Бюджетирование включает в себя. Алгоритм составления генерального бюджета

Бюджетирование и контроль затрат: теория и практика Красова Ольга Сергеевна

3.1.1. Операционный бюджет

3.1.1. Операционный бюджет

Разработка операционного бюджета начинается с разработки предварительного проекта объема продаж в стоимостном и физическом выражении. На базе данного проекта впоследствии будут разрабатываться производственная программа, величина и структура запасов, инвестиции и источники финансирования.

Максимальный предел объема продаж, выраженный в натуральных единицах определяется производственными мощностями и величиной запасов данного предприятия.

Величину физического объема продукции, предназначенного для реализации, можно изменять с учетом различных факторов (эластичность спроса, отпускные цены, изменение налоговой политики, темп инфляции и т. д.).

Для определения значений цены, объема реализации, величины переменных и постоянных расходов, которые обеспечили бы максимальную прибыль, прежде всего необходимо воспользоваться методом CVP-анализа (глава 2, § 2.3). Для промышленных компаний использование данного анализа опирается на существенные особенности как самого процесса производства, так и реализации уже готовой продукции. К примеру при наличии ограничений по производственным мощностям предпочтение при составлении бюджета будет отдаваться тому виду продукции, который при использовании того же объема ресурсов обеспечит более высокий уровень маржинального дохода. В области ценообразования необходимо основываться не только на задачах текущего периода, но и на более долговременных факторах (временное занижение цен самого предприятия, изменение ценовой политики поставщиков и т. д.). Относительно издержек на производстве– не все переменные издержки зависят от объема продаж, так например, сбытовые зависят от уровня рыночных цен, производственные– от объемов выпуска.

Полностью рассчитать оптимальный объем и структуру продаж, опираясь только на расчеты, на практике невозможно, поэтому очень многое будет зависеть от опыта и квалификации самих работников и руководителей экономических служб.

Исходным документом данного этапа бюджетного процесса является бюджет продаж (реализации) компании, пример которого показан в таблице.

Таблица 3.1. Бюджет продаж на 200_г.

Для предприятий, выпускающих серийную продукцию, бюджетное планирование отличается от бюджетного процесса предприятий с выпуском продукции «на заказ». Для первых компаний исходными параметрами выступают физический объем продаж и физический объем выпуска. Расчетным параметром соответственно выступает целевой уровень товарных остатков. Для компаний, работающих «на заказ», исходным расчетным параметром является производственная программа, которая зависит от планового объема реализации и величины запасов готовой продукции. Производственная программа составляет основу разработки бюджета производства .

Бюджет производства рассчитывается как:

При этом товарные остатки на начало периода являются величиной известной, а целевая величина товарных остатков на конец периода определяется расчетным путем.

Определение целевой величины товарных остатков – достаточно сложная управленческая задача. Она решается на основе принципа оптимизации совокупных «выгод-издержек», зависящих от изменения величины складских запасов готовой продукции. Дело в том, что хранение запасов на складах порождает множество видов издержек, причем одни из них возрастают при увеличении товарных остатков, а другие– уменьшаются. В этой связи задачей компании является нахождение приемлемого оптимума между издержками содержания запасов и издержками функционирования без запасов или с низким уровнем запасов, то есть расчет такого целевого уровня товарных остатков , при котором совокупные издержки будут наименьшими .

Целевой уровень товарных остатков определяется рядом прикладных моделей, самыми известными из них являются модель EOQ (для запасов и материалов) и модель EPR (для запасов готовой продукции).

Модель EOQ – модель расчета «оптимальной величины заказа», то есть определение затрат, на которые оказывают влияние количество хранящихся запасов или количество сделанных заказов. Если большое количество единиц заказывается одновременно, то за год потребуется сделать меньше заказов, уменьшив тем самым стоимость выполнения заказа. С другой стороны, если объем заказа невелик, то в этом случае необходимо иметь больший средний запас, что приведет к увеличению стоимости хранения запасов. Таким образом, цель такого управления заключается в снижении стоимости хранения больших запасов по сравнению со стоимостью размещения большего количества заказов. Данная модель включает в себя три метода: табличный, графический и по формулам.

Расчет по табличному методу рациональнее провести на конкретном примере:

Компания покупает сырье у внешнего поставщика по цене 5 руб. за единицу. Общая годовая потребность в этом продукте– 40 000единиц. Имеются следующие дополнительные данные: затраты на хранение единицы запаса– 0,1 руб.; стоимость хранения единицы запаса– 0,6 руб.; расходы на поставку одного заказа– 1,2 руб.

Релевантные затраты для заказов

Количество заказов на поставку определяется отношением необходимого годового количества запаса на размер заказа. Годовая стоимость хранения вычисляют как произведение среднего запаса на стоимость хранения единицы запаса в рублях. Годовая стоимость выполнения заказа равна: количество заказов на поставку умноженное на стоимость поставки единицы заказа.

Из данных таблицы видим, что экономически выгодным является заказ на 400ед., так как количество ежегодных релевантных издержек является минимальным.

Графический метод . На графике по оси ординат откладываются совокупные релевантные издержки, по оси абсцисс– размеры заказов или средних уровней запасов. Из графика видно, что при росте среднего уровня запаса или размера заказа годовая стоимость хранения увеличивается, а годовая стоимость выполнения заказа уменьшается. Линия совокупных затрат имеет минимальное значение в точке пересечения кривых стоимости выполнения заказа и стоимости хранения запасов, в нашем случае оптимальный размер заказа составил 400ед.

При использовании метода формул оптимальный размер заказа определяется с помощью различных математических выражений, наиболее упрощенной является формула определения количества единиц заказа, имеющая следующий вид:

Где D – общая потребность единиц материала на период, О – стоимость выполнения одного заказа, Н – стоимость хранения единицы запаса.

Модификацией модели EOQ является модель EPR , которая используется для синхронизации стадий производства и сбыта. Модель EPR рассчитывает оптимальный размер партии выпуска, минимизирующий сумму издержек: 1) по переработке материальных ресурсов в готовую продукцию (так называемая «добавленная стоимость», включающая в себя амортизацию оборудования и трудозатраты); 2) по хранению запасов готовой продукции. Оптимальный размер партии выпуска определяется по формуле:

Где Q – плановый выпуск данного вида продукции на период, S – удельные издержки по переработке (на единицу данного вида продукции), С – стоимость хранения запасов данного вида готовой продукции в течение бюджетного периода.

После определения уровня запасов на конец периода, можно составлять производственную программу (таблица 3.2, 3.3).

Таблица 3.2. Бюджет производства на 200_г. (натуральные единицы)

Таблица 3.3. Бюджет производства на 200_г. (руб.)

