Модернизированное изделие гост. Смотреть страницы где упоминается термин модернизация продукта

Сотрудники нашего центра осуществляют создание опытного образца изделия. Опытный образец изделия – единица не производившейся ранее продукции, изготавливаемая в соответствии с вновь разработанной документацией с целью исследования ее работоспособности, технологичности и иных показателей, для последующего принятия решения о доработке изделия (при необходимости) и запуске его в производство.

Назначение опытного образца

Данная операция является необходимым этапом создания нового изделия и выполняется для осуществления следующих задач

Выявление работоспособности агрегата или узла. Не все нюансы можно предусмотреть при проектировании или трехмерном моделировании. Только создание модели в материале позволяет увидеть как геометрическую совместимость деталей, так и возможность их совместной работы.

Доработка изделия для его изготовления в конкретных производственных условиях. Кроме гипотетической возможности существования деталей задуманной конфигурации, необходимо обеспечить технологичность их создания, а также сборки узла или агрегата.

Доработка конструкторской документации в связи с внесением необходимых изменений в изделие, а также с обеспечением его создания на конкретной производственной базе. Наиболее быстро и качественно этот процесс могут осуществить инженеры, которые изготавливают опытный образец в соответствии со своими разработками.

Основные этапы создания нового изделия

Составление технического задания.
Конструкторское, технологическое, экономическое и прочие исследования объекта проектирования и выработка общей концепции.
Разработка эскизного проекта.
При необходимости – трехмерное моделирование.
Выполнение рабочей документации.
Изготовление образца изделия с последующей его доработкой и корректировкой документации.
Создание и испытание опытной партии (при необходимости).
Дополнительные мероприятия (при необходимости).
Запуск изделия в серийное производство.

Правильная квалификация различных видов работ по восстановлению основных средств: текущего и капитального ремонта, с одной стороны, и реконструкции, модернизации, дооборудования, с другой, является необходимым условием качественного финансового планирования в учреждении. В конечном итоге от этого зависит принятие и исполнение бюджетных обязательств, отражение операций в бюджетном учете и отчетности, исчисление налогов.

Не секрет, что в случаях проведения всех видов ремонта затраты списываются на текущие расходы учреждения, а при осуществлении реконструкции, модернизации и дооборудования - относятся на увеличение первоначальной стоимости объектов основных средств. Вместе с тем, разграничить данные понятия на практике зачастую бывает очень сложно. Рассмотрим основные подходы к определению перечисленных видов работ.

Терминология

  • модернизация -
  • дооборудование -
  • устранение неисправностей;
  • отделочные работы.

Таблица 1
Функциональное назначение основного средства

Объект

Основные функции

Здание


Забор, ограда
Автомобильная дорога

Автомобиль


Компьютер
2. Хранить информацию.

Ремонт

Традиционно различаются разные уровни средний

Термин «реконструкция»

Термин «модернизация»

Термин «дооборудование»

Планирование работ

Определение цели

ЗАЯВКА НА РЕМОНТ, РЕКОНСТРУЦКИЮ, МОДЕРНИЗАЦИЮ, ДООБОРУДОВАНИЕ

Наименование объекта

Инвентарный номер

Причина

Планируемые мероприятия

Планируемый результат

333222333
Автомобиль ВАЗ-21114 555666555 Ремонт своими силами Восстановление работоспособности
Автоматизированное рабочее место (компьютер в комплекте) 555666777
Здание дома культуры 777888999 Протекает крыша Заменить мягкую кровлю
Здание дома культуры 777888999 Улучшение характеристик

и отделочных работ,

Таблица 2
Отражение в бюджетном учете работ по ремонту, реконструкции, модернизации, дооборудованию

№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись 1
дебет счета бюджетного учета
1 2 3 4

КРБ 0 401 01 225
КРБ 2 106 04 340

КРБ 0 302 08 730

КРБ 0 401 01 226
КРБ 2 106 04 340

КРБ 0 302 09 730

КРБ 0 105 00 340

КРБ 0 302 22 730

  • в части бюджетных средств;

КРБ 1 401 01 272

КРБ 2 401 01 272

КРБ 2 106 04 340

КРБ 0 105 00 440

КРБ 0 106 01 310

КРБ 0 302 19 730

КРБ 0 106 01 310

КРБ 0 302 09 730

КРБ 0 105 00 340

КРБ 0 302 22 730

КРБ 0 106 01 310

КРБ 0 105 00 440

КРБ 0 101 00 310

КРБ 0 106 01 410

Ремонт, реконструкция, модернизация, дооборудование - как правильно разграничить, спланировать и учесть расходы

Правильная квалификация различных видов работ по восстановлению основных средств: текущего и капитального ремонта, с одной стороны, и реконструкции, модернизации, дооборудования, с другой, является необходимым условием качественного финансового планирования в учреждении. В конечном итоге от этого зависит принятие и исполнение бюджетных обязательств, отражение операций в бюджетном учете и отчетности, исчисление налогов. Не секрет, что в случаях проведения всех видов ремонта затраты списываются на текущие расходы учреждения, а при осуществлении реконструкции, модернизации и дооборудования - относятся на увеличение первоначальной стоимости объектов основных средств. Вместе с тем, разграничить данные понятия на практике зачастую бывает очень сложно. Рассмотрим основные подходы к определению перечисленных видов работ.

Терминология

Многие нормативные правовые акты начинаются с определений понятий и терминов, применяемых в документе. Так, например, понятиям и терминам посвящены ст. 6 БК РФ, ст. 8 и 11 НК РФ, ст. 15 и 20 ТК РФ. В тех случаях, когда для ключевых терминов нет четкого и однозначного определения, применение норм законодательства на практике вызывает массу вопросов и спорных ситуаций.

Так и было до недавнего времени в отношении вопроса о разграничении бюджетным учреждением работ по ремонту, реконструкции, модернизации, дооборудованию. До 2009 г. ни Инструкция по бюджетному учету, ни законодательство о бухгалтерском учете в целом, ни законодательство о бюджетной классификации не содержали указанных понятий.

В 2009 г. Минфином России для бюджетных учреждений были разработаны Методические рекомендации по применению КОСГУ (системное письмо Минфина России от 21.07.2009 № 02-05-10/2931), которые содержали, в частности, четкие определения терминов «реконструкция», «модернизация», «дооборудование» с целью правильного отнесения расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ. В этом же письме были приведены отличительные характеристики ремонтных работ.

В системном письме о порядке применения КОСГУ в 2010 г. (письмо Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383) даны аналогичные определения операций, увеличивающих стоимость объекта основных средств:

  • реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Это определение полностью совпадает с тем, которое приведено в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ;
  • модернизация - совокупность работ по усовершенствованию объекта основных средств, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта, осуществляемая путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными;
  • дооборудование - дополнение основных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять единое целое с этим оборудованием, придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы, и раздельное их применение будет невозможно.
В то же время в указанном Письме определено, что понятие «ремонт» включает в том числе:
  • устранение неисправностей;
  • поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей на изначально предусмотренном уровне;
  • проведения некапитальной перепланировки помещений;
  • отделочные работы.
Функциональное назначение основного средства

Далее при рассмотрении принципов, позволяющих провести границу между разными видами работ, будет неоднократно использоваться понятие «функциональное назначение основного средства». Прежде чем квалифицировать вид работ, необходимо четко сформулировать, для чего предназначено основное средство, а потом определить, как изменится исполнение этих функций в результате проведения работ. На первый взгляд, кажется, что дать такое определение не представляет сложности (см. табл. 1).

Таблица 1
Функциональное назначение основного средства

Объект

Основные функции

Здание 1. Обеспечивать защиту от атмосферных явлений.
2. Обеспечивать сохранность имущества.
3. Обеспечивать условия для деятельности людей.
4. Обеспечивать условия для работы оборудования.
Забор, ограда 1. Обозначать границы участка.
2. Ограничивать доступ на участок.
Автомобильная дорога 1. Обеспечивать перемещение автомобилей.
2. Обеспечивать безопасность при перемещении автомобилей.
3. Обеспечивать комфорт при перемещении автомобилей.
Автомобиль 1. Обеспечивать перемещение людей и грузов.
2. Обеспечивать безопасность при перемещении людей и грузов.
3. Обеспечивать защиту людей и грузов от атмосферных явлений.
4. Обеспечивать сохранность находящегося в автомобиле имущества.
Компьютер 1. Обрабатывать информацию - преобразовывать информацию одного вида в другой.
2. Хранить информацию.
Сформулировав подобным образом назначение основного средства, далее становится проще анализировать различные ситуации. Например, в отношении зданий, какие условия необходимо создать для людей? - Освещение, воду, канализацию. Но относится ли к необходимым условиям для работы вид обоев или материал отделки потолка?

