб-занятия. В течение веб-занятия происходит обмен информацией посредством, например, chat или ICQ.

10. Олимпиада. Характерна творческими открытыми заданиями. Очень эффективная форма контроля с элементами обучения. Проводятся с помощью электронной почты или в реальном времени посредством chat или ICQ.

11. Веб-квест. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Учащиеся самостоятельно проводят поиск информации в ресурсах Интернет или на рекомендованных электронных носителях, выполняя задание учителя либо под влиянием личной мотивации.

12. Вебинар (происходит от двух слов: web - «сеть» и «семинар») ─ это семинар, который проходит по сети. Вебинары делят на собственно вебинары, которые предполагают двустороннее участие преподавателя и учеников, и веб-касты, веб-конференции, где взаимодействие одностороннее: один человек делает доклад, остальные его слушают (смотрят, читают).

13. Урок с использованием видеоконференцсвязи. Такой тип урока не отличается от традиционного. Урок проходит в реальном режиме времени.

Структура дистанционного урока. Сценарий урока

Модель структуры дистанционного урока включает в себя следующие элементы:

  • Мотивационный блок. Мотивация - необходимая составляющая дистанционного урока, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учеником. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки обучающегося.
  • Инструктивный блок (инструкции и рекомендации по выполнению задания, урока).
  • Информационный блок (система информационного наполнения).
  • Контрольный блок (система тестирования и контроля).
  • Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой).

Учебные средства дистанционного урока

Сетевые образовательные ресурсы, являясь средством дистанционного учебного процесса, по своим дидактическим свойствам активно воздействуют на все компоненты системы обучения (цели, содержание, методы и организационные формы обучения) и позволяют ставить и решать сложные задачи педагогики в процессе обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.

При разработке дистанционного урока следует принимать во внимание изолированность учеников. Учебные материалы должны сопровождаться необходимыми пояснениями и инструкциями. Должна быть предусмотрена консультационная зона, которая позволит ученику задавать вопросы.

Использование качественных графических файлов, оснащенных звуковым сопровождением и анимацией, повышают усвоение материала до 65% (для сравнения: во время обычного объяснения материала усваивается только 5%).

К учебным средствам в рамках дистанционного урока относятся:

1) учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);

2) сетевые учебно-методические пособия;

3) компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

4) аудио учебно-информационные материалы;

5) видео учебно-информационные материалы;

6) лабораторные дистанционные практикумы;

7) учебные тренажеры с удаленным доступом;

8) базы данных и знаний с удаленным доступом;

9) электронные библиотеки с удаленным доступом и т.д.

Способы обеспечения доступа к учебным материалам

Различают два вида доступа к учебным материалам:

  • ограниченный доступ (требует регистрации в обучающей среде);
  • неограниченный доступ (учебные материалы находятся в свободном доступе).

В настоящее время в практике проведения дистанционных уроков существует несколько способов доставки учебных материалов ученику:

1. Использование электронной почты или технологии i-chat для доставки учебных материалов ученику. Чаще всего такой доступ применяется при использовании кейс-метода. Обычно учебные материалы представлены в формате DOC или HTML. Ученики получают учебные кейсы с рекомендациями по изучению учебного материала и выполнению заданий. Выполненные задания ученики пересылают учителю.

Примечание:

При предоставлении кейса в формате DOC необходимо чтобы у учеников имелся специализированный текстовый редактор, позволяющий открывать документ и редактировать его (MS Word, ОpenOffice). Формат HTML является открытым стандартом, может редактироваться любым текстовым редактором и легко интегрируется с любым веб-приложением.

Ограничения при использовании такого способа: у всех учеников должна быть персональная электронная почта. Сложность пересылки файлов большого размера и файлов с графическими изображениями. Рассылка кейсов может занимать длительное время.

Размещение учебных материалов и задания уроков в формате.DOC или.HTML в сети на Web-странице. Для изучения материалов ученикам требуется скачать документ на свой персональный компьютер, выполненные задания ученики пересылают учителю по электронной почте. При этом способе доставки требуется, чтобы у ученика был доступ к сети Интернет. При таком способе доставки важным фактором является качественная и бесперебойная работа сервера, на котором хранятся материалы, а также объем учебных материалов и скорость Интернета.