Следующим этапом бюджетного планирования является разработка бюджета материальных затрат и закупок . Для разработки данного бюджета потребуются сведения о планируемом выпуске продукции, о нормативах использования материалов и о запасах материалов на начало отчетного периода.

Существуют два расчетных метода определения бюджета материалов: метод технологического нормирования (применяется при расчете тех материалов, которые расходуются на производственные цели) и метод сравнительного анализа счетов (относится к материалам, которые расходуются на сбытовые нужды или применяется на тех предприятиях, где нет метода технологического нормирования).

Нормативы, формирующие бюджет материальных затрат, должны быть реально достижимыми при высокой эффективности работы, то есть учитывать процент потерь, неизбежных в процессе производства.

Вначале составляется бюджет использования сырья и материалов, который впоследствии будет является отправным документом для составления бюджета закупок.

Таблица 3.4. Бюджет использования сырья и материалов

После того как определена потребность в основных материалах, простым суммированием производится расчет совокупной потребности в материалах по видам продукции. Сырье должно закупаться в количестве, достаточном для достижения запланированного уровня производства и для образования целевого уровня запасов сырья на конец бюджетного периода. По каждому виду сырья и материалов бюджет закупок в натуральном выражении рассчитывается по формуле:

Запас в материалах на конец отчетного периода определяется аналогично запасам готовой продукции по методу «совокупных выгод– издержек».

Бюджет использования и закупок материалов можно составит в форме единого документа, но он может оказаться трудно воспринимаемым, особенно когда на производстве используется несколько видов прямых материалов. Разумнее составлять два обособленных документа, тем более, что за закупку материалов ответственность несет коммерческая служба, а за и использование производственные подразделения.

Таблица 3.5. Бюджет закупок прямых материалов на 200_г.

Как и бюджет прямых материальных затрат и закупок, бюджет прямых трудовых затрат основывается на данных бюджета производства и нормативах затрат труда основных рабочих на изготовление каждого вида продукции. Стоимость затраченного труда будет зависеть от типа и количества производимой продукции, ее трудоемкости, системы оплаты труда. Прямые затраты труда рассчитываются также двумя основными способами как и прямые материалы, отличие состоит в том, что прямые затраты труда можно сразу определить в стоимостном выражении, так как они не имеют переходящего остатка на начало планируемого периода.

Таблица 3.6. Нормативы затрат на труда на изготовление 1 ед. продукции

Таблица 3.7. Бюджет затрат труда в натуральном и стоимостном выражении

Найдем количество работников, которое необходимо предприятию, чтобы обеспечить плановый объем выпуска.

Продолжительность рабочей недели сотрудников предприятия – 40 часов, в течение одного месяца полностью проходят 4 недели, следовательно продолжительность рабочего периода за месяц составляет 160 часов. За планируемый период (11 месяцев, с учетом отпуска) рабочее время одного работника составит – 1760 часов. Для выполнения запланированного объема работ потребуется 723 100/1760 = 411 ставок основных работников.

Необходимо обратить внимание на то, что в расчете все «астрономическое время» в течение рабочего дня тратится исключительно на выполнение нормативов по изготовлению продукции. Однако это допускается, если в нормативы затрат на изготовление одного изделия уже включаются «нормальные», технологические потери ресурсов. Если же нормативы приняты достаточно жесткие (без учета перекуров, обеденного перерыва, очистки оборудования и т. д.), потребность в работниках будет намного больше, чем рассчитанная с учетом нормативной производительностью.

Поскольку в основе бюджета затрат труда лежит бюджет производства, то неправильный расчет объема продаж может привести к ошибочной политике найма персонала.

После калькуляции всех статей прямых затрат появляется возможность определения бюджета общепроизводственных расходов (ОПР). Постатейный расчет производится тем же способом, что и для материалов, то есть для каждой статьи расходов выбирается база распределения и на основе этого, определяется бюджетная величина по статьям ОПР. В бюджет включаются вспомогательные материалы, косвенные затраты труда, платежи сторонним организациям.

Таблица 3.8. Бюджет общепроизводственных расходов

Таблица 3.9. Бюджет общепроизводственных расходов по видам продукции (руб.)

Все переменные затраты классифицируются на затраты производства и затраты сбыта. Переменные издержки, относящиеся к процессу производства, образуют плановые производственные затраты предприятия, расчет которых представлен в таблице 3.10.

Таблица 3.10. Бюджет производственных затрат (себестоимость выпуска)

Таблица 3.11. Распределение производственных затрат по видам продукции (руб.)

Величина плановых производственных затрат обычно отличается от плановой себестоимости выпуска, причиной является наличие у предприятия на начало бюджетного периода остатка незавершенного производства. В этом случае плановая себестоимость выпуска будет рассчитываться как сумма остатка незавершенного производства на конец периода и плановых производственных затрат за минусом остатка незавершенного производства на начало периода.

Переменные затраты не относящиеся к производству составляют бюджет коммерческих расходов , которые списываются на себестоимость реализации произведенной продукции.

Постоянные расходы не имеют прямой связи с объемом производства и продаж и по своей принадлежности к стадиям кругооборота капитала подразделяются на общехозяйственные (административные) и коммерческие расходы. Постоянные расходы планируются сметно по центрам ответственности, и только лишь часть из них определяется расчетным путем. Сметное планирование имеет два варианта:

1) планирование, основанное на бюджетах прошлых периодов (приростной бюджет);

2) планирование, проводимое без учета результатов прошлых периодов (бюджет с нуля), такое планирование в чистом виде в российской экономике встречается довольно редко.

При любом варианте сметы затрат подразделений, составленные на основе из целевых планов развития, утверждает соответствующая управленческая служба предприятия (планово-экономическое управление).

Постоянные расходы рассчитываются в разрезе отдельных видов продукции на основе плановых величин баз распределения и плановых коэффициентов аналогично калькуляции общепроизводственных расходов (таблица 3.12).

В основе составления бюджета продаж лежит себестоимость проданной продукции , которая определяется по формуле:

Таблица 3.12. Бюджет постоянных расходов

В свою очередь себестоимость произведенной продукции, определяется бюджетом полных производственных затрат. Рассчитав все необходимые данные, определим себестоимость продукции, планируемой к реализации в бюджетном периоде и произведем ее калькуляцию по видам продукции.

Таблица 3.13. Бюджет себестоимости продаж

Таблица 3.14. Определение себестоимости реализации по видам продукции (руб.)

После определения себестоимости реализации по видам продукции, можно рассчитать прогнозную величину маржинального дохода:

Таблица 3.15. Определение маржинального дохода по видам продукции (руб.)