В следующих разделах будет показано, как определение функционального назначения основного средства становится ключом для разграничения разных видов работ.

Ремонт

Понятие «ремонт» включает не только устранение неисправностей, но и поддержание эксплуатационных показателей объекта. Иными словами, ремонтные работы направлены на восстановление полноценного исполнения объектом своих функций.

Даже если в результате ремонта произошло улучшение характеристик объекта, его стоимость не увеличивается. Особенно актуально это положение в отношении компьютерной техники, поколения которой меняются очень быстро.

Традиционно различаются разные уровни проведения ремонта: текущий, средний и капитальный. В то же время однозначное разграничение этих понятий в законодательстве отсутствует. Например, в Градостроительном кодексе РФ термин «капитальный ремонт» встречается неоднократно, однако его определение не приведено. Поскольку с точки зрения применения бюджетной классификации и порядка ведения бюджетного учета между текущим и капитальным ремонтом не существует различий, бухгалтеру нет необходимости заниматься разграничением таких расходов.

При этом нужно принимать во внимание тот факт, что в практике строительных организаций под капитальным ремонтом нередко подразумевается комплекс работ по улучшению объектов капитального строительства, что не соответствует терминологии, определенной бюджетным законодательством.

В качестве отдельного вида ремонта можно выделить отделочные работы. В системных письмах Минфина России определения этого термина нет, но его смысл можно понять из приведенного перечня работ. Под отделочными работами понимаются работы, не обусловленные восстановлением объекта, но и не приводящие к улучшению его основных характеристик, например, покраска в другой цвет.

В основном термин «отделочные работы» применяется к объектам капитального строительства, но по аналогии может быть отнесен и к автотранспорту (автомобиль тоже можно покрасить в другой цвет без цели восстановления) и к любому другому имуществу, когда работа касается только изменения внешнего вида объекта.

Разграничить отделочные работы и работы, приводящие к улучшению объекта основных средств, как раз и поможет определение функционального назначения основного средства. Если работы не влияют на качество исполнения основных функций и не добавляют новых функций, то такие работы можно отнести к отделочным.

Реконструкция, модернизация, дооборудование

Термин «реконструкция» применяется исключительно в отношении объектов капитального строительства. Следовательно, невозможно произвести реконструкцию автомобиля или персонального компьютера. Реконструироваться может только здание или сооружение. Реконструкция подразумевает изменение параметров объекта. К реконструкции также относится улучшение качества инженерно-технического обеспечения, однако содержание данных работ в нормативных документах не разъясняется.

Термин «модернизация» предполагает замену узлов, причем эти узлы должны быть исправны. Если заменяется неисправный узел, то такие работы являются не модернизацией, а ремонтом. Если же никакие узлы не заменяются, то такие работы являются дооборудованием.

Таким образом, для правильного применения термина «модернизация» следует четко понимать, что означает замена исправной части: часть должна быть исправной до замены, но не обязательно должна оставаться такой после демонтажа.

Термин «дооборудование» предполагает неотъемлемое улучшение объекта основных средств. Из этого следует, что добавляемые к объекту новые части должны быть, во-первых, трудноотделяемыми, во-вторых, придавать объекту новые свойства.

Планирование работ

Важной задачей на этапе планирования работ является постановка целей и определение объема работ.

Определение цели

Чтобы правильно определить, к какой категории работ, ремонту или реконструкции (модернизации, дооборудованию), относится операция, которую планирует произвести учреждение, в первую очередь, нужно определить цель.

Если первоначальная цель работ - восстановление работоспособности или технических характеристик, или внешние изменения, не влияющие на качество выполнения объектом своих функций, значит, производится ремонт.

Если цель работ - улучшение основных характеристик исправного объекта или добавление новых функций, значит, они могут быть отнесены к реконструкции, модернизации или дооборудованию. В этом случае далее надо определиться с выбором одного из трех видов операций. Если операция предполагает замену узлов или частей, то это модернизация (или реконструкция). Если операция предполагает добавление узлов и частей, то это дооборудование (или достройка).

Обоснование необходимости расходов на проведение работ

Для исключения при проведении контрольно-ревизионных мероприятий лишних вопросов о целесообразности проведения ремонтных и иных работ, а также для упорядочивания всех операций с имуществом, в том числе по восстановлению основных средств, учреждению рекомендуется установить на уровне учетной политики следующий порядок:

  • Назначить отдельным приказом (распоряжением), не включая в сам текст учетной политики, лиц, ответственных за эксплуатацию различных видов имущества, находящегося в оперативном управлении, пользовании, аренде и т.д. При этом такие лица не обязательно должны быть материально-ответственными. Например, материально-ответственным за компьютер может быть лицо, в чьем пользовании он находится, а ответственным за эксплуатацию всех компьютеров в учреждении - специально назначенный квалифицированный сотрудник.
  • Вменить в обязанность лицам, ответственным за эксплуатацию объектов имущества, осуществление контроля за их техническим состоянием, а также составление заявок на проведение ремонта, реконструкции, модернизации, дооборудования. Определить, что указанные работы не выполняются без соответствующей заявки, утвержденной руководителем.
  • Установить форму заявки. Образец заполнения табличной части заявки приведен ниже (шапка должна содержать реквизиты учреждения, дату и номер, подпись руководителя, а подвал - подпись лица, ответственного за эксплуатацию имущества).

Наименование объекта

Инвентарный номер

Причина

Планируемые мероприятия

Планируемый результат

Автоматизированное рабочее место (компьютер в комплекте) 333222333 Изображение на мониторе нечеткое, «плывет», регулировками не устраняется Диагностика и ремонт, при необходимости средствами сторонней организации Восстановление работоспособности
Автомобиль ВАЗ-21114 555666555 Стук в передней подвеске - разрушились сайлент-блоки Ремонт своими силами Восстановление работоспособности
Автоматизированное рабочее место (компьютер в комплекте) 555666777 Системные ресурсы - объем оперативной памяти - не достаточны для использования программы «ААА» Дооборудование дополнительной оперативной памятью Возможность использовать программу «ААА»
Здание дома культуры 777888999 Протекает крыша Заменить мягкую кровлю Восстановление эксплуатационных характеристик
Здание дома культуры 777888999 Стекающие с крыши дождевые и талые воды заливают крыльцо, ступени покрываются льдом и разрушаются, возможны травмы Достроить над крыльцом навес Улучшение характеристик

Лицо, ответственное за эксплуатацию имущества, должно составлять заявки вне зависимости, имеются ли средства для осуществления предложенных мероприятий. Введение в практику учреждения такого порядка планирования ремонтных и иных работ позволит решить не только проблемы обоснования расходов при контрольно-ревизионных мероприятиях, но и систематизирует всю деятельность учреждения по содержанию и обслуживанию имущества. Также при разработке учетной политики целесообразно принять решение в отношении заявок на замену расходных материалов (тонер, картриджи) и проведение регламентного технического обслуживания.

На этапе планирования работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию необходимо принимать во внимание требования ст. 34 БК РФ, устанавливающей принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. А органам местного самоуправления, получающим межбюджетные трансферты (за исключением субвенций), следует также учитывать требования ст. 136 БК РФ. Иными словами, необходимо быть готовыми обосновать целесообразность производимых улучшений объектов имущества и отделочных работ, а также то, что проводимые улучшения направлены именно на более качественное осуществление основной деятельности учреждения. Например, какую учреждение смогло бы указать причину при составлении заявки, на работы по установке в автомобиль автомагнитолы (если ее не было в заводской поставке)?

Особенности заключения договоров на выполнение работ

При планировании ремонтных и других работ, осуществлении кассовых расходов, а также при контрольно-ревизионных мероприятиях нередко возникают различные конфликтные ситуации. Многие из таких ситуаций можно избежать, если руководствоваться простым принципом: статья КОСГУ, на которую будут отнесены расходы по договору, определяется тем, что является результатом исполнения договора.

Этот принцип подразумевает, что статья КОСГУ определяется в зависимости от того, что изменилось в самом учреждении в результате выполнения договора. Этот принцип очень прост, но, к сожалению, в практике встречаются ситуации его глубокого непонимания. Типичными ошибками являются:

  • ошибка № 1 - определение статьи КОСГУ в зависимости от того, что произошло у исполнителя;
  • ошибка № 2 - определение статьи КОСГУ в зависимости от того, что произойдет в учреждении позднее.
Особенную сложность и для бухгалтера, и для работника планово-экономической службы, и для юриста учреждения, представляет выработка правильного порядка действий, когда в рамках одной и той же сделки выполняются операции и по восстановлению объекта основных средств и по его улучшению. В таком случае следует, четко и последовательно применяя вышеизложенные принципы, разделить по задачам и по суммам ремонтно-восстановительные работы и работы по улучшению в рамках одного договора или заключить несколько различных договоров.

