Эффективность бизнес-тренера начинается с его компетенции. Рекомендации по развитию компетенций бизнес-тренера Компетенции тренинг менеджера

Тренер является основным звеном в деятельности спортивной школы. Работа квалифицированного тренера жизненно важна для развития любого вида спорта - это очевидный факт. Тренер, работающий в спортивной школе, играет ключевую роль в выявлении, мотивации и развитии спортсменов, которые затем в результате долгой спортивной карьеры достигают своего потенциала.

Один из великих сказал, что «мы стоим на плечах гигантов». Это означает - следуем за теми пионерами и лидерами, которые были до нас. Такие гиганты - это тренеры, ученые, исследователи и спортсмены, которые добивались высоких результатов.

Работая тренером, специалист всегда должен пытаться понять, почему во время тренировочного процесса он делает что-то так, а не иначе. Он интуитивно экспериментирует (не во вред спортсменам) - в поисках как немедленных, так и долгосрочных результатов. Затем пытается найти объяснения этим результатам, если они были.

Тренерская работа - это не игра, которую наставник может затеять, чтобы удовлетворить свое тщеславие. Одна из наиболее общих и распространенных проблем состоит в том, что тренеры, работающие с новичками, пытаются во многом подражать работе своих коллег, тренирующих высококвалифицированных спортсменов. На самом деле лучший тренер не тот, кто слепо копирует именитых наставников, а тот, кто работает творчески, учитывая особенности своих воспитанников. Тот, кто тренирует юных спортсменов, не должен забывать, что профессия тренера - это огромная ответственность. Тренер-педагог имеет много возможностей для воспитания спортсмена как личности. От поступков и решений тренера во многом зависит судьба молодого спортсмена.

Умения тренера

Практика деятельности свидетельствует, что тренеры не всегда обладают достаточными методическими знаниями, адаптированными к практической деятельности в тренировке. Развитие тренерской деятельности заключается в следующем процессе: планирование - выполнение - анализ выполненного. Тренер должен уметь:

оптимально планировать, проектировать учебно-тренировочный процесс, а именно:

Адекватно осмысливать программно-методические требования;

Диагностировать реальные возможности воспитанников;

Последовательно проектировать задачи образовательного процесса с выходом на планируемые этапные и итоговые результаты;

Выбирать оптимальное сочетание методов, средств и форм обучения;

Планировать и регулировать тренировочные и соревновательные нагрузки;

Владеть формами, методами и содержанием комплексного контроля подготовленности;

Создавать благоприятные морально-психологические, гигиенические и эстетические условия обучения;

Оптимально реализовать намеченный план учебно-тренировочного процесса;

Концентрировать внимание обучающихся на выполнении основных задач учебно-тренировочного занятия;

Оптимально управлять деятельностью обучающихся;

Досконально владеть методикой избранного вида спорта;

Вести контроль результативности тренировочных воздействий;

Анализировать результаты учебно-тренировочной работы:

Анализировать соответствие результатов тренировки на различных этапах подготовки поставленным задачам;

Выявлять причины успехов и недостатков результатов тренировочного процесса;

Делать своевременные выводы из полученных результатов и вносить в учебно-тренировочный процесс экспресс-коррекцию.

Процесс «планирование - выполнение - анализ» является цикличным. Для эффективного выполнения данного процесса тренеру необходимы определенные знания, умения, навыки.

Личный пример тренера - ведущий метод воспитания

Среди разнообразных методов воспитания особое значение имеет личный пример тренера, ибо все остальные могут быть эффективны в случае, если тренер-преподаватель пользуется авторитетом.

Тренер - идеальная модель человеческой личности: не пьёт, не курит, придерживается спортивного режима, вежлив, предупредителен, серьезно относится к каждой тренировке. Занимающийся должен видеть в своем тренере человека высокой культуры, образованного, способного ответить на любые вопросы. Не только поведение, но и внешний вид тренера должен быть безукоризненным - аккуратная и красивая рабочая спортивная форма, элегантный вид повседневной одежды.