После определения маржинального дохода, можно сказать, что собрана и обработана вся необходимая информация для составления прогнозного отчета о прибылях и убытках . Данный отчет рациональнее составлять в двух вариантах: «развернутом» (доходность отдельных видов продукции) и сводном. Отчет и прибылях и убытках является пограничным между операционным и финансовым бюджетом. В процессе разработки финансового бюджета данные операционного бюджета будут корректироваться, в частности, при решении вопроса сокращения плановой величины финансового дефицита денежных средств предприятия.

Таблица 3.16. Сводный прогнозный отчет о прибылях и убытках на 200_г.

Таблица 3.17. Бюджет о прибылях и убытках в разрезе доходности отдельных видов продукции на 200_г.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. автора Шевчук Денис Александрович

18. Бюджетная система страны: федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Межбюджетные отношения. Консолидированный бюджет Бюджетная система страны представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений между государством и

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

79. Операционный, производственный и финансовый циклы, пути их оптимизации К операционным относятся бюджет затрат материалов, бюджет производственных затрат и бюджет управления.Финансовое и производственное планирование осуществляется в согласованные временные

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

92. Показатели маржинального анализа: маржинальный и относительный доход, производственный (операционный) рычаг Показатель маржинального дохода широко используется при ценообразовании. Краткосрочное ценообразование на основе маржинального дохода используется для

Из книги Рынок ценных бумаг. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

100. Операционный валютный риск Операционный валютный риск связан с торговыми операциями, а также с денежными сделками по финансовому инвестированию и дивидендным (процентным) платежам. Операционному риску подвержено как движение денежных средств, так и уровень

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

77. Операционный валютный риск Операционный валютный риск связан с торговыми операциями, а также с денежными сделками по финансовому инвестированию и дивидендным (процентным) платежам. Операционному риску подвержено как движение денежных средств, так и уровень

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

73. Операционный валютный риск Операционный валютный риск связан с торговыми операциями, а также с денежными сделками по финансовому инвестированию и дивидендным (процентным) платежам. Операционному риску подвержено как движение денежных средств, так и уровень

Из книги Бюджетирование и контроль затрат в организации автора Виткалова Алла Петровна

2.3.2. Бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей) Имея данные об объемах производства можно приступить к разработке бюджета прямых материальных затрат.Бюджет прямых материальных затрат и

Из книги Финансовый анализ автора Бочаров Владимир Владимирович

7.5. Операционный анализ прибыли в составе маржинального дохода Формирование и использование прибыли (как формы дохода) – основа предпринимательской деятельности и ее конечный финансовый результат. Сравнение массы прибыли с затратами характеризует эффективность

Из книги Бюджетирование и контроль затрат: теория и практика автора Красова Ольга Сергеевна

2.1.1. Операционный бюджет Этап 1. Отправной точкой при составлении операционного бюджета является формирование бюджета продаж, который определяется не столько производственными возможностями организации, сколько возможностями сбыта на рынке.Цель данного бюджета –

Из книги Науково-практичний коментар Бюджетного кодексу України автора Ярошенко Ф О

Из книги Путин и кризис автора Немцов Борис

БЮДЖЕТ Началось все с официальных заявлений Путина и других высших должностных лиц, что кризиса нет. «У нас есть сложности, но нет кризиса», говорил Путин еще осенью, а другие российские чиновники называли Россию «островом стабильности» на фоне глобальных экономических

Из книги Недвижимость. Как ее рекламировать автора Назайкин Александр

Из книги Преимущество сетей [Как извлечь максимальную пользу из альянсов и партнерских отношений] автора Шипилов Андрей

Операционный и сетевой статус На рисунке 6.1 показано, как формируется статус фирмы, который состоит из двух основных компонентов или разновидностей: операционного и сетевого. Операционный статус связан с фактическим качеством товаров и/или услуг фирмы. Он зависит от

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

6. Операционный план проекта 6.1. Расходы по основной деятельности Прямые издержки и накладные расходыВ состав расходов на текущую деятельность входят затраты на приобретение машин (авансовые лизинговые платежи), общие издержки и расходы на персонал.Увеличение затрат на

Из книги Маркетинг для государственных и общественных организаций автора Котлер Филип

Бюджет В этом разделе описываются издержки, ассоциируемые с разработкой и реализацией маркетингового плана. Хотя предварительные бюджеты могут пересматриваться с учетом реального состояния источников финансирования, в результате будет представлен лишь

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

Бюджет актуален и для семей, и для государственных учреждений, и для городов, и для компаний. Без него невозможно работать над проектами, организовывать деятельность.

Что представляет собой бюджетирование

Бюджетирование представляет собой работу по управлению бюджетом. Это составной элемент финансового планирования. Бюджетирование способствует грамотному распределению ресурсов. Занимаются им специальные отделы в компании. Бюджетирование осуществляется по специальной модели. Она не может быть типовой. Для каждого предприятия разрабатывается индивидуальная модель, соответствующая особенностям деятельности и финансовым возможностям.

ВАЖНО! Сложность бюджетирования определяется размером компании. Если организация совсем небольшая, достаточно просто сформировать смету по доходам и расходам.

ВНИМАНИЕ! Именно на основании бюджетирования формируется нынешняя и будущая деятельность компании.

Главные задачи

Рассмотрим базовые задачи бюджетирования:

  • Оптимизация трат.
  • Согласование деятельности всех отделов компании.
  • Выявление подразделений, которые приносят наибольшую прибыль (подлежат развитию).
  • Выявление подразделений, которые не приносят прибыль (подлежат закрытию).
  • Анализ общей финансовой деятельности организации.
  • Формирование финансового прогноза.

Бюджетный период – это время действия определенного бюджета. Как правило, это год. Качественное бюджетирование включает в себя финансовое планирование, а также менеджмент.

ВНИМАНИЕ! Необходимость в бюджетировании появляется тогда, когда количество персонала в компании превышает 50 сотрудников.

Основные функции бюджетирования

Рассмотрим шесть базовых функций бюджетирования:

  1. Финансовое планирование. Бюджетирование позволяет находить наиболее выгодные направления для вложения средств. При этом исключаются невыгодные направления. Ресурсы в них просто перестают вкладываться. Планирование подразделяется на стратегические и тактические цели.
  2. Анализ итогов деятельности. Грамотность составления финансового плана можно оценить только после анализа итогов его реализации. Оценка результатов деятельности позволяет обнаружить слабые стороны, исправить ошибки.
  3. Анализ деятельности менеджеров. В процессе бюджетирования определяется дальнейшая деятельность компании. Воплощение сформулированных задач – задача менеджеров. Проверка результатов их деятельности позволяет отследить эффективность реализации бюджетирования, а также помогает подготовить почву для материального стимулирования сотрудников.
  4. Мотивация работников и руководства. Бюджетирование предполагает формирование ориентиров для деятельности компании. Нужны они для мотивации сотрудников на работу в соответствии со стратегическими задачами.
  5. Создание коммуникационной среды. Работников рекомендуется извещать о том, чего желает руководство. Это обеспечивает мотивацию и вовлеченность, увеличивает производительность. Бюджетирование обеспечивает движение информации не только от руководства обычным сотрудникам, но и от рядовых работников руководству.
  6. Координация между отделами компании. Слаженная деятельность компании возможна только в том случае, если существует координация между всеми ее подразделениями. Бюджетирование позволяет использовать все направления работы для достижения единой цели.