Если необходимо выделить различные виды работ в рамках одного договора, то сделать это следует в разделе «Предмет договора», явно указав два (или более) вида работ, а также в разделе «Сумма договора», указав стоимости соответствующих видов работ. Следовательно, отчитываться за выполненные работы исполнитель будет разными документами: одним актом по ремонтным работам и другим - по работам по улучшению.

Такие же ситуации могут возникать при проведении крупномасштабных работ по реконструкции зданий или реставрации памятников. При анализе конкретных случаев некоторая часть из всего комплекса реконструкционных работ может быть квалифицирована как ремонтно-восстановительные работы, будет частично оплачиваться за счет подстатьи 225 КОСГУ и не приведет к увеличению стоимости здания на всю сумму произведенных работ по договору. А при реставрации памятника может также производится и существенное улучшение, требующее применения в некоторой части суммы договора статьи 310 КОСГУ и ведущее к увеличению стоимости памятника.

Отражение в бюджетном учете работ по ремонту, реконструкции, модернизации, дооборудованию

Таблица 2
Отражение в бюджетном учете работ по ремонту, реконструкции, модернизации, дооборудованию

№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись 3
дебет счета бюджетного учета кредит счета бюджетного учета
1 2 3 4
Принятие стоимости услуг (работ) подрядчика по ремонту или восстановлению работоспособности или отделочные работы (в том числе стоимость собственных материалов подрядчика).

КРБ 0 401 01 225
КРБ 2 106 04 340

КРБ 0 302 08 730

Принятие стоимости услуг (работ) по разработке проектной документации для проведения ремонтных работ.

КРБ 0 401 01 226
КРБ 2 106 04 340

КРБ 0 302 09 730

Приобретение в рамках отдельной сделки материалов для производства ремонтных работ.

КРБ 0 105 00 340

КРБ 0 302 22 730

Списание собственных материалов, израсходованных для проведения ремонтных работ.
  • в части бюджетных средств;
  • в части целевых внебюджетных средств;
  • в части средств от предпринимательской деятельности

КРБ 1 401 01 272

КРБ 2 401 01 272

КРБ 2 106 04 340

КРБ 0 105 00 440

Принятие стоимости услуг (работ) подрядчика по реконструкции, модернизации, дооборудованию (в том числе и стоимость собственных материалов подрядчика).

КРБ 0 106 01 310

КРБ 0 302 19 730

Принятие стоимости услуг (работ) по разработке проектной документации для проведения работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию.

КРБ 0 106 01 310

КРБ 0 302 09 730

Приобретение в рамках отдельной сделки материалов для выполнения работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию.

КРБ 0 105 00 340

КРБ 0 302 22 730

Списание собственных материалов, израсходованных для проведения работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию.

КРБ 0 106 01 310

КРБ 0 105 00 440

Увеличение стоимости основного средства в результате реконструкции, модернизации, дооборудования.

КРБ 0 101 00 310

КРБ 0 106 01 410

1 Заявка составляется отдельно на каждый объект основных средств. В таблице приведены примеры заполнения заявки для разных видов работ.

2 В разрядах 18, 22, 23 номера счета бюджетного учета указываются соответствующие коды вида деятельности и аналитического счета.

3 Заявка составляется отдельно на каждый объект основных средств. В таблице приведены примеры заполнения заявки для разных видов работ.

4 В разрядах 18, 22, 23 номера счета бюджетного учета указываются соответствующие коды вида деятельности и аналитического счета.

ГОСТ Р 15.201-2000

Группа Т52

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система разработки и постановки продукции на производство

ПРОДУКЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Порядок разработки и постановки продукции на производство

System of product development and launching into manufacture. Products of industrial and technical designation. Procedure of product development and launching into manufacture


Текст Сравнения ГОСТ Р 15.201-2000 с ГОСТ Р 15.301-2016 см. по ссылке .
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

ОКС 01.040.01
01.110
ОКСТУ 0015

Дата введения 2001-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России

ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 17 октября 2000 г. N 263-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2010 г.

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на народно-хозяйственную продукцию производственно-технического назначения (далее - продукция) и устанавливает порядок ее разработки и постановки на производство.

Стандарт устанавливает основные положения по разработке технического задания (ТЗ), конструкторской и технологической документации, приемке результатов разработки, подготовке и освоению производства, испытаниям опытных образцов продукции и продукции, изготовленной при освоении производства, а также по подтверждению их соответствия обязательным требованиям. Требования настоящего стандарта при необходимости допускается конкретизировать в других стандартах и методических документах разных сфер действия.

Стандарт не распространяется на суда гражданского назначения.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.124-85 Единая система конструкторской документации. Порядок применения покупных изделий

ГОСТ 15.311-90 Система разработки и постановки продукции на производство. Постановка на производство продукции по технической документации иностранных фирм

ГОСТ Р 15.000-94 Система разработки и постановки продукции на производство. Основные положения

ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения

ГОСТ Р ИСО 9001-96 * Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании
_________________
* Действует до 15 декабря 2003 г.
ГОСТ ISO 9001-2011

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 * Системы менеджмента качества. Требования
________________
* С 13 ноября 2009 г. действует ГОСТ Р ИСО 9001-2008 .
На территории Российской Федерации действует ГОСТ ISO 9001-2011 , здесь и далее по тексту

3 Определения

3.1 В настоящем стандарте использованы термины с соответствующими определениями по , а также приведенные ниже:

3.1.1 народно-хозяйственная продукция: Продукция, разрабатываемая и изготовляемая для удовлетворения потребностей народного хозяйства, населения и экспорта.

3.1.2 продукция производственно-технического назначения: Продукция, предназначенная для использования в качестве средств промышленного и сельскохозяйственного производства.

3.1.3 обязательные требования: Требования, устанавливаемые государственными стандартами и другими нормативными документами на основе законодательства Российской Федерации для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля и единства маркировки, а также иные обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации.

3.1.4 конкурсная основа: Принцип распределения заказов на разработку (производство) продукции, заключающийся в использовании состязательного отбора по результатам торгов (конкурсов).

3.1.5 модель организации работ: По ГОСТ Р 15.000 .

3.1.6 модуль организации работ: По ГОСТ Р 15.000 .

3.1.7 органы государственного надзора: Органы федеральной исполнительной власти, осуществляющие надзор за выполнением обязательных требований.

4 Общие положения

4.1 Настоящий стандарт рассматривает следующие стадии и виды работ жизненного цикла продукции, установленные ГОСТ Р 15.000 :

- стадию "Разработка", вид работ "Опытно-конструкторская работа (ОКР) по разработке продукции";

- часть стадии "Производство", вид работ "Постановка на производство".

4.2 Отдельные виды работ по разработке и постановке продукции на производство, характеризующиеся целевой направленностью, организационной законченностью, определенным последовательным порядком выполнения и планирования, наличием определенных исполнителей, объединяют в модули организации работ, отвечающие требованиям ГОСТ Р 15.000 по составу и содержанию.

4.3 В зависимости от наличия целевых программ развития продукции, наличия или отсутствия заказчика, характера взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности разработку и постановку продукции на производство осуществляют по следующим моделям организации работ:

1 - создание продукции по государственному и муниципальным заказам, а также другим заказам, финансируемым из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - по госзаказу);

2 - создание продукции по заказу конкретного потребителя (заинтересованных организаций, обществ, коммерческих структур);

3 - инициативные разработки продукции без конкретного заказчика при коммерческом риске разработчика и изготовителя.

Модель организации работ выбирают, исходя из возможности при их реализации обеспечивать необходимое качество продукции, выполнение обязательных требований и конкурентоспособность продукции.

4.4 Госзаказы размещают на конкурсной основе, с учетом данных о квалификации исполнителя, в соответствии с действующим порядком организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд.

4.5 При создании продукции по госзаказу и заказу конкретного потребителя заключают договор (контракт) на выполняемые работы, оформленный в установленном порядке, и разрабатывают ТЗ на выполняемые работы.

В договоре и (или) ТЗ при необходимости указывают нормативные документы, регламентирующие порядок выполнения работ, и документы, определяющие обязательные правила и требования к продукции.

При необходимости в договоре (контракте) указывают комплекс модулей организации работ, обеспечивающих выполнение и подтверждение обязательных требований, а также требований, установленных законами и нормативными документами органов государственного надзора.