Тренер, сумевший завоевать уважение и любовь воспитанников, легко добивается выполнения своих советов, указаний. Спортсмены верят своему тренеру, и эта вера - один из важнейших факторов, способствующих достижению успехов.

Систематически повышая требовательность к спортсмену, тренер постепенно и целенаправленно приучает его к точному выполнению тренировочных планов и заданий, соблюдению всех требований тренера.

Убеждение не должно превращаться в нотацию. Тренеру необходимо в беседах с отдельными спортсменами или с группой спортсменов приводить тщательно подобранные примеры.

Поощрение - это одобрение, похвала, награждение. Основное условие применения поощрения - своевременность. Педагогической сутью поощрения является поддержка спортсмена, укрепление уверенности в своих силах, а также возможность закрепления изучаемого двигательного действия.

Наказание позволяет укрепить характер, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, умение преодолевать соблазны. Наказание должно быть своевременным и справедливым. Юный спортсмен должен четко представлять, за что он наказан.

В отношениях с учениками нужно искать «золотую середину». К каждому ученику должен быть индивидуальный подход, и в то же время вся группа не должна чувствовать, что есть любимчики и не любимчики. Нет понятия «добрый тренер или злой». Скорее подойдет «строгий и справедливый». Ученик должен видеть в тренере воспитателя и помощника. И участвовать в процессе воспитанник и тренер должны оба, понимая, что проблема общая. Если тренер говорит спортсмену: «я тебе все объяснил, дальше твои проблемы» - это тупиковая позиция. Иногда даже стоит сделать вид, что и тренер сам не очень понимает, что происходит, тогда ученик начинает чувствовать большую ответственность и самостоятельность. Таким образом, можно достигнуть духовного единения, как с отдельным спортсменом, так и с группой учеников.

Подводя итоги вышесказанного, нужно подчеркнуть следующие стороны деятельности тренера:

Главная роль тренера заключается в активном содействии процессу индивидуального развития занимающихся за счет достижения должного уровня физического состояния, обусловливающего стабильное здоровье и высокие спортивные результаты.

Тренер является наставником в этическом и нравственном воспитании занимающихся.

Тренер обязан обеспечить безопасность учебно-тренировочного процесса.

Поведение тренера в любой ситуации (во время тренировки, соревнования, на отдыхе, в ситуации общения со спортсменом, с судьями и т.п.) должно быть профессионально и этично безупречным.

Тренер должен нести ответственность за то, чтобы его ученики не использовали запрещенные лекарственные средства, способствующие повышению спортивного результата.

Тренер должен доводить до спортсмена знания о вредных последствиях использования запрещенных веществ и принятия психотропных препаратов.

Человек, имеющий вредные привычки, не имеет права быть тренером детско-юношеского спорта.

Тренер обязан постоянно работать над повышением профессионального мастерства.

Польникова Е.А.

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ТРЕНЕРА

Aннoтaция

В cтaтье пpиведен oбзop понятий компетенции и компетентность, определены ключевые компетенции корпоративного тренера.

Ключевые слова: компетенция, компетентность

Polnikova E.A.

KEY COMPETENCES OF THE CORPORATE TRAINER

Abstract

The article provides an overview of the concepts of competencies and competence, identify key competences of corporate trainer.

Keywords : competency, competence.

С каждым годом тема компетенций и компетентности в мировой HR практике набирает все больший оборот. Каждая компания формирует свои модели компетенций, предъявляя к ним различные корпоративные требования. И корпоративные университеты при крупных Холдингах тому не исключение, в данной статье я хочу акцентировать внимание на ключевых компетенциях корпоративного тренера.

Чтобы быть успешным в работе человек должен обладать и компетенциями и компетентностью. В чем же разница?

Компетентность (от лат. – competens – соответствующий) – знания, опыт, образование в определенной области деятельности.