Многим менеджерам не нравится идея о введении бюджетирования. Связано это с увеличением ответственности. Для предупреждения проблем следует провести обучение менеджеров, объяснить необходимость бюджетирования, его пользу.

ВНИМАНИЕ! Качественное бюджетирования невозможно без автоматизации. Для управления бюджетом используются специальные программы, позволяющие уменьшить трудозатраты.

Разновидности бюджетирования

Существуют различные виды бюджета. Каждый из них позволяет решить разные задачи. Рассмотрим некоторые из разновидностей:

  • Финансовый бюджет. Он включает в себя все доходы и расходы компании. Документы, составляющие основу бюджетирования: прогноз о прибыли, движении средств, бухгалтерский баланс. Основная цель – планирование движения ресурсов для поддержания платежеспособности организации.
  • Операционный бюджет. Включает только доходы и траты от определенного направления деятельности. В операционный бюджет входят также траты на косвенные налоги. На предприятии может вестись учет общехозяйственных трат, амортизационных отчислений.

Существует очень много видов операционного бюджета. В частности, вид определяется в зависимости от того, бюджет какого направления имеется в виду.

Особенности внедрения бюджетирования в компании

Не существует типового алгоритма внедрения бюджетирования. Однако можно рассмотреть общий порядок действий:

  1. Формирование финансовой структуры. Создается перечень принципов бюджетирования компании. Для формирования финансовой структуры нужно провести анализ документации компании, особенностей взаимодействия подразделений. Корректируются существующие стандарты учета. Сотрудники подготавливаются к нововведениям. Формируется модель бюджетирования, позволяющая контролировать денежные потоки.
  2. Формирование бюджетной структуры. Структура бюджета может включать в себя бюджет продаж, производства, закупок, уплаты налогов, расходов управленческого направления. Структура определяется особенностями конкретного предприятия.
  3. Формирование учетно-финансовой политики. Учетно-финансовая политика – это свод принципов ведения бухучета.
  4. Создание регламента. Регламент планирования включает в себя мероприятия и инструменты бюджетирования. Формируется нормативная база, регламентирующая финансовый учет. Регламент включает в себя ряд документов: положение о финансовой структуре, бюджете.
  5. Разработка операционного и финансового бюджета. Данную задачу имеет смысл доверить профессионалам.

ВАЖНО! Эффективность системы бюджетирования можно увеличить при помощи сценарного анализа.

Внедрение бюджетирования на предприятии – крайне сложная задача. Как правило, эта работа доверяется специализированным компаниям. Однако сотрудники предприятия могут самостоятельно повысить эффективность бюджетирования. Для этого нужно следовать данным рекомендациям:

  1. Внедрение автоматизированных систем бюджетирования. Без ПО управление бюджетом будет занимать значительно больше времени. Автоматизация позволяет уменьшить количество ошибок. Существует множество автоматизированных систем. Выбор зависит от особенностей предприятия. К примеру, существует ПО для малых компаний. Некоторые системы заточены специально под обработку больших объемов информации.
  2. Получение консультаций от специалистов. Если бюджетирование утрачивает эффективность, имеет смысл обратиться в консалтинговую фирму. Это позволит выявить ошибки, слабые места, разработать методы коррекции системы. Особенно это важно в том случае, если компания маленькая и не располагает подразделением с соответствующей специализацией.
  3. Обращение внимания на мотивацию менеджеров. Составление грамотного бюджетирования недостаточно для увеличения эффективности деятельности предприятия. Идеи должны быть правильно реализованы, а это уже задача менеджеров. Мотивация сотрудников позволит ускорить внедрение системы.

Бюджетирование – задача для специалистов. Не обязательно доверять соответствующим компаниям все этапы работы. Можно обратиться за профессиональной помощью только в том случае, если возникли сложности.

В экономической литературе термины «план» и «бюджет» несут различную смысловую нагрузку. В первом случае рассматривают весь определенным образом упорядоченный спектр действий, направленных на достижение некоторых целей, причем эти действия могут описываться не только с помощью формализованных количественных оценок, но и путем разработки ряда неформализуемых процедур.

Бюджет – понятие, подразумевающее количественное представление плана действий, причем, как правило, в стоимостном выражении. Можно выделить следующие основные различия между планом и бюджетом (табл. 4.5).

Таблица 4.5

Ключевые различия понятий «план» и «бюджет»

Финансовый бюджет

Бюджет – это краткосрочный финансовый план. Обычно он составляется в денежном выражении и переводит долгосрочный план на язык проектировок на ближайшее будущее. Бюджет устанавливает конкретные задания в области:

· продаж и расходов;

· денежных поступлений и платежей;

· краткосрочной дебиторской или кредиторской задолженности;

· необходимо товарного запаса;

· потребности в рабочей силе.

Соотношение между целями, долгосрочными планами и бюджетами определяется тем, что установленные цели сохраняются довольно долго, возможно, на протяжении всего времени существования компании (хотя они могут корректироваться). Несколько последовательных долгосрочных планов определяют, как эти цели будут достигаться, а бюджеты определяют, как будет выполняться долгосрочный план.

Долгосрочные планы необязательно разрабатывают на пять лет, а бюджеты на 12 месяцев: горизонт планов компании могут выбирать по своему усмотрению, хотя обычно на практике используют именно эти плановые периоды. Для компаний, работающих, например, в сфере информационных технологий, пятилетний срок может быть слишком большим, поскольку изменения реально происходят практически ежедневно. Бюджеты также необязательно разрабатываются на год. Однако этот временной горизонт используется очень широко.

Годовой бюджет устанавливает задания на предстоящий год для всех структурных уровней компании. Обычно он составляется с разбивкой по месяцам и определяет задания на месяц. Во многих случаях годовой бюджет разрабатывается на основе месячных цифр. Например, отдел продаж просят рассчитать перспективные показатели продаж на каждый месяц бюджетного периода.

Практически всегда какой-нибудь аспект деятельности компании не позволяет ей достичь всех целей. Нередко это – ограниченный спрос на ее продукцию или нехватка средств производства (сырья и материалов, оборудования и трудовых ресурсов). Это необходимо заранее выявить, так как выполнение большинства, если не всех, бюджетов будет зависеть от этого лимитирующего фактора.