Представление урока как отдельного Web-сайта. Управление ходом познавательной деятельности ученика осуществляется посредством перекрестных гиперссылок. Такой способ доставки учебных материалов позволяет наиболее эффективно организовать интерактивное взаимодействие учителя и ученика.

Алгоритм разработки дистанционного урока

1. Определение темы дистанционного урока.

2. Определение типа дистанционного урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.).

3. Цели занятия (относительно ученика, учителя, их совместной деятельности).

4. Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного урока.

5. Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов.

6. Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученику (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.

7. Подготовка глоссария по тематике дистанционного урока.

8. Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых для занятия: ссылки на web-сайты по данной тематике, сайты электронных библиотек, собственные web-квесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые лабораторные материалы, CD-ROM и др. (подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет)

9. Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента урока. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников.

10. Определение времени и длительности дистанционного урока, исходя из возрастной категории обучающихся. Необходимо соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся:

· 1-х классов - 10 мин,

· 2-5-х классов - 15 мин,

· 6-7-х классов - 20 мин,

· 8-9-х классов - 25 мин,

· 10-11-х классов - 30 мин.

Распределение времени урока (для он-лайн режима):

  • Ознакомление с инструкцией – 5 минут;
  • Работа в соответствии со сценарием – 20 минут;
  • Выполнение индивидуальных заданий по желанию – 10 минут;
  • Обсуждение результатов урока – 10 минут.

11. Подготовка технологической карты урока, подробного сценария дистанционного урока.

12. На основе анализа результатов уровня ИКТ-компетентности ученика подготовить для них инструкцию по обучению и выполнению заданий.

13. Программирование учебных элементов урока для представления в Интернете, в случае размещения урока на веб-сайте.

14. Тестирование урока, в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах.

15. Опытная эксплуатация урока.

16. Модернизация урока по результатам опытной эксплуатации.

17. Проведение урока.

18. Анализ урока. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны учеников так и дистанционного учителя.

Сценарий дистанционного урока может быть представлен в форме технологической карты, в которой прописаны основные задания, требования к ответам и критерии оценки ответов, время выполнения заданий и т.д.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Например:

Сценарий проведения дидактической модели урока самопроверки с использованием дистанционных образовательных технологий (подготовка к тематической контрольной работе)

Пояснительная записка

Данный урок разработан для учащихся 10 класса Центра дистанционного образования …

Тема урока: ______________________________

Программа: _______________________ Кол-во часов в неделю ______________

Урок № _____

Материально-техническое обеспечение урока: комплект компьютерного оборудования, соответствующего требованиям программы дистанционного обучения

Методы и приёмы обучения, применяемые на уроке: частично-поисковый (анализ трудностей в изучении темы контроля); контроля и самоконтроля (закрепление знаний, тестирование).

Тип урока: _________________________

Интегрирующая дидактическая цель: расширить и систематизировать знания учащегося о _________

Задачи урока:

1. Обучающие:

2. Развивающие:

3. Воспитательные:

Данный урок позволяет развивать следующие ключевые компетенции учащегося:

Изучать (умение организовывать взаимосвязи своих знаний и упорядочивать их);

Искать (умение получать информацию и пользоваться ресурсами интернета);

Мыслить (умение устанавливать взаимосвязь);

Сотрудничать (умение принимать решение, выслушивать другую точку зрения);

Технические навыки (умение организовывать учебную работу, пользоваться вспомогательной аппаратурой, техникой (сканер, принтер);

Адаптироваться (умение находить новое решение).

Формат проведения урока: OFF – LINE режим, ON-LINE – режим

Форма организации деятельности – индивидуальная

Учет результатов – электронный журнал

Глоссарий:

Используемые информационные и образовательные ресурсы:

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали):

реализацию учителем целей урока;

использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

осуществление оценивания и контроля.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.

Критерии оценки и требования к проведению дистанционного урока

Внешний порядок урока. Самым простым и самым элементарным является точное начало и точное окончание урока. Это требование к дистанционному уроку может являться определяющим, т.к. основано на финансовой дисциплине образовательного учреждения. К внешнему порядку относятся не только его точное начало и окончание, но и предусмотрительность всех внештатных ситуаций, которые могут возникнуть во время урока.