Компетентность (hard skills) – отвечает на вопрос что?, это профессиональные и технические знания и навыки.

Компетенция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

Компетенция (soft skills) – отвечает на вопрос как?, это управление собой, управление людьми (отношения), управление задачами (на основе корпоративной культуры компании). Компетенции сочетают в себе знания, умения и навыки, интересы, способности, мотивацию, личностные характеристики. К примерам компетенций можно отнести: планирование и контроль, ориентация на результат, саморазвитие и развитие других, инициативность, корпоративность, убеждение и влияние, эффективная коммуникация и прочее.

Каждая компания предъявляет свои требования к компетенциям и компетентности сотрудников применительно к их должности в зависимости от выполняемого функционала, а также целей и задач компании. Также огромное значение имеет и корпоративная культура компании.

Выбор компетенций оргромен, но на мой взгляд, ключевыми компетенциями корпоративного тренера являются:

Ориентация на результат – акцент на требуемый результат своей работы (тренинга), тренер не просто должен планировать и контролировать ход ведения тренинга, но и анализировать информацию в процессе своей работы, делать выводы и принимать решения. Учитывать все детали хода тренинга и направлять их в нужное русло – требуемый результат исходя из целей и задач программы тренинга.

Эффективная коммуникация – понятное изложение своих мыслей в устной и письменной форме, расстановка акцентов на самом важном, способность изменить стиль под конкретную аудиторию. Уметь слышать аргументы со стороны участников.

– Эффективная самопрезентация – эффективное проведение публичных выступлений, презентаций, разминок. Способность заинтересовать участников выбранной темой, обучением и т.д.

Убеждение и влияние – доказывание своей точки зрения и аргументированное обосновывание ее. Определение возможности опосредованного влияния на ситуацию/людей.

Уверенность и стрессоустойчивость – эффективное решение задач и принятие решений в критических/сложных ситуациях, не впадая в эмоции. Поддержание рабочего настроя участников, а также умение предотвращать конфликты. Тренеру по роду своей деятельности нередко приходится сталкиваться с конфликтными участниками или конфликтами в рамках проведения тренинга и в данных ситуациях он должен играть сдерживающую роль и нейтрализовать данные ситуации.

Создание мотивирующей среды – создание в коллективе атмосферы, в которой каждый участник с желанием выполняют свою роль и направлен на достижение необходимого результата тренинга. Задача тренера не просто распознать мотивацию участника (участников), но и подобрать своевременный и необходимый инструмент воздействия. А это, в свою очередь, очень сложный и тонкий процесс. Необходимо «зацепить» каждого участника.

Существует множество компетенций, которые можно применить к корпоративному тренеру и в каждой компании они свои. Все зависит от роли тренера в компании и его задач. Естественно, помимо компетенций, стоит обратить особое внимание на профессионализм и личный стиль (харизму) тренера, ведь то какими методиками, технологиями и профессиональными знаниями владеет тренер зависит основная результативная часть тренинга, а значит и достижение целей обучения.

Литература

  1. Компетенция [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энцикл. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2012. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Компетенция (дата обращения: 29.10.2015).
  2. Компетентность [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энцикл. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2012. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Компетентность (дата обращения: 29.10.2015).
  3. Р. Джон «Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация». [Электронный ресурс] //– URL: http://www.twirpx.com/file/102317/(дата обращения: 29.10.2015).

Referen с es

  1. Competence //Wikipedia: free энцикл. – Electron. it is given. – , 2012. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Competence (date of the address: 29.10.2015).
  2. Competence //Wikipedia: free энцикл. – Electron. it is given. – , 2012. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Competence (date of the address: 29.10.2015).
  3. R. John “Competence of modern society: identification, development and realization”. //– URL: http://www .twirpx.com/file/102317 / (date of the address: 29.10.2015).