Обычно компании разрабатывают на один период несколько бюджетов, относящихся к различным аспектам их деятельности. Все отдельные бюджеты сводятся в главный бюджет (master budget), который обычно представляет собой плановый отчет о прибылях и убытках и плановый баланс. Однако главный бюджет может включать и краткий отчет о движении денежных средств.

Сначала обычно разрабатывает бюджет продаж, поскольку именно он устанавливает ожидаемый общий объем деятельности в предстоящем периоде. Потребность в запасе готовой продукции будет во многом зависеть от ожидаемого объема продаж; также она будет зависеть от того, как компания управляет запасами готовой продукции. Потребность в запасе готовой продукции определяет необходимый объем производства, который в свою очередь определяет необходимый объем работ на отдельных участках производства. Производственный план и подход компании к управлению запасами сырья и материалов определяют ее бюджет сырья и материалов. От бюджета сырья и материалов зависит бюджет закупок, а от него и от политики компании в отношении расчетов с кредиторами зависит бюджет торговых кредиторов. Этот последний влияет на бюджет денежных средств, который в свою очередь зависит от бюджета продаж, разрабатываемого с учетом политики компании в отношении дебиторов. Наличие денежных средств напрямую зависит от величины накладных расходов и прямых затрат на оплату труда (которые сами будут зависеть от объема производства), а также от планируемых капитальных вложений. Факторы, влияющие на подходы компании к управлению запасами, взысканию дебиторской задолженности и погашению кредиторской, детально анализируются, и на этой основе определяется уровень их возможного качественного и количественного воздействия в перспективе. На практике при разработке бюджетов всегда существует некое ограничение, не позволяющее компании выполнить установленное задание в области продаж. Например, ей не хватает производственных мощностей, чтобы выпустить такое количество продукции, которое даст возможность выполнить бюджет продаж. в этом случае компании необходимо либо найти пути решения проблемы, либо пересмотреть бюджет продаж в сторону понижения. Между бюджетами существуют не только горизонтальные, но и вертикальные связи. например, в составе бюджета продаж можно выделить несколько вспомогательных бюджетов. Поэтому общий бюджет продаж будет представлять собой сумму вспомогательных бюджетов. То же относится и к другим бюджетам, особенно бюджету производства. Все вспомогательные бюджеты должны согласовываться с общими краткосрочными планами, сформулированными главными бюджетами, т.е. с плановым отчетом о прибылях и убытках и плановым балансом.

Бюджеты выполняют следующие функции:

1) являются инструментами планирования и позволяют своевременно выявлять возможные ближайшие проблемы. Выявив проблему заранее, компания может изучить и рассмотреть все предложения, направленные на решения этой задачи. Процесс разработки бюджета способствует выявлению и решению такого рода проблем;

2) могут использоваться для координации деятельности различных подразделений компании, так как деятельность различных подразделений компании необходимо координировать таким образом, чтобы работа одного подразделения дополняла работу других. Например, отдел закупок (снабжения) производственной компании должен учитывать в своей деятельности потребности производственных служб в сырье и материалах. В противном случае у компании может возникнуть либо нехватка сырья, либо запасы сырья и материалов могут неожиданно кончиться, и производств может остановиться. Или же у компании могут образоваться излишние запасы, что приведет к росту затрат на хранение; и другим отрицательным последствиям.

3) устанавливают задания и тем самым стимулируют служащих лучше работать. Чтобы компания работала эффективно, ее служащие должны добиваться поставленных перед ними целей;

4) являются инструментами управления. Чтобы контролировать работу персонала, руководство компании нуждается в определенном ориентире, с помощью которого оно могло бы делать сравнения и оценивать эту работу. Текущие результаты необходимо сравнивать с результатами за прошлый месяц или год или с результатами другой компании. Однако нередко самая логичная база сравнения – это показатели бюджета.

Наличие данных о фактических результатах за отчетный период позволяет сравнить их с показателями бюджета, что дает возможность для решения конкретных управленческих задач. в этом случае появляются условия для «управления по отклонениям» (management by exception), т.е. использования метода управления, при котором высшие управляющие концентрируют свои усилия на тех участках работы компании, где что-то идет не по плану, и не вмешиваются в работу подразделений, которые выполняют план.

Бюджеты также позволяют управляющим низшего звена следить за собственной работой, поскольку, зная, чего от них ожидают и чего они достигли на самом деле, могут оценить свою работу и при необходимости принять корректирующие меры.

В заключение еще раз подчеркнем, что построение прогнозной отчетности в рамках бюджетирования текущей деятельности или на более длительную перспективу является неотъемлемой функцией финансовой службы любой компании. Эта отчетность может использоваться для решения различных целей и задач:

В качестве ориентира для контроля за текущей деятельностью компании;

При прогнозировании степени удовлетворительности структуры баланса;

Решения инвестиционных задач и т.д.

дипломная работа

1.3 Виды бюджетов в организации

Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п.

К двум основным отличным типам бюджета следует отнести бюджеты, построенные по принципам «снизу вверх» и «сверху вниз». Первый вариант предусматривает сбор и отбор бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству компании. При таком подходе много сил и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных структурных единиц. Кроме того, довольно часто представленные «снизу» показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных. В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня. Этот вид бюджетирования широко распространен в России. По мнению специалистов, причиной данной ситуации является как неопределенность перспектив развития рынка в целом, так и нежелание руководства заниматься планированием.

Бюджет, составляемый по принципу «сверху вниз», требует от руководства компании четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый период. Такой подход обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т.п. для оценки эффективности работы центров ответственности. По мнению большинства специалистов, бюджетирование «сверху вниз» является предпочтительным. Однако на практике, как правило, применяются смешанные варианты составления бюджетов, содержащие в себе черты обоих подходов.

Выделяют также и другие типы бюджетов. Постатейные бюджеты предусматривают жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью. То есть если тому или иному отделу запланировано потратить не более 5 тыс. долларов на рекламу, то больше ему не дадут, даже если подразделение сэкономило на командировках 15 тыс. долларов. В западной практике такой подход широко используется в правительственных учреждениях, однако нередко применяется и в коммерческих организациях для обеспечения более жесткого контроля и ограничения полномочий руководителей нижнего и среднего звена.

Бюджеты с истекающим сроком действия подразумевают систему бюджетирования, в которой не израсходованный на конец периода остаток средств не переносится на следующий период. Эта разновидность бюджета используется в большинстве организаций, так как позволяет более четко контролировать деятельность менеджеров и расход ресурсов компании, пресекая «накопительские» тенденции. К недостаткам данного метода бюджетирования эксперты относят неравномерность расходования бюджетных средств, когда в конце периода менеджеры начинают в срочном порядке тратить различными способами остаток средств, опасаясь, что в случае «недорасхода» бюджет на следующий период будет урезан на соответствующую сумму. Кроме того, в конце периода довольно много сил тратится на инвентаризацию и отчетность.