Внутренний порядок урока (его структура). К внутреннему порядку урока отнесем целесообразное распределение урока на этапы, т.е. урок делится на четкие временные отрезки. Правильно спланированный урок содержит в каждом из своих этапов цель, мобилизующую учащихся, стимулирующую процесс учения, побуждающий мотивацию, т.е. учащиеся должны знать, чего от них требуют, что они должны прочно усвоить. Структурно хорошо подготовленный урок учитывает уровень подготовленности учащихся, характеризуется четким распределением учебного материала, позволяет учащимся последовательно продвигаться им от одной частной цели урока к другой.

Проблемный подход к обучению, в котором учащиеся должны совершить по существу те же мыслительные операции, которые характерны и для процесса научного познания:

Понимание проблемной ситуации и осмысление проблемы;

Установление частных вопросов или проблем, поиск предпосылок для решения, выдвижения гипотез, предположений, возможных путей решения или самих решений;
- решение проблемы, оценка решения.

Соответствие урока дидактическим принципам: наглядность и точность при выработке представлений и понятий, опора на изученный материал, соответствие упражнений и контрольных заданий данному уроку и т.д.

Требования к обучаемым, непосредственным участникам дистанционного урока , - иметь навыки пользователя компьютера: уметь набирать текст и создавать рисунки, сохранять их во внешней памяти компьютера, архивировать и разархивировать файлы, уметь пользоваться электронной почтой, программой - просмотрщиком веб-страниц, технологиями гостевой книги и беседы (chat). В случае неподготовленности непосредственных участников дистанционного урока по перечисленным параметрам большая часть работы ложится на локального координатора.

Активность учащихся. Как ее достичь? В первую очередь, создать такие условия, при которых учащиеся непроизвольно войдут в процесс обучения и будут участниками решаемых задач до конца урока. Для этого целесообразно распределить урок на этапы, позволяющие продвигаться учащимся от одной цели к другой, в соответствии с целями всего урока. Другими словами, в течение всего урока необходимо поддерживать у учащихся интерес к уроку, создавать мотивы активизации их деятельности.

Мотивация деятельности учащихся

Еще А. Дистервег понимал, что "развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования". Умелая мотивация побуждает в учащихся внутренние противоречия, высвобождает сильные динамические тенденции, вызывающих деятельность.

Мотивация достигается реальными целевыми установками учащихся, заключающихся в создании проблемных ситуаций, которыми могут являться "странные истории", неожиданные факты и т.д. Умелая мотивация позволяет включать учащихся в осознанный процесс познания. Например, соединять познание с опытом учащихся, побуждать учащихся к познанию и решению проблем, учитывать эмоциональное и рациональное во взаимосвязи и т.д. С этим необходимо тесно связать процессы повторения и закрепления. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес. Первичной формой познавательного интереса является любопытство, затем появляется любознательность и увлеченность...

Характер урока должен носить частично-поисковые, эвристические методы с проблемным изложением материала, а также исследовательские методы, позволяющими учащимся самостоятельно решать новые для них познавательные задачи находить новые решения уже известных задач, доказательств теорем и т.д. Порожденные проблемной ситуацией противоречия с необходимостью порождают процесс мышления.

Домашнее задание может выполнять различные функции: закрепление полученных на уроке знаний и навыков, обобщения, систематизации либо применения на уроке знаний и умений на практике, обеспечения исходного уровня последующего урока, а также для самостоятельной проработки нового материала, устранения пробелов в знаниях, подготовки к экзаменам или к работе над новым материалом и т.д. При подготовке материалов для домашнего задания предусматривается разноуровневая подготовка обучающихся (дифференцированный, индивидуальный подход).

Контроль и оценка знаний должна производиться на каждом уроке. Отечественный и зарубежный опыт применения дистанционного обучения свидетельствует об эффективности жесткой отчетности за каждый изученный учебный элемент.

Рефлексия, предусматривающая общий анализ урока, его позитивные и негативные стороны, возникшие проблемы и способы их преодоления. Устная или письменная рецензия на выполненную работу.

Использование сетевых образовательных ресурсов в повседневной практике учителя дает возможность разнообразить используемые учебные материалы, организовать учебную деятельность учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, что в значительной степени приводит к повышению эффективности образовательного процесса в целом. Принципы гибкости, модульности и интерактивности, положенные в основу построения дистанционного урока, дают возможность организации учебного процесса на основе индивидуальной образовательной траектории, реализовывать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, тем самым, создавая адаптивную систему обучения.