Семинар поможет расширить знания и развить тренерские навыки. В ходе обучения будут раскрыты особенности работы с групповой динамикой, технологии разработки упражнений и кейсов, создания и проведения бизнес тренингов, а также методики невербального взаимодействия с группой.

Этот семинар для вас, если вы:

  • начинающий бизнес-тренер и желаете повысить свою квалификацию
  • хотите получить реальные навыки ведения бизнес-тренингов
  • корпоративный внутренний тренер, стремящийся к получению новых знаний и навыков в проведении бизнес-тренингов

В результате обучения вы:

  • познакомитесь с методами активного обучения
  • узнаете, как сбалансировать теорию и практику в тренинге, составлять кейсы и разрабатывать ролевые игры
  • получите авторские материалы преподавателя программы (упражнения, игры, презентации, раздаточные материалы)

Программа семинара:

День 1

С чего начинается тренинг?

  • Этап взаимного представления
  • Презентация тренинга и его основных блоков
  • Этап сбора ожиданий участников от тренинговой программы и их коррекция
  • Выработка групповых норм и правил

Практикум: упражнения на отработку навыков сбора и коррекции ожиданий участников группы «Вершина целей», «Парковка вопросов»

Формы бизнес-обучения

  • Виды обучения. Формы обучения
    • лекция
    • семинар
    • тренинг
  • Определение понятий. Преимущества и недостатки
  • Классификация тренингов по форме проведения, составу групп, организации обучения, тематике и направлениям

Практикум: упражнения, способствующие активной работе группы: «Выбрать двух людей», «Напишите свое имя», «Хлопки»

Особенности обучения и развития взрослых людей

  • Четырехступенчатая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации
    • получение непосредственного опыта
    • наблюдение и обсуждение того, что узнал
    • теоретическое обобщение
    • самостоятельная проверка новых знаний и применение их на практике
  • Особенности концентрации внимания и памяти человека

Практикум: работа с тестом «4 типа обучающихся»

Структура тренинга. Алгоритм построения тренинговой программы

  • Начало тренинга. Методы и содержание
  • Основная часть тренинга
    • особенности мини-лекций и презентаций
    • соотношение информационных и практических блоков
    • демонстрации, упражнения на отработку навыков
    • продолжительность учебного модуля
  • Завершение тренинга. Анализ результатов, линия опыта, выводы
  • Подготовка к тренингу. Проверочный лист подготовки

Практикум:

  • упражнение «Заполнение «Проверочного листа подготовки к бизнес-тренингу»
  • кейс «Использование „Умных игр“ для активизации работы участников тренинговой группы»

День 2

Разработка и согласование тематики и содержания тренинга

  • Способы выявления потребности в обучении. Качественные и количественные показатели
  • Структура предтренинговой анкеты
  • Согласование замысла тренинга. Цели тренера, заказчика и участников. Аналитическая подготовка тренинга
  • Построение программы тренинга с учетом предтренинговой диагностики. Структура или «скрипт» тренинга
  • Перечень оборудования и принадлежностей для проведения тренинга
  • Анкеты обратной связи

Практикум:

  • подготовка сценария бизнес-тренинга. «Тайминг бизнес-тренинга», «Компоненты программы тренинга», «Начинка тренинга»
  • кейс «Подготовка и продажа тренинга».

День 3

Невербальные секреты поведения тренера

  • Невербальные способы поведения
  • Жесты уверенности и неуверенности
  • Выигрышное невербальное поведение в дискуссиях
  • Методы «захвата» территории
  • Особенности жестикуляции тренера как ключ позитивного влияния на группу

Практикум: отработка техник невербального взаимодействия тренера с группой

Самопрезентация тренера

  • Уровни самопрезентации тренера
  • «Закон пирамиды» в самопрезентации

Практикум: отработка многоуровневой техники самопрезентации

Развитие профессионализма тренера

  • Профессиональные компетенции бизнес-тренера
  • Специализация тренера. Поиск темы и выбор ниши
  • Формы работы бизнес-тренера в условиях современного рынка
  • Последовательность создания персонального бренда
  • Технология написания книг и статей