Гибким является бюджет, все статьи которого поставлены в зависимость от какого-либо показателя, например, от объема производства или продаж. В статичном бюджете цифры находятся вне зависимости от параметров, характеризующих объем производства или сбыта.

Бюджет с нулевым уровнем - это бюджет, который каждый раз составляется заново, «с нуля». В противоположность ему преемственный бюджет имеет нечто вроде шаблона, в который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом. Преемственный бюджет намного снижает объем усилий и времени, затрачиваемых на бюджетный процесс. Однако он имеет и довольно серьезные недостатки, основной из которых - опасность образования «застойных участков», тянущихся из прошлого без изменений, которые при составлении бюджета «с нуля» могли бы быть пересмотрены и оптимизированы.

Акцент может быть сделан не на типах бюджетов, а на различных методах их построения - стратегиях бюджетирования.

Организации могут использовать:

Дополнительное бюджетирование, когда бюджет нового года базируется на бюджете, установленном для предыдущего периода плюс/минус корректирующая величина на ожидаемые изменения. Это очень популярный в развитых странах метод в организациях, не нарушающих установленные шаблоны работы со своими филиалами или отделами;

Нулевое бюджетирование: планирование ресурса подразделения на заданный период начинается с нулевого бюджета ресурсов, а затем создается подробная нисходящая схема бюджета с приоритетами, обосновывающими его требования по ресурсам. Для оперативных целей достаточно трудоемкий метод, продуктивно его использование для трехгодичного и более периода, с разбиением по годам, с применением дополнительного бюджетирования к преимуществам относится то, что каждый отдел делает обзор элементов своей деятельности, устанавливает цели и обосновывает свои требования по ресурсам на регулярной основе. Чаще всего используется предприятиями государственного сектора;

Бюджетирование программ: единица бюджетной активности проводится не через филиалы или отделы, а через программы (для продуктов, проектов или кампаний);

Бюджетирование с маркетинговой проверкой: обслуживающие отделения представляют собой ценовые предложения, которые сравнивают с предложениями внешних поставщиков. В случае выигрыша отделений их заявка формирует бюджет на следующий год. Этот метод имеет недостаток - может возникнуть состояние неуверенности и беспокойства среди персонала.

Таким образом, единых стандартов и форм для составления бюджетов не существует. Каждое предприятие выбирает наиболее подходящий метод для составления своего бюджета и при выборе исходит из поставленных целен, принятых компанией деловых обычаев, философии, организационной структуры, функционирования системы планирования и контроля предприятия.

С точки зрения последовательности подготовки документов для составления основного бюджета выделяют две составные части бюджетирования:

1. Подготовка операционного бюджета;

2. Подготовка финансового бюджета.

Главный бюджет, или основной является своего рода связующим звеном, объединяющим различные планы руководства, и, в первую очередь, маркетинговый и производственный планы. Основной бюджет - это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей. Это план, скоординированный по всем подразделениям план работы для организации в целом, состоящий из двух основных бюджетов - оперативного и финансового. Охарактеризуем кратко элементы этих бюджетов.

В оперативном бюджетепредставлены планируемые на бюджетный период операции по каждому подразделению, по отдельным видам деятельности и по всей организации в целом.

Оперативный бюджет включает в себя следующие бюджеты:

1.бюджет продаж;

2.бюджет производства;

3. бюджет прямых материальных затрат,

4. бюджет производственных запасов

5. бюджет прямых затрат на труд;

6. бюджет коммерческих расходов;

7. бюджет общепроизводственных расходов;

8. бюджет управленческих расходов;

9. прогноз отчета о прибылях и убытках.

Под финансовым бюджетом понимается совокупность финансовых планов, которые отражают источники поступления денежных средств и планируемые направления их использования. Финансовый бюджет состоит из:

1. бюджета денежных средств;

2. бюджета капитальных затрат;

3. прогнозного баланса.

Подготавливая оперативный бюджет, в первую очередь, отталкиваются от бюджета продаж, поскольку от объема продаж зависят многие элементы основного бюджета. Бюджет продаж определяет высшее руководство, основываясь на исследованиях маркетингового отдела. Специалисты данного отдела выясняют, какой товар, по какой стоимости и в каком количестве можно будет реализовать в следующем году. Бюджет продаж отражает месячный или квартальный объем продаж в стоимостных и натуральных показателях.

Под бюджетом производства понимается план выпуска продукции, который выражается в физических единицах измерения. С помощью бюджета производства определяется количество услуг или товаров, которые нужно произвести, чтобы реализовать на практике запланированные продажи и нужный уровень запасов. В соответствии с объемом продаж делается прогноз объема производства.

После того, как определяется объем производства, производится расчет бюджета прямых материальных затрат, показывающий общие нужны производства и требуемый объем закупок по основным материалам, который зависит от ожидаемого потребления материалов в производстве и запасов на складе.

Бюджет производственных запасов содержит информацию, необходимую для подготовки двух заключительных финансовых документов основного бюджета:

1. прогноза отчета о прибылях и убытках - в части подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции;

2. прогноза баланса - в части подготовки данных о состоянии нормируемых оборотных средств (сырья материалов и запасов готовой продукции) наконец планируемого периода. Объем незавершенного производства определяется исходя из технологических особенностей изготовления продукции.

В бюджете производства отражаются затраты компании по оплате труда основного производственного персонала, с его помощью определяется необходимое рабочее время в часах, которое требуется, чтобы выполнить запланированный объем производства.

В бюджете коммерческих расходов содержится информация о расходах, которые организация планирует на бюджетный период. Эти расходы могут быть связаны с реализацией продукции, объем которой был запланирован (транспортные расходы, расходы на рекламу, комиссионные и т.п.). Кроме того, выделяются затраты на транспортировку, складирование, упаковку, хранение и страхование продукции.

В бюджете общепроизводственных расходов отражаются все затраты, которые связаны с производством товара или услуг, кроме затрат на оплату труда и материалы. В этом бюджете выделяются постоянная (планирующаяся исходя из потребностей производства) и переменная (как норматив) составляющие.

В бюджете управленческих расходов содержится информация об операционных расходах, которые планируются для обеспечения жизнедеятельности компании на бюджетный период. Эти расходы не связаны с реализацией товара или услуг и являются постоянными. Бюджет управленческих расходов - это последний предварительный документ перед составлением отчета о прибылях и убытках.