Список литературы

1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 No 3266-1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/

2. Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. No 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_05/m137.html

3. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную: Письмо Министерства образования РФ от 21 мая 2004 г. No 14-51-140/13 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_ DocumID_91309.html

4. Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.

5. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения МООDLE. – Харьков, Харьковская городская академия городского хозяйства.

7. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. – М.: Академия, 2004

8. Российская ассоциация пользователей Moodle [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.infoco.ru/course/

9. Дистанционный курс. Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

10. Сайт центра дистанционного обучения Эйдос [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru /

11. Библиотека материалов по ДО и Moodle [Электронный ресурс]. Режим доступа:

Рано или поздно «добропорядочные домохозяйки» бросают вызов устоям и берутся за мужские профессии. И если в России в начале XX века эмансипированными особами (как и всем остальным) занималась партия, то в Америке дамы были предоставлены сами себе. До тех пор, пока с началом Второй мировой войны, когда мужская часть населения отправилась за океан воевать, не возникла необходимость доверять им традиционно мужскую работу в транспортных компаниях. Тогда-то (в 1943 году, если быть точными) и была написана инструкция для мужчин-руководителей.

Итак, что делать, если вам «повезло» и среди ваших подчиненных оказались женщины?

    Старайтесь нанимать молодых замужних женщин. Обычно они обладают большим чувством ответственности, чем незамужние, и менее склонны к флирту. Они нанимаются на работу, потому что она им необходима. Они достаточно энергичны и заинтересованы в интенсивной и эффективной работе.

    Если приходится иметь дело с пожилыми женщинами, старайтесь выбирать тех, у кого есть опыт работы вне дома. Пожилые женщины, никогда не занимавшиеся общественным трудом, плохо адаптируются и склонны к сварливости. Никогда не помешает лишний раз напомнить пожилым женщинам о важности дружелюбия и вежливости.

    Опыт показывает, что упитанные девушки более добродушны и эффективны, чем худые.

    Наймите врача по женским болезням для осмотра будущих работниц. Это не только защитит вас от судебных исков в будущем, но также позволит выявить кандидаток с женскими проблемами, как физическими, так и психологическими, которые могут помешать выполнению должностных обязанностей.

    С самого начала разъясните сотрудницам важность фактора времени. Каждая потерянная минута может привести к серьезным проблемам в эффективности. Пока этот момент не будет хорошо усвоен, темп выполнения работы будет оставлять желать лучшего.

    Выдайте каждой новой сотруднице конкретный план работы на день с тем, чтобы избежать постоянных обращений к менеджменту за инструкциями. Многие организации заметили, что женщины прекрасно выполняют четко сформулированные задания, но им не хватает инициативы для самостоятельной постановки задач.

    По мере возможности позволяйте работницам менять занятия я в течение дня. Монотонная работа нервирует женщин.

    Предусмотрите достаточное количество перерывов в течение дня. Следует учитывать женскую психологию: девушки чувствуют себя намного увереннее и лучше работают, если у них есть возможность несколько раз в день причесаться и подкрасить губы.

    Инструктировать и критиковать работниц следует с большим тактом. Женщины чувствительны: они не могут, в отличие от мужчин, спокойно переносить грубость и резкость. Никогда не насмехайтесь над женщинами - это расстраивает их и приводит к снижению эффективности работы.

    Не увлекайтесь использованием неформальной лексики в женских коллективах. Даже если дома женщина постоянно слышит ругань мужа или отца, при выборе работы она предпочтет ту компанию, где подобного не наблюдается.

    Подготовьте спецодежду максимально большого количества размеров, чтобы каждая девушка могла подобрать себе подходящий. Важность этого момента для хорошего настроения женщины нельзя недооценивать.

Спорные моменты

Сегодня с некоторыми пунктами этой инструкции можно поспорить. Вот что о них думают Елена Рудавина , директор по персоналу издательства, и Кирилл Готовцев , генеральный директор рекламного агентства. Оба не понаслышке знают, что такое женский коллектив. Но у каждого на это явление свой взгляд.