Практикум: упражнения «Семейство бизнес-тренеров», «Ярмарка характеров», «Брендирование»

Эмоциональная компетентность тренера

  • Стресс-менеджмент в работе тренера
  • Как стресс влияет на эффективность работы тренера
  • Понимание эмоций. Умение контролировать собственное эмоциональное состояние
  • Развитие способностей воздействовать на эмоции участников тренинга

Практикум: упражнения «Скорая помощь в стрессовых ситуациях. Специальные техники», «Развитие эмоционального интеллекта», «Что, где, когда»

Регистрация на семинар

Пожалуйста, заполните форму ниже. Обязательные поля помечены символом *

1. Эффективен в коммуникации: способен к организации диалога как с группой в целом, так и с отдельными ее участниками. Заинтересован и оснащен в получении обратной связи от участников тренинга и группы в целом. Умеет «брать внимание» группы и «переключать» это внимание, умеет (если это нужно) «быть в центре».

2. Компетентен в сфере групповой динамики («групповедческие» и «групповодческие» навыки): как живет и развивается группа, через какие этапы и кризисы она проходит, способен описывать и моделировать групповые процессы.

3. Наблюдателен, умеет отслеживать индивидуальные и групповые сигналы, говорящие о состоянии группы (участников), уровне их продвижения в материале.

4. Обладает навыками диагностики и мониторинга реальной деятельности (поведения) сотрудников и организации в целом, в частности способностью выделять «узкие места» (трудности, проблемы, ресурсные зоны). Компетентен в проведении оценки потребностей в обучении.

5. Отчетливо формулирует систему целей и задач тренинга, определяет зону и границы возможностей тренинга (тренинговых и нетренинговых решений), способен к «переводу» целей тренинга на язык формируемых навыков.

6. Обладает навыками по работе с навыком. Очень важный и в то же время специфичный для бизнес-тренинга класс компетенций. Именно формирование навыка у участника специфицирует бизнес-тренинг в тренинговом поле. Это требует от тренера, во-первых, способности «видеть навык» - выделять его в потоке действий и операций, извлекать поведенческую основу навыка, алгоритмизировать действия. Во-вторых, тренеру необходима способность «перевода» навыка в систему тренинговых заданий и упражнений для его отработки (тренировки). В-третьих, способность через наблюдение и организацию наблюдения (и самонаблюдения) участников тренинга диагностировать адекватность использования навыка - «взят» ли, присвоен ли участником отрабатываемый навык.

7. Точен в монологической речи, особенно при инструктировании группы.

8. Имеет в репертуаре широкий спектр тренерских ролей (типов поведения).

9. Инструментально компетентен: знает и эффективно использует значительный арсенал тренерских средств (игры, разминки и т.п.). Эффективен при работе с ТСО.

10. Обладает навыками проектирования тренинга: разработки как отдельного тренинга (тренингового модуля), так и целостных обучающих тренинговых программ (системы тренингов).

11. Имеет развитые навыки концептуализации и структурирования, как предметного материала (содержания), так и процесса его освоения: способен предложить группе краткое содержание сказанного (с использованием языка выступающего и группы).

12. Навык поддерживающей и развивающей интерпретации: способность в любом (даже самом «невыразительном») выступлении или высказывании найти позитивное содержание и предложить его группе. Одна из задач тренера - обеспечить максимальную активизацию личного потенциала каждого участника тренинга. Тренер постоянно поддерживает «тонус» группы («имитация группового успеха»).

Бизнес-тренер, консультант по управлению, Управляющий партнер компании «Интеллект Сервис».

Реализовал более 450 консалтинговых проектов и проектов по развитию персонала в Москве, Санкт - Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Красноярске, Перми и других городах России. Руководитель авторской Программы подготовки бизнес-тренеров.