4.6 На основе исходных требований заказчика (при его наличии) разработчик продукции проводит необходимые научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, обращая особое внимание на обеспечение следующих требований:

- безопасности, охраны здоровья и окружающей среды (в том числе их сохраняемости в процессе эксплуатации продукции);

- ресурсосбережения;

- установленных для условий использования продукции значений показателей, определяющих ее технический уровень;

- устойчивости к внешним воздействиям;

- взаимозаменяемости и совместимости составных частей и продукции в целом.

4.7 Решение о разработке продукции в инициативном порядке принимают с учетом условий рынка сбыта.

4.8 Разработка и постановка продукции на производство в общем случае предусматривает:

1) разработку ТЗ на опытно-конструкторскую работу (ОКР);

2) проведение ОКР, включающей:

- разработку технической документации [конструкторской (КД) и технологической (ТД)],

- изготовление опытных образцов,

- испытания опытных образцов,

- приемку результатов ОКР;

3) постановку на производство, включающую:

- подготовку производства,

- освоение производства:

изготовление установочной серии,

квалификационные испытания.

Этапы конкретной ОКР (составной части ОКР), а также порядок их приемки должны быть определены в ТЗ на ОКР (составную часть ОКР) и договоре (контракте) на ее выполнение.

4.9 На всех этапах ОКР (составной части ОКР) и при постановке продукции на производство исполнители обеспечивают выполнение обязательных требований.

Достигнутые показатели, соответствие их требованиям ТЗ на ОКР (составную часть ОКР) оценивают при приемке этапов и отражают в протоколах (актах) испытаний опытных образцов продукции и актах приемки этапов ОКР и ОКР в целом.

4.10 Взаимоотношения разработчика (изготовителя) с органами государственного надзора определяет действующее законодательство.

4.11 В органы государственного надзора в соответствии с их правилами представляют документы подтверждения соответствия обязательным требованиям.

Состав указанных документов устанавливает соответствующий орган государственного надзора.

4.12 Продукты интеллектуального труда, полученные в процессе создания и постановки продукции на производство и являющиеся объектами охраны интеллектуальной собственности, используют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5 Разработка технического задания на ОКР

5.1 Основанием для выполнения ОКР является ТЗ, утвержденное заказчиком, и договор (контракт) с ним. В качестве ТЗ может быть использован иной документ, содержащий необходимые и достаточные требования для разработки продукции и взаимопризнаваемый заказчиком и разработчиком.

Требования по анализу договора (контракта) приведены в 4.3 ГОСТ Р ИСО 9001 .

В случае инициативной разработки продукции основанием для выполнения ОКР является утвержденное руководством предприятия-разработчика ТЗ (или заменяющий его документ), базирующееся на результатах исследования рынка продукции, а также патентных исследований по ГОСТ Р 15.011 .

При разработке ТЗ разработчик учитывает информацию об аналогичной продукции, содержащуюся в базах данных (общероссийской и региональных), созданных в Госстандарте России на основе каталожных листов продукции.

5.2 В ТЗ рекомендуется указывать технико-экономические требования к продукции, определяющие ее потребительские свойства и эффективность применения, перечень документов, требующих совместное рассмотрение, порядок сдачи и приемки результатов разработки.

В ТЗ предусматривают реализацию всех обязательных требований, распространяющихся на данную продукцию.

В ТЗ указывают предусмотренную законодательством форму подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям.

В ТЗ рекомендуется предусматривать учет интересов всех возможных потребителей.

Конкретное содержание ТЗ определяют заказчик и разработчик, а при инициативной разработке - разработчик.

Не допускается включать в ТЗ требования, которые противоречат законам Российской Федерации и обязательным требованиям.

5.3 В ТЗ рекомендуется предусматривать следующие положения:

- прогноз развития требований на данную продукцию на предполагаемый период ее выпуска;

- рекомендуемые этапы модернизации продукции с учетом прогноза развития требований;

- соответствие требованиям стран предполагаемого экспорта с учетом прогноза развития этих требований;

- характеристики ремонтопригодности;

Возможность замены запасных частей без применения промышленной технологии;

- доступность и безопасность эффективного использования продукции инвалидами и гражданами пожилого возраста (для соответствующей продукции, предусмотренной законодательством Российской Федерации).

5.4 ТЗ разрабатывают и утверждают в порядке, установленном заказчиком и разработчиком.

К разработке ТЗ могут привлекаться другие заинтересованные организации (предприятия): изготовитель, торговая (посредническая) организация, страховая организация, организация-проектировщик, монтажная организация и др.

5.5 Для подтверждения отдельных требований к продукции, в том числе требований безопасности, охраны здоровья и окружающей среды, а также оценки технического уровня продукции, ТЗ может быть направлено разработчиком или заказчиком на экспертизу (заключение) в сторонние организации. Решение по полученным заключениям принимают разработчик и заказчик до утверждения ТЗ.

5.6 На любом этапе разработки продукции при согласии заказчика и разработчика в ТЗ или документ, его заменяющий, могут быть внесены изменения и дополнения, не нарушающие условия выполнения обязательных требований.

6 Разработка документации, изготовление и испытания опытных образцов продукции

6.1 Разработку конструкторской и технологической, а при необходимости программной документации на продукцию проводят по правилам, установленным соответственно стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Единой системы технологической документации (ЕСТД) и Единой системы программной документации (ЕСПД).

Общие требования по управлению проектированием - по 4.4 ГОСТ Р ИСО 9001 .

Правила разработки технической документации на материалы и вещества устанавливает разработчик с учетом действующих государственных стандартов, специфики продукции и организации ее производства.

6.2 В процессе разработки документации по выбору и проверке новых технических решений, обеспечивающих достижение основных потребительских свойств продукции, могут быть проведены лабораторные исследовательские, стендовые и другие испытания, а также доводочные испытания экспериментальных и опытных образцов продукции в условиях, имитирующих реальные условия эксплуатации (потребления), при этом учитывают патентно-правовые аспекты хозяйственного использования этих технических решений.

Для отдельных видов продукции или ее составных частей испытания опытных образцов могут быть проведены в условиях эксплуатации (в том числе на предприятиях - потребителях продукции).

Объем и содержание испытаний, необходимых для предотвращения постановки на производство неотработанной, не соответствующей ТЗ продукции, определяет разработчик с учетом новизны, сложности, особенностей производства и применения продукции, требований заказчика. При этом обязательно должны быть проведены испытания на соответствие всем обязательным требованиям.

Необходимость разработки, изготовления и испытания макетов (моделей), экспериментальных и опытных образцов продукции, их перечень и количество определяют в ТЗ и договоре (контракте) на ОКР (составную часть ОКР). Это не исключает возможности проведения таких работ разработчиком, если их необходимость выявится впоследствии, при этом в ТЗ и договор (контракт) при согласии заказчика вносят соответствующие изменения.

Требования к процедурам контроля и испытаний устанавливают в соответствии с 4.10-4.12 ГОСТ Р ИСО 9001 .

6.3 Для ремонтопригодной продукции в договоре (контракте) и ТЗ на ОКР целесообразно предусматривать разработку ремонтной документации, предназначенной для подготовки производства, ремонта и контроля продукции после ремонта.

6.4 Для подтверждения соответствия разработанной технической документации исходным требованиям и выбора лучшего решения (при наличии вариантов) изготавливают опытные образцы (опытные партии) продукции, если продукция предполагается к серийному изготовлению (при ожидаемой постоянной потребности). Для несерийного производства продукции так же изготавливают головные образцы.

При создании единичной продукции головные образцы продукции, как правило, подлежат реализации их заказчику (если иное не оговорено в контракте и ТЗ на ОКР).

6.5 Испытания опытных образцов продукции

6.5.1 Для оценки и контроля качества результатов, полученных на определенных этапах ОКР (составной части ОКР), опытные образцы (опытную партию) продукции (головные образцы* продукции) подвергают контрольным испытаниям по следующим категориям:

- предварительные испытания, проводимые с целью предварительной оценки соответствия опытного образца продукции требованиям ТЗ, а также для определения готовности опытного образца к приемочным испытаниям;

- приемочные испытания, проводимые с целью оценки всех определенных ТЗ характеристик продукции, проверки и подтверждения соответствия опытного образца продукции требованиям ТЗ в условиях, максимально приближенных к условиям реальной эксплуатации (применения, использования) продукции, а также для принятия решений о возможности промышленного производства и реализации продукции.

* Головными образцами продукции являются объекты разработки, выступающие одновременно в роли первых образцов несерийной и мелкосерийной продукции, реализуемой заказчику на особых условиях поставки.