...Замужние женщины обладают большим чувством ответственности, чем незамужние, и менее склонны к флирту…

Кирилл Готовцев: Вполне актуальная рекомендация на период войны. В текущем положении вещей у вас большие шансы получить выход в декрет в любую минуту. Женщина с ребенком, конечно, тоже не сахар, однако ее проблемы хотя бы предсказуемы.

Елена Рудавина: Большая ответственность замужних женщин - это скорее результат их осторожности. Осторожности, связанной с тем, что она ответственна не только за себя и свою жизнь. За ее плечами семья. Это рамки. Женщина знает, что любые ее неосторожные движения, влекущие неприятности на работе, могут косвенно отразиться на семье. Вот и осторожничает. Незамужние легче рискуют, понимая, что последствия лягут только на саму женщину. В связи с этим я бы сказала, что замужней женщине свойственна большая обстоятельность и продуманность, меньшая склонность к риску, как следствие - повышенная ответственность за свои действия и поступки.

К флирту склонно подавляющее большинство женщин, совершенно независимо от семейного статуса. Незамужние флиртуют более откровенно, им особо нечего скрывать. Замужние - завуалировано. Для женщины флирт - как питательный бульон, без которого она скучнеет, мрачнеет и может в конечном итоге потерять интерес к работе.

…Одна из важных проблем женского коллектива - время. О важности временного фактора постоянно приходится напоминать…

Кирилл Готовцев: Не помогает, как и любая другая логическая конструкция. Чувственная мотивация для девушек куда важнее логической.

Елена Рудавина: Вовсе нет. Важность временного фактора для женщины намного выше, чем для мужчины. Ибо она стремится упаковать в один промежуток времени гораздо больше элементов, связанных как с работой, так и с прочей своей жизнью. Мужчина все рабочее время затачивает под дело. Женщина параллелит мысли, задачки, стараясь успеть и дело сделать, и свои многочисленные проблемки решить. С мужской стороны это видится как непонимание важности времени.

…Женщины прекрасно выполняют четко сформулированные задания, но им не хватает инициативы для самостоятельной постановки задач…

Кирилл Готовцев: Это правда, однако на практике проще их всех убить, чем объяснить. Если вы с самого начала не будете их учить справляться с задачами самостоятельно - все Очень Грустно Кончится.

Елена Рудавина: Все очень относительно. Инициативы у женщин - хоть отбавляй. Но, опять же, в силу разных причин женщина лишний раз свою инициативу молча проглотит, предпочтя четкую инструкцию. Это может быть связано с осторожностью или нежеланием рисковать (например, замужние дамы). Либо со сложившейся в коллективе молчаливой традицией восприятия женской инициативы как малозначимой.

Например, если женский коллектив возрастной и преобладают замужние дамы, то инициативу там сыскать сложно. Частенько женская инициатива - продукт желания флиртовать. То есть если в коллективе атмосфера благосклонна к флирту, то женская инициатива будет фонтанировать.

…Монотонная работа нервирует женщин…

Елена Рудавина: Совсем уж странное заявление! Львиную долю монотонной работы делают именно женщины. Хороший пример - бухгалтерия. Много ли мужчин, у которых хватит терпежа изо дня в день вести одни и те же счета в бухучете, корпя над циферками?

Раздражение от монотонной работы имеет не столько гендерную окраску, сколько личностную. Есть люди, которых монотонность нервирует, есть люди, для которых монотонность - символ стабильности и благополучия в делах. И те, и другие в равной степени присутствуют как среди женщин, так и среди мужчин.

Еще примеры из уже близкой мне области: корректор - примерно на 95% женская профессия. Апофеоз монотонности и сосредоточенности. Редактор - менее монотонна, но также включает изрядную долю кропотливых повторяемых элементов. Подавляющее большинство редакторов (особенно литературных) - женщины.

Кирилл Готовцев: Женщины - они разные. Вообще любое управление женщинами надо начинать именно с этой фразы: «В отличие от мужчин все женщины Совершенно Разные».

…Женщины чувствительны: они не могут в отличие от мужчин спокойно переносить грубость и резкость…

Елена Рудавина: Дело не в спокойствии. А именно в чувствительности. Женщина на грубость может отреагировать спокойно, но это будет скорее внешнее проявление - результат выдержки. Женщина не в силах оставить без внимания грубость и резкость, она не в состоянии их не замечать. Лучший способ дестабилизировать женский коллектив - залить его потоком грубости.