Среди клиентов: ОАО «Ростелеком», ОАО РУСАЛ, Центрально-Черноземный банк СБ РФ, ФГУП «Салют», Аэропорт Домодедово, ЗАО Райфайзен банк, ОАО «Пигмент», Компания «Комдив», ОАО «Первомайскхиммаш», ТД «Морозко» и многие другие.

Профессия бизнес-тренер: компетенции, обучение, развитие карьеры

Спрос на профессиональных бизнес-тренеров растет все последние годы. Увеличивается штат внутрифирменных тренеров, растет клиентская база тренинговых компаний и фрилансеров. Служба исследований компании HeadHunter прогнозирует рост зарплат тренинг-менеджеров в 2012 году. Но, несмотря на все это, профессия бизнес-тренер все еще остается довольно экзотической. В этой статье я хочу ответить на основные вопросы профессионального становления бизнес-тренера. Какими качествами нужно обладать, чтобы сделать тренерскую карьеру? Как стать в этой профессии профессионалом? Об этом мы и поговорим.

Откуда берутся тренеры

Насколько мне известно, в ВУЗах бизнес-тренеров не готовят. Так откуда же они берутся? Как правило, тренерами становятся те, кто уже имеет базовое высшее образование и опыт работы в бизнес-структурах. Встречать бизнес-тренеров без высшего образования мне не доводилось, а многие имеют и два-три образования. Среди успешных бизнес-тренеров многие имеют базовое психологическое или физико-математическое образование, но этими профессиями список вовсе не ограничивается. Сказать обладатель какого диплома станет эффективным профессионалом невозможно. Гораздо важнее - обладать необходимыми личностными качествами.

Формируя модель компетенций для бизнес-тренера, мы пришли к выводу, что кроме высокого общего и эмоционального интеллекта, нужны следующие личностные качества, знания и навыки.

Личные качества

  • Терпимость и чуткость.
  • Коммуникабельность.
  • Обучаемость (гибкость мышления и пр.).

Знания и навыки

  • Базовые профессиональные знания, широкий кругозор.
  • Навыки публичного выступления.
  • Навыки управления групповой динамикой.
  • Умение убеждать.
  • Умение структурировать информацию.

Эту модель компетенций мы используем при проведении оценки тренеров и тренерского потенциала. Конечно, для новичка в профессии или тех, кто только собирается стать тренером, навыки управления групповой динамикой не обязательны. Методическую подготовку тренеры проходят на тренингах для тренеров. И именно там этому (и многому другому) можно научиться. Но определенный задел в области социального интеллекта существенно облегчает обучение.

Итак, на старте нужно иметь:

  • Высшее образование.
  • Опыт работы в бизнес-структурах (желательно).
  • Развитый общий, социальный и эмоциональный интеллект.
  • Необходимый набор личностных качеств.

Если все это есть, идем на тренинг тренеров.

Я бы в тренеры пошел, пусть меня научат!

Предложений по профессиональной подготовке бизнес-тренеров на рынке предостаточно. Разные авторы, разная продолжительность, различное содержание. Многие тренинговые компании рекламируют свои программы и призывают пройти тренинг тренеров именно у них. Как не ошибиться в выборе? На что стоит обращать внимание при выборе программы подготовки бизнес-тренеров? На мой взгляд, обращать внимание на три основных момента: содержание программы, формат тренинга и стиль работы автора.

  • Методика тренинга. Тренинг - особая форма обучения. Тренерская подготовка должна включать знакомство со спецификой тренинга, основными подходами к формированию тренинговых программ.
  • Работа с групповой динамикой. Понимая закономерности развития тренинговой группы можно избежать многих ошибок. Но одних знаний недостаточно. Тренер должен обладать развитыми навыками в этой области, включая навыки импровизации и преодоления сопротивлений.
  • Технологии письменной работы и организации тренинга (в том числе подготовка дизайна тренинга, раздаточных материалов и всех необходимых мелочей).
  • Методика проведения конкретных тренинговых программ (продажи, коммуникации и т.д.).