6.5.2 Если к продукции предъявляются обязательные требования, подлежащие в дальнейшем обязательному подтверждению соответствия (сертификации), результаты приемочных испытаний продукции в части обязательных требований, проведенных в лабораториях (центрах), аккредитованных в установленном порядке, могут быть использованы для получения подтверждения соответствия по установленным правилам.

Место проведения испытаний опытных образцов продукции определяет разработчик совместно с изготовителем серийной продукции (в случае, если функции разработчика и изготовителя выполняют разные предприятия и нет определенных условий проведения испытаний, установленных органами государственного надзора).

6.5.3 При создании продукции по модели организации работ 1 (4.3) проводят государственные приемочные испытания, по моделям 2 и 3 - приемочные испытания с участием соответствующих органов государственного надзора и других заинтересованных организаций.

Для составных частей продукции, разрабатываемых по ТЗ головного исполнителя ОКР, самостоятельные приемочные испытания проводят с участием заинтересованных организаций. Конечной целью этих испытаний является оценка соответствия требованиям ТЗ, по которому их разрабатывают, и определение возможности установки составных частей в опытный образец продукции, предназначающийся для проведения его предварительных испытаний.

6.5.4 Головные образцы несерийной продукции подвергают приемочным испытаниям с целью решения вопроса о допустимости их использования по назначению, а для повторяющейся несерийной продукции - и для решения вопроса о целесообразности постановки продукции на несерийное производство.

6.5.5 Головные образцы продукции испытывают по правилам настоящего стандарта с учетом особенностей, установленных для нее в соответствующих нормативных документах.

6.5.6 Предварительные испытания продукции организует исполнитель ОКР.

Государственные приемочные испытания продукции (модель 1 по 4.3) организует государственный заказчик, если иное не оговорено договором (контрактом).

Приемочные испытания продукции по моделям организации работ 2 и 3 по 4.3 с участием заинтересованных органов и организаций, указанных в 6.5.3, организует разработчик.

Приемочные испытания опытных образцов составных частей продукции (разрабатываемых по ТЗ головного исполнителя ОКР) с участием заинтересованных организаций организует головной разработчик по созданию продукции. В других случаях испытания опытных образцов составных частей продукции организует их разработчик.

В случае выполнения ОКР при инициативной разработке (без конкретного заказчика) приемочные испытания организует разработчик.

Ответственность за проведение испытаний несет их организатор.

6.5.7 Предварительные и приемочные испытания проводят по соответствующим программам и методикам испытаний (далее - программам испытаний), разрабатываемым и утверждаемым стороной, несущей ответственность за проведение этих испытаний.

Программы испытаний разрабатывают на основе требований ТЗ, конструкторской документации с использованием при необходимости типовых программ, типовых (стандартизованных) методик испытаний и других нормативных документов в части организации и проведения испытаний.

В программу испытаний включают:

объект испытаний,

цель испытаний,

объем испытаний,

условия и порядок проведения испытаний,

материально-техническое обеспечение испытаний,

метрологическое обеспечение испытаний,

отчетность по испытаниям.

В программы испытаний включают перечни конкретных проверок (решаемых задач, оценок), которые следует проводить при испытаниях для подтверждения выполнения требований ТЗ со ссылками на соответствующие методики испытаний. Программа и методика приемочных испытаний опытных образцов продукции должны, кроме того, содержать проверку качества рабочей конструкторской и эксплуатационной документации (включая проект технических условий для промышленного производства продукции) для принятия решения о пригодности документации в промышленном производстве.

В методику испытаний включают:

оцениваемые характеристики (свойства, показатели) продукции;

условия и порядок проведения испытаний;

способы обработки, анализа и оценки результатов испытаний;

используемые средства испытаний, контроля и измерений;

отчетность.

Методики испытаний, применяемые для определения соответствия продукции обязательным требованиям, если они не являются типовыми стандартизованными методиками, должны быть аттестованы в установленном порядке и согласованы с соответствующими органами государственного надзора.

6.5.8 Испытания проводят после проверки готовности мест проведения испытаний (лабораторий, испытательных центров и т.п.) к обеспечению технических требований, требований безопасности и после назначения ответственных специалистов по всем работам при подготовке и проведении испытаний, оценке характеристик продукции с установленной точностью измерений, а также регистрации их результатов.

6.5.9 Для проведения приемочных испытаний, как правило, назначается комиссия, которая контролирует полноту, достоверность и объективность результатов испытаний, а также полноту информации, соблюдение сроков испытаний и документальное оформление их результатов. При согласии заинтересованных организаций допускается проводить испытания без назначения комиссии, но с возложением ее функций и обязанностей на соответствующие службы организации, проводящей испытания, что должно быть отражено в ТЗ и (или) договоре (контракте) на выполнение ОКР.

6.5.10 К началу проведения испытаний должны быть завершены мероприятия по их подготовке, предусматривающие:

- наличие, годность и готовность на месте проведения испытаний средств материально-технического и метрологического обеспечения, гарантирующих создание условий и режимов испытаний, соответствующих указанным в программе испытаний;

- обучение и при необходимости аттестацию персонала, допускаемого к испытаниям;

- назначение комиссии либо соответствующих организаций (предприятий) и их служб (если комиссия не назначается);

- своевременное представление к месту испытаний опытного образца продукции с комплектом конструкторской, нормативной, справочной и другой документации, предусмотренной программой испытаний.

6.5.11 В процессе испытаний ход и результаты испытаний документально фиксируют по форме и в сроки, предусмотренные в программе испытаний.

В обоснованных случаях испытания могут быть прерваны или прекращены, что документально оформляют.

6.5.12 Заданные и фактические данные, полученные при испытаниях, отражают в протоколе (протоколах).

6.5.13 В протоколах испытаний тексты, касающиеся проверок обязательных требований, следует оформлять в соответствии с требованиями правил оценки соответствия.

6.5.14 Испытания считают законченными, если их результаты оформлены актом, подтверждающим выполнение программы испытаний и содержащим оценку результатов испытаний с конкретными точными формулировками, отражающими соответствие испытуемого опытного образца продукции требованиям ТЗ.

По окончании приемочных испытаний опытные образцы или образцы опытной партии считаются выполнившими свои функции. Их дальнейшее использование (в качестве единиц несерийной продукции), утилизация или уничтожение определяются особым решением, отвечающим действующему законодательству.

6.5.15 Органы государственного надзора определяют при приемочных испытаниях степень соответствия продукции обязательным требованиям и выдают по результатам испытаний окончательное заключение, что отражается в акте или в отдельном документально оформленном заключении.

7 Приемка результатов разработки продукции

7.1 Результаты разработки продукции оценивает приемочная комиссия, в состав которой входят представители заказчика, разработчика и изготовителя. В работе комиссии могут участвовать эксперты сторонних организаций, а по продукции, на которую установлены обязательные требования, - органы государственного надзора (или представлено заключение этих органов).

При наличии заказчика назначают председателем комиссии его представителя. Состав комиссии формирует и утверждает заказчик или, при согласии заказчика, разработчик.

7.2 Приемочная комиссия проводит приемочные испытания опытных образцов (опытных партий) продукции в соответствии с 6.5.

По требованию заказчика или в соответствии с правилами оценки соответствия обязательным требованиям проведение испытаний может быть поручено специализированной испытательной организации (испытательному центру) или изготовителю, если это оговорено в ТЗ на выполнение ОКР (договоре, контракте).

В проведении приемочных испытаний, независимо от места их проведения, вправе принять участие изготовитель и органы государственного надзора, которые должны быть информированы о предстоящих испытаниях за один месяц до их начала.

Все органы государственного надзора, определенные действующим законодательством для данной продукции, либо участвуют в приемочных испытаниях, либо дают заключения по результатам испытаний.

При отсутствии представителя органа государственного надзора или его заключения считают, что орган государственного надзора согласен на приемку разработки или не заинтересован в ней.

7.3 Разработчик представляет приемочной комиссии ТЗ на выполнение ОКР, проект технических условий (ТУ) или стандарта технических условий (если их разработка предусмотрена), конструкторские и (или) технологические документы, требующие совместное рассмотрение, отчет о патентных исследованиях, другие технические документы и материалы, требуемые по законодательству, подтверждающие соответствие разработанной продукции ТЗ и договору (контракту) и удостоверяющие ее технический уровень и конкурентоспособность. Приемочной комиссии, как правило, представляют также опытные образцы продукции, а если их изготовление не было предусмотрено - головной образец или единичную продукцию, созданную в рамках выполнения ОКР.