Все вышеназванные бюджеты являются предварительными, так как на их основе разрабатывается такой документ, как отчет о прибылях и убытках, составление которого является последним шагом в процессе подготовки * оперативного бюджета. Назначение данного отчета, который также называют бюджетом доходов и расходов,- показать соотношение всех доходов от реализации (по фактически отгруженной продукции и/или оказанным услугам) в плановый период со всеми видами расходов, которые организация планирует понести в этот же период. Главный смысл бюджета доходов и расходов - показать руководству организации эффективность ее хозяйственной деятельности в предстоящий период.

Бюджет капитальных затрат - это важный вспомогательный бюджет, показывающий объем финансовых ресурсов, которые руководство выделяет на бюджетный период под организацию нового бизнеса или бизнес-план. В этом документе отражается то, как распределяются капиталовложения по бюджетным периодам и статьям расходов.

Бюджет движения денежных средств - это план движения наличных денежных средств (кассы и расчетного счета). В нем отражаются все планируемое использование денежных средств и прогнозируемые поступления на бюджетный период. Этот бюджет - один из важнейших бюджетов организации. На основе бюджета движения денежных средств можно подготовить прогнозный баланс - бюджет, отражающий прогнозные соотношения активов и пассивов компании в соответствии со сложившейся структурой активов и пассивов и ее изменением в процессе реализации других бюджетов.

Таким образом, выделяют различные виды бюджетов в зависимости от их содержания и назначения. Все бюджеты тесно связаны друг с другом.

Выводы по главе 1

1. Бюджет - это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

2. Бюджетирование - это процесс формирования и исполнения бюджета организации, который включает в себя стадии разработки и рассмотрения проектов бюджета, утверждения наиболее приемлемого из них в виде документа, содержащего количественные показатели, в соответствии с которыми осуществляется формирование и распределение фондов денежных средств и их эффективное использование для обеспечения решения задач и выполнения функций хозяйствующего субъекта.

3. Главный смысл бюджетирования сводится к повышению финансово-экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия путем координации усилий всех подразделений на достижение конечного, количественно определенного результата.

4. Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п.: бюджеты, построенные по принципам «снизу вверх» и «сверху вниз»; постатейные бюджеты; бюджеты с истекающим сроком действия; гибкие и статичные бюджеты; бюджеты с нулевым уровнем и преемственные; дополнительное и нулевое бюджетирование; бюджетирование программ и бюджетирование с маркетинговой проверк

Бюджетирование и контроль затрат

Прежде всего, надо видеть различия в целях построения каждого из бюджетов. Смешение принципов выбора бюджетных статей для различных видов бюджетов - типовая ошибка при построении бюджетных систем...

Бюджетирование обычных видов деятельности промышленного предприятия на примере ООО "Деталис"

Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. В отличие от формализованных отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, бюджет не имеет стандартизированной формы, которая должна строго соблюдаться...

Бюджетирование: организация, методы процедуры, направления совершенствования на примере ООО "МеталлСтрой"

Организация и совершенствование системы бюджетирования на предприятии

Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. В отличие от формализованного отчета и прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, бюджет не имеет стандартной формы, которая должна строго соблюдаться...

Основные бюджеты ОАО "Российские железные дороги"

Существуют различные виды бюджетов. В зависимости от объектов бюджетирования различают генеральный (общий) и частные бюджеты. Генеральный бюджет охватывает деятельность организации в целом...

Постановка бюджетирования на предприятии

бюджет система финансовый планирование Составление бюджетов является основой в системе планирования и контроля в управленческом учете. Практически все организации, за исключением мелких, занимаются бюджетированием Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н...

Разработка бюджетирования как инструмента контроллинга

Существуют различные подходы к разработке бюджетов, классификацию их можно представить в виде рис. 1. Рис...

Система бюджетирования организации

Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п. К двум основным отличным типам бюджета следует отнести бюджеты...

Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям деятельности план работы для организации в целом...

Финансовое планирование на основе бюджетного подхода

Целью управления денежными средствами является поддержание их на минимально допустимом уровне, достаточном для нормальной деятельности субъекта хозяйствования...

Финансовое состояние и исполнение бюджетов на предприятии

Бюджет - финансовый документ установленного формата, по которому происходят планирование и учет результатов хозяйственной деятельности. Т.е. цель составления бюджета - планирование и учет финансовых результатов деятельности предприятия...

Характеристика доходов Федерального бюджета, субъектов РФ и муниципальных бюджетов

В настоящее время в России сложились три основные группы бюджетных доходов: налоги, неналоговые доходы и доходы бюджетных целевых фондов. Кроме того, имеются ещё и безвозмездные поступления (ст. 41 БК РФ)...

Составление операционного бюджета начинается с разработки бюджета продаж. Определение общего объема реализации является компетенцией высшего руководства, которое формирует свое решение в процессе консультаций с управляющим отделом сбыта. На основе бюджета продаж строятся бюджеты производства и себестоимости реализованной продукции. Составление бюджета предполагает планирование не только денежных потоков, но и потребностей в ресурсах, выраженных в натуральных единицах измерения (количество людей, оборудования, производственных площадей, метров ткани и т.п.).

1. Разработка бюджета продаж.

Бюджет продаж является результатом обсуждения управляющими, аналитиками и персоналом отдела реализации планов реализации продукции предприятия. Планирование продаж - это сложный процесс, при котором необходимо учитывать множество факторов: историю продаж, общее состояние экономики, ценовую политику, результаты маркетинговых исследований, производственные мощности, конкуренцию, наличие ограничений со стороны государства и т.д.

На основе прогноза продаж составляется бюджет продаж (табл. 12).

Таблица 12. Бюджет продаж

Для того чтобы иметь возможность продать планируемое количество швейных изделий, ОАО «Импульс» должно их изготовить. Следовательно, в этом случае необходим бюджет производства.

2. Разработка бюджета производства.

Бюджет производства определяет, сколько единиц продукции необходимо произвести для выполнения бюджета реализации и для поддержания запасов готовой продукции на уровне, запланированном руководством.

Бюджет производства составляется как в натуральных, так и в денежных единицах. Объем производства в натуральных единицах (шт.) рассчитывается следующим образом:

Бюджет производства = Бюджет продаж + Прогнозируемый запас готовой продукции на конец года - Запас готовой продукции на начало периода

Как отмечалось выше, начальные запасы платьев составили 100 шт., костюмов - 50 шт. (см. табл. 11). Руководство в своих планах утвердило величину готовой продукции на конец отчетного периода соответственно на уровне 1100 и 50 ед. (см. табл. 5).

Следовательно, бюджет производства имеет следующий вид (табл. 13).

Таблица 13. Бюджет производства в натуральных единицах

Для определения совокупных затрат на производство необходимо рассчитать себестоимость единицы продукции, складывающуюся из затрат материалов, труда и накладных расходов. Поэтому следующий этап подготовки генерального бюджета - это составление частных бюджетов: бюджета затрат материалов, бюджета затрат труда и бюджета накладных расходов.