При проведении обучения тренеров мы используем следующую общую схему тренерских компетенций (на рисунке), которая раскрывает некоторые общие положения.

Рис. 1. Графическая модель программы подготовки бизнес-тренера.

Переходя к формату тренинга тренеров, хотелось бы акцентировать внимание на его продолжительности. Конечно, предложение стать тренером за 2-3 дня звучит очень соблазнительно. Проблема только в том, что так не бывает! На освоение знаний и формирование навыков требуется весьма продолжительное время.

Если вы хотите получить полноценную тренерскую подготовку, то отдайте предпочтение программам, продолжительность не менее 6 дней. Оптимальный формат программы - несколько тренинговых сессий с промежутком 1-2 месяца. Как правило, в промежутках между сессиями предполагается выполнение домашних заданий, апробация полученных знаний, проведение или ассистирование в ведении тренингов.

Тренинг тренеров, который организован таким образом, позволяет на выходе получить устойчивые навыки ведения тренинга и приступить к самостоятельной работе.

И последнее по порядку, но не по значению, - стиль работы автора. Выбирая тренера тренинга тренеров, стоит обратить внимание на два момента.

Во-первых, это собственный тренерский опыт ведущего. Обучать тренингу, не имея большого опыта проведения тренингов невозможно. Но в России всякое случается.

Во-вторых, посмотрите на то, как работает автор тренинга. На сегодняшний день в тренинге нет единой признанной всеми школы. Конечно основы тренинга у всех одни, но дальше начинаются достаточно серьезные расхождения. Какой из подходов правильный сказать невозможно. Тем более что при достаточном уровне профессионализма представители различных направлений, достигают примерно одинаковых результатов. На мой взгляд, основанием для выбора того или иного подхода может служить «индивидуальная совместимость». То есть то, насколько та или иная школа подходит именно вам.

Поэтому, будет очень полезно посмотреть на работу тренера, у которого вы собираетесь учиться. Оценивая стиль работы, можно руководствоваться категориями «нравится - не нравится». Поверьте, понравится вам, скорее всего то, что будет вам ближе всего. К такому тренеру и стоит пойти на тренинг. После его или ее тренинга тренеров вы не будете испытывать дискомфорта, применяя полученные знания на практике.

Если Вы выбрали «правильный» тренинг тренеров - это хорошее начало профессиональной карьеры. Но только начало. Что дальше? Дальше - активная практическая работа, постоянное самообразование и дополнительное обучение.

Карьера тренера

Как правило, тренерская практика начинается с «лягушатников» - бесплатных тренингов, работы со студентами или проведения мини-тренингов в компаниях своих друзей и знакомых. Но рано или поздно нужно переходить к профессиональной деятельности и начинать зарабатывать деньги. Для развития тренерской карьеры существует три основных направления:

  • Работа внутрифирменным тренером.
  • Работа в тренинговой компании.
  • Фриланс.

Каждый из этих путей имеет свои плюсы и минусы. Я свел их в одну таблицу, чтобы было легче принимать решения.

Внутрифирменный тренер

Работа в тренинговой компании

Фриланс

+

· Стабильность

· Предсказуемость развития карьеры

· Обучение / повышение квалификации

· Обучение

· Работа в команде

· Свобода

· Возможность создания личного бренда

· Разнообразие проектов и опыта

-

· «Скучно»

· Не всегда достойная оплата

· Много нетренинговой нагрузки

· Высокие барьеры на вход

· Трудности становления

· Один, совсем один…

Таблица 1. Пути развития карьеры бизнес-тренера: плюсы и минусы.

На практике часто тренеры используют два или более варианта одновременно. Например, внутрифирменный тренер практикует и как фрилансер или сотрудничает с тренинговой компанией. Но все же что-то является основным, а что-то второстепенным.