7.4 По результатам проведения приемочных испытаний и рассмотрения представленных материалов комиссия составляет акт, в котором указывает:

1) соответствие образцов разработанной (изготовленной) продукции заданным в ТЗ требованиям, допустимость ее производства (сдачи потребителю);

2) результаты оценки технического уровня и конкурентоспособности продукции, в том числе в патентно-правовом аспекте;

3) результаты оценки разработанной технической документации (включая проект ТУ);

6) замечания и предложения по доработке продукции и документации (при необходимости);

7) другие рекомендации, замечания и предложения приемочной комиссии.

Акт приемочной комиссии утверждает заказчик.

Утверждение акта приемочной комиссии означает окончание разработки, прекращение действия ТЗ (если оно не распространяется на дальнейшие работы), согласование представленных ТУ, технической документации.

7.5 В акте приемочной комиссии при согласии соответствующих органов государственного надзора могут быть отражены требования 4.9, 4.10, 5.2, 6.5.15, 7.2, 8.3.

8 Подготовка и освоение производства (постановка на производство) продукции

8.1 Подготовку и освоение производства, которые представляют собой этапы постановки продукции на производство, осуществляют с целью обеспечения готовности производства к изготовлению и выпуску (поставке) вновь разработанной (модернизированной) либо выпускавшейся ранее другим предприятием продукции в заданном объеме, соответствующей требованиям конструкторской документации.

8.2 Основанием для постановки на производство является заключенный с заказчиком договор (контракт) по закупке у поставщика (изготовителя) продукции, изготовляемой в течение установленного срока.

При отсутствии конкретного заказчика основанием служит решение руководства поставщика под собственный коммерческий риск.

8.3 К моменту постановки продукции на производство результаты приемочных испытаний должны быть признаны органами государственного надзора (6.5.15, 7.2).

8.4 Изготовитель принимает от разработчика продукции:

комплект КД и ТД литеры O или более высокой;

специальные средства контроля и испытаний;

опытный образец продукции (при необходимости) в соответствии с условиями использования научно-технической продукции, оговоренными в договоре (контракте) на ОКР;

документы о согласовании применения комплектующих изделий в соответствии с ГОСТ 2.124 ;

заключения по проведенным экспертизам (в том числе метрологической, экологической и др.);

копию акта приемочных испытаний;

документы, подтверждающие соответствие разработанной продукции обязательным требованиям.

8.5 На этапе подготовки производства изготовитель должен выполнить работы, обеспечивающие технологическую готовность предприятия к изготовлению продукции в оговоренные контрактом (договором) сроки в заданных объемах, в соответствии с требованиями КД и законодательства Российской Федерации, а также следующие основные работы:

- разработку ТД (или корректировку полученной ТД) на изготовление продукции для поставки, контроля и испытаний;

- отработку конструкции на технологичность с учетом стандартов ЕСТД;

- заключение договоров (контрактов) с поставщиками комплектующих изделий и материалов и лицензионных соглашений с правообладателями на использование объектов промышленной и интеллектуальной собственности;

- подготовку и представление в территориальные органы Госстандарта России каталожного листа продукции в установленном порядке ;

- другие работы.

Подготовку производства считают законченной, когда изготовителем продукции получена вся необходимая документация, разработана (отработана) ТД на изготовление продукции, опробованы и отлажены средства технологического оснащения и технологические процессы, подготовлен персонал, занятый при изготовлении, испытаниях и контроле продукции, и установлена готовность к освоению производства продукции.

8.6 На этапе освоения производства выполняют:

- изготовление установленного договором (контрактом) либо иным документом количества единиц продукции установочной серии (первой промышленной партии) в соответствии с требованиями КД (литеры O или более высокой), доработку разработанного технологического процесса для производства продукции по ТД (литеры О или более высокой);

- квалификационные испытания;

- дальнейшую отработку (при необходимости) конструкции на технологичность;

- утверждение КД и ТД с присвоением литеры А.

8.7 В период постановки на производство продукции изготовитель (поставщик) проводит все необходимые работы для последующей обязательной по законодательству сертификации продукции.

8.8 Постановку на производство продукции по технической документации иностранных фирм осуществляют по ГОСТ 15.311 с учетом требований настоящего стандарта.

8.9 С целью демонстрации готовности предприятия к выпуску продукции, отвечающей требованиям КД, проверки разработанного технологического процесса, обеспечивающего стабильность характеристик продукции, а также для оценки готовности предприятия к выпуску продукции в количестве, определяемом договором (контрактом), проводят квалификационные испытания.

8.10 Квалификационные испытания проводят по программе, разработанной изготовителем с участием разработчика продукции и согласованной с заказчиком (при его наличии). В программе указывают:

- количество единиц продукции, подвергаемых испытаниям и проверкам исходя из их сложности, стоимости, надежности и других факторов, необходимых для достоверных оценок;

- все виды испытаний, соответствующих периодическим испытаниям, указанным в ТУ, а также другие испытания и проверки, позволяющие достигнуть цели квалификационных испытаний;

- место проведения испытаний.

В программу квалификационных испытаний допускается не включать проверки отдельных требований КД, которые не могут измениться в ходе работ по постановке на производство.

8.11 Квалификационные испытания организует и обеспечивает их проведение изготовитель (поставщик) продукции. Квалификационные испытания проводит комиссия, в состав которой входят представители изготовителя, разработчика продукции, разработчиков и поставщиков комплектующих изделий и, при необходимости, органов государственного надзора и других заинтересованных сторон (например, страховых организаций, общественных организаций по защите прав потребителей и др.).

8.12 Проведение испытаний оформляют протоколами испытаний, в которых отражают фактические данные проверок, осмотров, контроля, измерений и другие данные, которые должны быть подписаны членами комиссии и лицами, участвующими в конкретном виде испытаний.

8.13 Результаты квалификационных испытаний считают положительными, если продукция (установочная серия) выдержала испытания по всем пунктам программы квалификационных испытаний, положительно оценена технологическая оснащенность производства и стабильность технологического процесса изготовления для возможности выпуска в заданных объемах продукции, соответствующей КД, а также ТД.

Положительные результаты оформляют актом, в котором указывают:

- соответствие продукции обязательным требованиям и КД, результаты рассмотрения представленных комиссии материалов, результаты выборочного контроля технологического процесса изготовления (сборки) продукции (деталей, сборочных единиц) на рабочих местах;

- рекомендации об установлении эталонов для установившегося промышленного производства (при необходимости);

- оценку готовности изготовителя к производству серийной продукции для реализации договора (контракта) и готовности КД, ТД к утверждению в установленном порядке с присвоением литеры А;

- рекомендации о возможности поставки продукции из числа изготовленной в процессе освоения производства (при обязательном уведомлении потребителей об этом и реализации такой продукции только при их согласии и после проведения приемо-сдаточных испытаний в установленном порядке).

8.14 Допускается поставка продукции в период освоения ее производства, если изготовитель может подтвердить соответствие данной продукции обязательным требованиям.

Единицы продукции установочной серии не относят к товарной продукции, вследствие чего ОТК осуществляет только их контроль, а приемку для поставки - только по просьбе потребителя.

8.15 При положительных результатах квалификационных испытаний освоение производства считается законченным.

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное). Библиография

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)

Р 50-605-80-93* Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения
________________
* Документ является авторской разработкой. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке . - Примечание изготовителя базы данных.

ПР 50-718-94* Правила заполнения и представления каталожных листов продукции
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют ПР 50-718-99 . - Примечание изготовителя базы данных.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

официальное издание
Система разработки и постановки
продукции на производство:
Сборник национальных стандартов. -

М.: Стандартинформ, 2010

Уникальность компании. В этом пункте необходимо представить краткое изложение тех аспектов бизнеса, в которых фирма имеет особые, отличные от конкурентов опыт и компетентность, дающие ей реальную возможность выпускать продукцию (или оказывать услуги) с уникальными характеристиками. Основными составляющими уникальности могут быть специфические производственные возможности , ноу-хау, интеллектуальная собственность , исключительные права , патенты, торговые марки , исследования и разработки, модернизация продукта, маркетинговые исследования , международные операции и экспертиза, обслуживание клиентов, особенности местоположения и т. д.  


Большинство лидеров рынка предпочитают тактику встречного боя, ответ атакой на атаку, считая, что они не должны пассивно наблюдать за снижением цен, блицкригами мероприятий по продвижению, модернизацией продукта или покушением на каналы распределения. Обычно в арсенале лидера хранится набор раз-  

Прежде чем пытаться передать технологию на Запад важно оценить объем и сложность работ по модификации и модернизации продуктов и технологий. Чем больше усилий потребует такая переделка от западного партнера, тем сложнее продвинуть технологию на западные рынки.  