3. Разработка бюджета затрат материалов и бюджета закупок материалов в натуральных единицах.

При планировании закупок материалов необходимо учитывать уровень запасов материалов как на начало, так и на конец планируемого периода (последний определяется руководством).

Для расчета расхода материалов в натуральных единицах необходимо знать:

  • · запасы материала на начало отчетного периода;
  • · потребности в материалах для выполнения производственного бюджета.

К моменту составления бюджета на складе предприятия имелось 7000 м фланели и 6000 м шерсти (см. табл. 10). Расход материалов (в метрах) на единицу продукции был представлен в таблице 7. На основе этих данных определяются затраты материалов при выполнении производственного плана (табл. 14).

К моменту составления бюджета на складе предприятия имелось 7000 м фланели и 6000 м шерсти, стоимость которых была определена соответственно как 49 и 60 тыс. руб. (см. табл. 10). Для оценки запасов материалов применяется метод ФИФО. Планируемая на 2009 г. цена материалов определена была в табл. 6.

Таблица 14. Затраты материалов, необходимые для производства запланированного объема готовой продукции, м

Стоимость материалов, необходимых для обеспечения плановых показателей производства, рассчитывается следующим образом:

Количество материалов, необходимых для обеспечения плана производства = Материалы, необходимые для производства запланированного объема продукции - Запасы материалов на начало периода.

Расчет прямых материальных затрат, необходимых для производства запланированного объема продукции, представлен в табл. 15.

Таблица 15. Бюджет прямых материальных затрат

Для того чтобы определить, сколько материалов необходимо закупить в планируемом периоде, следует учесть, на какой уровень запасов к концу периода предприятие хочет выйти (см. табл. 8).

Бюджет закупок основных материалов показан в табл. 16.

Таблица 16. Бюджет закупок основных материалов в натуральном и стоимостном выражении

4. Разработка бюджета прямых трудовых затрат.

Стоимость затраченного труда зависит от типа и количества (см. табл. 13) производимой продукции, ее трудоемкости (см. табл. 7), системы оплаты труда (см. табл. 6). Эти данные используются при составлении бюджета прямых трудозатрат (табл. 17).

Таблица 17. Бюджет затрат труда в натуральном и стоимостном выражении

5. Разработка бюджета накладных расходов.

Составлению данного бюджета предшествует классификация накладных расходов на постоянные и переменные. Для этого исследуется их зависимость от объема выпущенной продукции. Если накладные расходы не изменяются при сокращении или увеличении производственной программы, то такие расходы будут считаться постоянными. Если подобная зависимость существует, то это переменные расходы.

Базой распределения накладных расходов между отдельными видами продукции в соответствии с учетной политикой ОАО «Импульс» является заработная плата основных производственных рабочих. Их планирование также осуществляется в соответствии с ожидаемым фондом времени труда основных производственных рабочих. Ниже приводится бюджет, составленный исходя из прогнозируемых трудозатрат основных производственных рабочих в 30 000 ч (см. табл. 9).

Таблица 18

Таким образом, одному часу труда производственных рабочих соответствует 40 руб. накладных расходов (1 200 000 / 30 000).

6. Разработка бюджета запасов готовой продукции на конец отчетного периода в натуральном и стоимостном выражении.

Запасы готовой продукции в натуральной оценке на конец отчетного периода на этапе планирования деятельности предприятия определяются его руководством.

Для того чтобы оценить запасы в денежном выражении, необходимо вычислить плановую себестоимость единицы продукции. Себестоимость готовой продукции будет зависеть от выбранного метода калькулирования и оценки запасов.

В соответствии с учетной политикой ОАО «Импульс» применяется метод учета и калькулирования полной себестоимости, а запасы оцениваются по методу ФИФО. Это означает, что:

  • · в себестоимость готовой продукции включаются как прямые, так и косвенные производственные и непроизводственные расходы;
  • · к концу отчетного периода на складе предприятия остается готовая продукция, изготовленная в данном отчетном периоде (табл. 19).

Таблица 19. Расчет себестоимости готовой продукции в 2009 г.

Таблица 20. Бюджет запасов материалов и готовой продукции

на конец планируемого периода

На основании информации о стоимости накладных расходов (см. табл. 18) и данных о запасах материалов и готовой продукции в натуральном выражении (см. табл. 10 и 11) можно составить бюджет запасов на конец планируемого периода.

Для оценки запасов материалов необходимо знать величину запасов в натуральном выражении и стоимость единицы запасов. Величина запасов в натуральной оценке определяется в планах руководства. В данном случае запасы материалов на конец периода были определены как 8000 м фланели и 2000 м шерсти (см. табл. 8), их стоимость соответственно 7 и 10 руб. (см. табл. 6).

Таким же образом определяется величина запасов готовой продукции на конец предстоящего периода (табл. 20).

7. Разработка бюджета себестоимости продаж.

В основе составления бюджета проданной продукции лежит следующая формула расчета:

Себестоимость проданной продукции = Запас готовой продукции на начало периода + Себестоимость произведенной за планируемый период продукции - Запас готовой продукции на конец периода

В свою очередь себестоимость произведенной за планируемый период продукции вычисляется следующим образом:

Себестоимость произведенной за планируемый период продукции = Прямые затраты материалов в планируемом периоде + Прямые затраты труда в планируемом периоде + Накладные расходы за планируемый период

Из приведенных формул следует, что к настоящему моменту имеются все данные, необходимые для составления бюджета себестоимости реализованной продукции (табл. 21).

8. Разработка бюджета административных, маркетинговых, коммерческих и других периодических расходов (табл. 22-26).

Информацией для планирования послужили сведения об ожидаемой величине накладных расходов (см. табл. 9).

Все рассмотренные виды затрат являются постоянными, не зависящими от объемов производства.

9. Разработка плана прибылей и убытков.

Составление операционного бюджета завершается подготовкой плана прибылей и убытков (табл. 27).

Таблица 21. Бюджет себестоимости продаж

Таблица 22. Бюджет производственных затрат, связанных с конструированием и моделированием, тыс. руб.

Таблица 23. Бюджет расходов на маркетинг, тыс. руб.

Таблица 24. Бюджет коммерческих расходов, тыс. руб.

Таблица 25. Бюджет отдела работы с клиентами, тыс. руб.

Таблица 26. Бюджет административных расходов, тыс. руб.

Таблица 27. Прогноз прибылей и убытков

После соответствующих корректировок ожидается, что налогооблагаемая прибыль составит 808566,7 руб., а налог на прибыль -

808566,7 * 24 % = 194056 руб.