Кирилл Готовцев: Один программист, нанявшись к нам на работу, на следующий день написал в своем ЖЖ: «Тут столько красивых девушек! Но они очень громко ругаются матом, и я не знаю, что мне делать».

…Очень важно, чтобы женщины могли позволить себе хорошо выглядеть (имели возможность выбрать спецовку по фигуре и подкрасить губы в течение дня)…

Елена Рудавина: Безусловно! Это аксиома. Все попытки удавить стремление женщин к заботе о своем внешнем виде и лишение их таковой возможности, в лучшем случае обречены на провал. В худшем - породят кучу проблем и неизбежно снизят дееспособность женского трудового коллектива.

Кирилл Готовцев: На практике достаточно не нервничать, если они отлучаются с рабочего места на пару минут постоянно. При правильной организации это практически не влияет на производительность. В идеале надо еще нанять педикюршу. С маникюром девочки справляются всегда, а вот педикюр на территории работы резко повышает приход работниц вовремя.

Мнение эксперта

Анзор Канкулов , главный редактор журнала, не просто руководит женским коллективом - он работает для женщин. Мужчина-главред женского журнала делится своими наблюдениями:

«Нервы, истерики, чрезмерно бурная реакция - это нормально. Это то, что всегда нужно иметь в виду и брать в расчет. Приходится быть терпеливым: девушки эмоциональны. У них, помимо прочего, есть такая особенность. Не знаю, свойство ли это всех девушек или только представительниц нашей профессии - они разговаривают одновременно, прекрасно понимая друг друга. Представьте: шесть или семь человек говорят одновременно; они все понимают, а я - ничего.

Иногда нужно оставлять как можно меньше места для размышлений, действуя в командном режиме и прилагая осознанные усилия по поддержанию некоего общего настроения, которое не пропустит в коллектив всяческих нервных вирусов. Если мужчины расслабляются на корпоративах, то девушкам для ощущения спокойствия нужны ритуалы. Например, если мы выпускаем номер больше, чем в прошлый раз, мы отмечаем это бутылкой шампанское. Если у кого-то день рождения - его нельзя пропустить. Не потому, что это невежливо, а потому, что нужно соблюдать ритуалы.

Насмехаться? Конечно же, унижать чувство собственного достоинства человека нельзя ни в коем случае. Но сказать «Мы знаем, что ты лучше всех, а вот здесь у тебя - не совсем лучше всех» можно. Можно сыграть на тщеславии.

Кстати, насчет ненормативной лексики тоже абсолютно согласен. Конечно, все люди разные, но все же… Лучше по мере сил делать комплименты! Это точно только на пользу.

Что касается найма замужних… Наверное, мои слова прозвучат несколько некорректно по отношению к законодательству и этическим нормам общества, но, думаю, как отец двоих детей могу позволит себе сказать, что девушка, которая только что вышла замуж - и, тем более, недавно родившая - не полноценный работник. На это приходится делать скидку.

А что касается «упитанных мягких» девушек - независимо от комплекции я предпочитаю брать на работу стервозных. Это вносит в работу момент соревновательности и состязательности. Кстати, девушки любят дружить против кого-то. Хорошо, если такой «объект для насмешек» у них есть - и желательно, конечно, чтобы он был за пределами коллектива».

Времена меняются

Резюмируя: женщины, независимо от возраста, комплекции и семейного положения, прекрасно справляются с любыми заданиями - даже с кропотливой монотонной работой (особенно с кропотливой монотонной работой!), могут в случае необходимости проявить инициативу и не лезут за словом в карман.

Но, как и шестьдесят с лишним лет назад, они любят хорошо выглядеть и не прочь пофлиртовать - в свободное от работы время.

Следите за поведением своего босса, иначе под угрозой может оказаться чья-нибудь карьера.

Начальник все чаще говорит вам комплименты? Пишет СМС на выходных? Смеется всем вашим шуткам, даже самым неудачным? Если да, то, возможно, он к вам неравнодушен.

Иногда непонятно, человек действительно вами увлечен или просто старается быть дружелюбным, так что в подобной щепетильной ситуации лучше вести себя осторожно. В противном случае вы рискуете попасть в неловкое положение, а в худшем случае - под угрозой окажется чья-нибудь карьера. Итак, вот 17 признаков влюбленного начальника.