Предприятие на основе изменений темпа продажи и прибыли определяет, на какой стадии жизненного цикла находится в настоящее время его продукт, и сообщает об этом в плане финансового оздоровления. Одновременно с этим, в зависимости от установленной стадии жизненного цикла , предприятие описывает предпринимаемые им мероприятия (снижение цены , повышение качества , улучшение сервиса, увеличение рекламы), которые способствуют поддержанию спроса на продукт. В то же время предприятие описывает исследования и разработки по модернизации продукта, а также созданию и внедрению, нр ох/р продукта.  

Продукт может начать новый цикл уже в течение стадии зрелости и таким образом продлить свою жизнь. Примерами могут служить модернизация продукта, нахождение ему нового применения и т.д. (например, нейлон для веревок, кабелей и затем для трикотажных изделий и женских чулок).  

Если новым для фирмы является продукт, не новый для рынка, то стадия создания продукта сводится к покупке существующих технологий (например, по лицензии). В случае выведения на рынок усовершенствований ранее выпускавшегося продукта первая стадия его жизненного цикла сводится к незначительным разработкам по модернизации продукта и не включает создания новых технологических процессов , оборудования и производственных мощностей (вместо нового строительства или реконструкции имеет место лишь частичное обновление производства , когда достаточным может оказаться только создание новой специальной технологической оснастки , т. е. приспособлений, инструмента, а также контрольно-измерительных приборов).  

Фаза старения не является органическим следствием зрелости продукта. Она может наступать в любой момент времени под влиянием неблагоприятных внешних или внутренних факторов и возникающей кризисной ситуации. Главным симптомом фазы старения является снижение продаж и ограниченные возможности реализации инновационного продукта на новых рынках . Кардинальным способом выхода из кризисной ситуации является модернизация продукта, поиск новых сегментов или новых рынков сбыта. При своевременной подготовке модернизированного или замещающего продукта предприятие имеет возможность сохранить покупательский спрос и соответственно.продлить жизненный цикл продукта . Производственный менеджмент на этой фазе должен быть ориентирован на выбор наиболее рациональной схемы замещения устаревшего продукта новым . В зависимости от формы совмещения периодов выпуска нового и устаревшего продукта различают три схемы перехода - последовательную, параллельную и параллельно-последовательную.  

Эти составляющие показывают значимость инвестиционного вклада в продукцию и другие аспекты бизнеса, которые компания осуществляет или планирует осуществить, чтобы добиться своих целей в течение трех-пяти лет (а иногда и за большее время). Компании прилагают большие усилия, чтобы вывести на рынок новые продукты, расширить продуктовый ряд, выйти на новых потребителей и изменить условия и способы конкуренции. Соответствующие этому цели могут включать, например занятие лидирующего положения на рынке европейских стран и стран Юго-Восточной Азии изменение ориентации отдела исследований и разработок таким образом, чтобы он создавал инновационные продукты, способные привлечь потребителей, вместо простой модификации действующих создание или модернизацию продуктов, появляющихся на стыке технологий.  

Инновации - залог успешного развития компании . Даже если фирма постоянно модернизирует свои товары, рынки, на которых она работает, могут войти в стадию зрелости или спада. Поэтому стремящимся к развитию компаниям время от времени приходится высаживаться на новые территории (см. Практикум 7.1). Кроме того, инновации имеют решающее значение для поддержания или повышения уровня доходности. Под прессом конкурентной борьбы показатели рентабельности достаточно быстро после выхода товаров на рынок начинают сокращаться. Модернизация продукта и расширение товарной линии позволяют в лучшем случае поддерживать уровень прибыли , а действительно значительный доход приносят только по-настоящему инновационные товары.  

Модернизация продукта/процесса. Модернизация продукта - это изменения в физических характеристиках , эффективности существующих продуктов или создание новых. Модернизация процесса - это изменения в организации производства , создании и распространении продуктов (например, в связи с роботизацией).  

Ряд ученых высказывает мнение о необходимости включать в затраты совокупного труда помимо живого и овеществленного еще и затраты труда будущего, т. е. труда, затрачиваемого на ремонт и модернизацию продукта живого и овеществленного труда.  

Проектирование, разработка и модернизация - от принятия решения о создании/модернизации продукта до получения готового продукта.  

Проблемы японских каналов распределения различаются, однако, между отраслями промышленности и категориями товаров . Общая проблема заключается в избытке независимых посредников, с которыми приходится делить значительную часть чистого дохода по всей системе каналов за счет простого перевода продуктов из одного слоя системы в другой. Процесс модернизации, следовательно, связан с упразднением и интеграцией услуг посредников. Данный процесс был начат во многих случаях производителями, а иногда посредниками, особенно в крупных супермаркетах (универсамах) и в сети фирменных магазинов.  

С другой стороны, комплексное развитие экономических районов означает, что в них должны быть созданы все необходимые промышленные предприятия по изготовлению оборудования, запасных частей , заготовок, инструмента, предприятия по осуществлению капитальных ремонтов и модернизации оборудования . Наряду с этим должны быть построены предприятия и созданы различные объекты и учреждения для обеспечения социальных условий жизни населения, обеспечения его продуктами питания , предметами народного потребления.  

Следовательно, наибольший эффект от проведения ФСА может быть получен на этом этапе, когда можно предупредить излишние затраты не только на изготовление продукта, но и на подготовку его производства и на эксплуатацию. Применение ФСА на стадии производства связано с вторжением в действующий производственный процесс реконструкцией, модернизацией, что резко снижает эффект рационализации .  

Осознавая выгодность развития внешнеэкономической деятельности , многие российские предприятия, несмотря на сложное экономическое положение, стремятся выйти на зарубежные рынки. Главным образом, их привлекает возможность получения от экспорта реальных денежных средств , так необходимых для выживания и становления нормального функционирования предприятий модернизации техники и технологии, привлечения высококвалифицированных рабочих, разработки новейших продуктов или приобретения патентов на их производство и т.д.  

Амортизация - процесс возмещения износа основных фондов путем перенесения их утраченной стоимости на изготовляемый продукт (не начисляется амортизация на продуктивный скот и если основные фонды находятся на консервации). Она составляет реальный элемент издержек производства, поэтому включается в себестоимость продукции , влияет на ее уровень. В то же время амортизация является одним из капитальных работ , ремонта и модернизации основных фондов.  

Приведем пример того, как внимательное отношение к конкуренции помогло одной компании США избежать возможной дорогостоящей ошибки Планировалось провести модернизацию действующего в США завода по производству нового химического продукта. Компания подсчитала, что при существующих ценах на сырье и конечный продукт производство может быть устойчиво рентабельным. Однако дальнейший анализ показал, что проект убыточен. По проекту, сырьем был химический продукт, поставляемый главным образом из Европы, и большая часть конечной продукции экспортировалась в Европу. Поскольку компания США не имела каких-либо существенных преимуществ, связанных с издержками производства , не имело смысла оплачивать расходы на транспортировку туда и обратно через Атлантический океан. Недолгое время проект, возможно, мог бы приносить высокую прибыль, однако вероятные потери после выхода на рынок европейских производителей, имеющих низкие издержки, перевешивали эти прибыли.  

Технология. В то время когда новые программные продукты делают Интернет все более доступным, требуется соответствующая модернизация инфраструктуры, и прежде всего телефонных каналов связи.  

Организации-партнеры, участвующие в этом проекте, охватывают весь диапазон требуемых дисциплин, дополняя друг друга . Опыт крупного европейского производителя стекла сочетается здесь с университетскими знаниями и прикладными исследованиями группы, в течение длительного времени занимающейся разработками в области горения. Партнеры планируют тесно сотрудничать с крупным европейским поставщиком топлива, а также использовать опыт распространения технологий используемых производителями горелок и датчиков. В целом проект будет способствовать ускорению модернизации различных отраслей промышленности с непрерывным циклом производства , когда крупная промышленность -пользователь будет способствовать развитию малых и средних предприятий, демонстрируя новые, экологически дружественные продукты и используя опыт и знания исследователей.  

Макроэкономические и институционные изменения оказывали серьезное влияние на все российские предприятия и особенно связанные с обороной. Выявлено четыре стратегии российских оборонных предприятий действительная реструктуризация, хрупкая подстройка, завуалированная аренда и открытая аренда. Наиболее многообещающей, разумеется, является истинная реструктуризация, означающая способность найти новые продукты , новые пути производства и новые рынки . Однако сочетание сокращения спроса и нестабильности значительно ограничивала возможности развития подобной стратегии. Какими бы ни были взгляды руководителя предприятия , макроэкономический контекст, а также институциональная и юридическая среда (или само отсутствие последней) сталкивали предприятие с пути реалистичной стратегии истинного приспособления к новым условиям. Или предприятия сталкивались с невозможностью получить инвестиции, необходимые для модернизации производства уже существующей гражданской продукции, либо новая продукция не могла найти рынок сбыта , даже если была явно необходима, из-за недостатка денег у населения или предприятий. Финансовые структуры зачастую оказывались слишком нестабильными, чтобы поддерживать реструктуризацию предприятий , и в то же время слишком закрытыми для новых участников, чтобы поддерживать создание новых предприятий . Изменения относительных цен приводили к невозможности уверенно предсказать прибыль от производства товарной продукции, стимулируя использование имеющихся небольших инвестиций для торговли и спекуляций. Подобная ситуация была не только вредна для любой индустриальной реструктуризации в материальном плане, но и вызывала психологическое разочарование в долгосрочных инвестициях , делая непроизводительную деятельность гораздо более выгодной в сравнении с производительной. Можно также добавить, что развал юридической основы и потеря государственной легитимности, проистекавшие из некоторых аспектов официальной законодательной политики, привели также к значительному увеличению трансак-ционных расходов. Усилившаяся роль двусторонних связей не только ограничила мотивацию поиска новых партнеров, но и сильно сократила возможности создания новых фирм. Разрушительные процессы, таким образом, происходили быстро, но не сопровождались созидательными. В этих обстоятельствах поиск арендаторов и поставок на экспорт мог рассматриваться на уровне компании как наиболее реальная из всех стратегий приспособления.  

Модернизация технической базы. Это прежде всего модернизация самого продукта,  

Именно эти люди являлись ферментом начавшегося процесса модернизации. Попытка каким-либо образом сорганизовать для себя общественное устройство приводила, как правило, к далеко идущим политическим преобразованиям. Вся эпоха Просвещения связана с созданием

Принимаемые конструкторами на стадии проектирования технические решения должны выбираться с учетом основных направлений перспективного развития соответствующих отраслей промышленности, и планов роста технико-экономиче­ских показателей работы предприятий.

Порядок разработки и постановки на производство изделий машиностроения регламентируется отраслевым стан­дартом, раз­работанным на основе государственного стандарта.

Отраслевой стандарт устанавливает порядок планирования, финансирования, разработки, согласования и утверждения тех­нических заданий и конструкторской документации, изготовле­ния, испытаний и приемки опытного образца (или опытной пар­тии), освоения серийного производства и контрольных испыта­ний новых и модернизированных изделий.

Обязательным исходным документом на создание новых и модернизированных с изменением показателей назначения изде­лий (при сохранении принципиальной конструктивной схемы) яв­ляется техническое задание (ТЗ), которое разрабатывается совместно научно-исследовательским институтом (НИИ) и проектно-конструкторским институтом с привлечением завода-изготовителя.

НИИ обеспечивает научное обоснование основных показате­лей назначения подлежащего разработке изделия, а проектно-конструкторский институт разрабатывает его схемное решение и принципиальную конструктивную завязку.

В тех случаях, когда модернизация изделия направлена на улучшение показателей надежности, эргономических показате­лей и др. (при сохранении показателей назначения), ТЗ разраба­тывается проектно-конструкторским институтом совместно с за­водом-изготовителем.

Разработка ТЗ производится на основе выполненных научно-исследовательских и экспериментальных работ, научного прогно­зирования, действующих стандартов и нормативов, анализа пе­редовых достижений и технического уровня отечественной и за­рубежной техники, патентной документации, опыта эксплуата­ции серийных изделий.

ТЗ устанавливаются основное назначение, условия и область применения разрабатываемого изделия, определяются сроки вы­полнения работ, исполнители, объемы изготовления, показатели качества, технико-экономические требования, требования безо­пасности и гигиены труда.

Предъявляемые к изделию и включаемые в ТЗ требования должны основываться на последних достижениях науки и техни­ки, на необходимости обеспечения опережающего технического уровня и создании изделия высшей категории качества. При­менение разрабатываемого изделия должно обеспечить получе­ние в промышленности экономического или социального эф­фекта.

ТЗ после согласования и утверждения является основанием для выполнения проектных разработок. При создании комплекса оборудования или агрегата ТЗ разрабатывается на весь комп­лекс или агрегат.



Этапами создания опытного образца являются: разработка конструкторской документации; изготовление; предварительные испытания и доводка; приемочные испытания.

В свою очередь, конструкторская документация включает в себя следующее: техническое предложение; эскизный проект; технический проект; рабочую документацию

Стадии разработки конструкторской документации установ­лены единой системой конст­рукторской документации (ЕСКД).

Техническое предложение содержит техническое и экономиче­ское обоснование целесообразности проектирования изделия в соответствии с ТЗ, возможные варианты реализации ТЗ, сравне­ние разрабатываемой конструкции с аналогичными конструк­циями, проверку патентоспособности и т. п,

Техническое предложение разрабатывается и утверждается разработчиком. После утверж­дения техническое предложение является основанием для вы­полнения последующих стадий разработки конструкторской до­кументации.

Эскизный проект содержит принципиальные конструктивные решения, дающие общее представление об устройстве и принци­пе работы изделия (чертеж общего вида, схемы), а также дан­ные, определяющие его назначение, основные параметры и рас­чет экономического эффекта.

В комплект эскизного проекта входят также: справка о про­веденном патентном исследовании, карта технического уровня и качества и при необходимости планшеты общих художественно-конструкторских и эргономических решений. Утверждается эс­кизный проект разработчиком.

Технический проект содержит окончательные технические реше­ния, дающие полное представление об устройстве разрабатывае­мого изделия и необходимые исходные данные для подготовки рабочей документации;



В комплект технического проекта входят: чертежи (общего вида и габаритные), схемы; ведомости покупных изделий и тех­нического проекта; расчет экономического эффекта; справка о проведенном патентном исследовании; карта технического уров­ня и качества.

После согласования и утверждения разработчиком он служит основанием для разработки рабочей документации.

Рабочая документация разрабатывается проектно-конструкторским институтом совместно с заводом-изготовителем на осно­ве ТЗ и технического проекта. В комплект рабочей документации на опытный образец вхо­дят: чертежи деталей, сборочных единиц, при необходимости монтажные и габаритные; электрические, гидравлические, кине­матические и другие схемы; спецификация; ведомости специфи­каций, ссылочных документов, согласования применения покуп­ных изделий; расчеты прочностные, размерных цепей, коэффи­циента применяемости, экономического эффекта; карта техни­ческого уровня и качества продукции; эксплуатационные доку­менты; программы и методики предварительных и приемочных испытаний.

Наряду с рабочей документацией завод-изготовитель само­стоятельно или с привлечением технологических институтов раз­рабатывает технологическую документацию на опытный образец (опытную партию) в соответствии с требованиями ЕСКД.

Таким образом, процесс разработки конструкторской доку­ментации представляет собой постепенное уточнение проекта и приближение к разработке рабочей документации, по которой производится изготовление изделия. Многостадийность процесса проектирования указывает на сложность задачи и высокие тре­бования к качеству принимаемых решений, так как ошибки при­водят к необходимости устранения их в ходе производства и вы­зывают дополнительные затраты времени и средств.

Повышение качества принимаемых решений может быть до­стигнуто параллельной разработкой нескольких вариантов про­екта.

Увеличение числа конкурирующих вариантов на всех этапах проектирования может успешно осуществляться при автоматиза­ции проектных работ.

Изготовленные на основании рабочей документации опытный образец или опытная партия должны пройти предварительные испытания для определения их соответствия ТЗ и конструктор­ской документации, для выявления и устранения конструктивных недостатков и дефектов изготовления.

По окончании доводочных работ опытный образец изделия проходит приемочные испытания для определения соответствия его ТЗ, требованиям стандартов и конструкторской документа­ции, требованиям безопасности и санитарно-гигиенических норм, возможности постановки изделия на серийное производство.

Условия проведения приемочных испытаний должны отвечать указанным в ТЗ области и горнотехническим условиям приме­нения изделия с целью выявления его эксплуатационных ка­честв, показателей надежности и экономических показателей.

При положительных результатах приемочных испытаний межведомственная комиссия дает рекомендации:

по постановке изделия на серийное производство;

по объему установочной серии;

по доработке изделия и корректировке конструкторской до­кументации;

по отнесению изделия к определенной категории качества в соответствии с его техническим уровнем.

Если изделие не выдержало приемочных испытаний, акт при­емки не составляется. В протоколе приемочных испытаний ука­зываются основные причины, из-за которых опытный образец не был принят, и даются рекомендации о дальнейших работах.

Освоение серийного производства изделия начинается с кор­ректировки рабочей документации по результатам приемочных испытаний и технологической подготовки их производства.

Началом серийного производства является изготовление ус­тановочной серии изделия.