1. Внутренний голос нашептывает

Обычно люди склонны отмахиваться от подозрений в отношении руководства, но иногда ощущениям стоит довериться.

Интуиция - это не чепуха. Это голос нашего подсознания. Это бессознательный анализ множества факторов, результатом которого становятся эмоции или физические ощущения - в данном случае дискомфорт и раздражение. И, если вы недовольны или рассержены этой ситуацией, вы правы.

2. Флирт

Прежде чем делать какие-либо выводы, внимательно посмотрите, как босс общается с другими коллегами. Возможно, он так со всеми себя ведет - ему просто приятно нравиться окружающим. И, даже если ваш начальник время от времени с вами заигрывает, если он так же общается и с другими коллегами, возможно, это безвредный флирт.

Также стоит проанализировать собственные действия. Может быть, он заигрывает с вами, потому что вы кокетничаете с ним? Пытаясь понять, какие намерения стоят за чужими действиями, стоит быть очень осторожным.

Но, если станет понятно, что флиртует он только с вами, и что подобное происходит не в ответ на ваше поведение, это серьезный признак.

3. Встречи наедине или по вечерам

Если вас время от времени просят остаться после окончания рабочего дня чтобы что-то доделать, и к этому есть понятный повод в виде совместного проекта, это может быть вполне безобидно.

Но, если вам кажется, что вас выделяют, и что встречи назначаются на вечер регулярно (или количество встреч очевидно избыточно), возможно, ваш начальник пытается выйти за профессиональные рамки.

Стоит иметь в виду, что, если вы, наперекор собственному дискомфорту, будете идти навстречу, ситуация станет только хуже.

4. Звонки или СМС без конкретного повода

Большинство руководителей завалены работой, поэтому, если человек находит время, чтобы позвонить вам и поболтать, то, похоже, вы занимаете его мысли несколько больше, чем полагается.

5. Игривый или чувственный язык тела

Обратите внимание на язык тела и взгляд. Если он часто на вас поглядывает или пытается удерживать зрительный контакт дольше, чем необходимо, это может быть одним из признаков.

6. Поблажки

Возможно, конечно, это просто знак уважения и доверия, но если вы начинаете чувствовать себя любимчиком, - например, вам предлагаются возможности, которых вы, если говорить честно, не заслужили, - возможно, вы ему нравитесь.

7. Доверие

Бывает ли, что начальник делится с вами рабочими или частными сведениями, в которые не посвящает больше никого в компании?

Не исключено, что вам просто доверяют как человеку и специалисту. Но вполне возможно, что это просто способ углубить отношения.

8. Преувеличенные обещания

Если начальник проявляет к вам романтический интерес, то он может обещать вам некую преувеличенную роль в компании.

Если руководитель готов подбодрить и поддержать каждого, это одно дело. Но, если перспективы начинают казаться подозрительно радужными, стоит обратить внимание на остальные признаки и разобраться в мотивации начальства.

9. Времяпровождение вне работы

Может быть, за приглашением на кофе после работы ничего и не стоит, но в сочетании с прочими признаками это - тревожный сигнал.

10. Внезапная смена образа

11. Ваше мнение ценят выше других

12. Комплименты, не относящиеся к работе

Если вы все время получаете комплименты, да еще если они не относятся к работе или переходят границы, очевидно, здесь что-то есть.

Особенно говорящими могут быть комплименты вашей внешности, умению одеваться или прекрасным личным качествам. Если он говорит что-то вроде: «Вот ведь повезет твоему избраннику», это вряд ли чисто рабочие отношения.

Если такого типа комментарии для вас дискомфортны, лучше сразу поговорить с отделом кадров.

13. Подарки

Они могут быть одной из форм флирта.

Юмор на рабочем месте необходим, но есть некоторые границы, и, возможно, начальник шутит в основном с вами - это должно настораживать.

Такой начальник-задира, который дразнит вас и делает нежелательные авансы - это серьезный вопрос, и, возможно, стоит немедленно предпринять решительные шаги, чтобы пресечь подобное поведение.

17. Румянец в вашем присутствии

Его лицо меняется в момент, когда вы входите в комнату? Он заливается румянцем или на его лбу выступает пот? Возможно, это признак физического влечения.